kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние экологических факторов на рост и развитие всходов лиственницы даурской

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача исследования – это получение качественных саженцев лиственницы, необходимых для восстановления сахалинской светлохвойной тайги. Для изучения особенностей роста всходов лиственницы был заложен опыт. Высадка семян осуществлялась в открытый грунт в местах с разной почвой и закрытый грунт в контейнеры с разной почвой. Для опыта использовались семена лиственницы, полученные от Смирныховского лесничества. Данная исследовательская работа отражает результаты первого года исследования, которые могут быть ценными для дальнейшего выращивания лиственницы из семян. В работе приведён дневник наблюдений, графики, таблицы измерений, сделаны выводы по полученным результатам. На данный момент опыт продолжается почти два года, все наблюдения фиксируются в дневнике наблюдений. Отдельно существует продолжение данной работы, в которой обнаружены удивительные явления в жизни саженцев лиственницы при изменении условий существования. Работа интересна и позволила привлечь внимание других учащихся к исследованиям и выращиванию лиственницы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние экологических факторов на рост и развитие всходов лиственницы даурской»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Буюклы

муниципального образования городской округ «Смирныховский»

Сахалинской области

Школьное лесничество МБОУ СОШ с. Буюклы «Живая планета»









Исследовательская работа


Влияние экологических факторов

на рост и развитие всходов лиственницы даурской






Автор: Лысенко Родион Евгеньевич, 9 класс





Руководитель: Червонная В.В., учитель биологии и химии МБОУ СОШ с. Буюклы









с. Буюклы

2020 г.

Содержание


Введение ………………………………………………………………..…3

Материалы и методы…………………………………………………..….4

Результаты………………………………………………………………....7

Анализ результатов………………………………………………………10

Заключение……………………………………………………….………11

Список литературы………………………………………………………13

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………….…14

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………..…20

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………..23


































Введение


Леса России составляют пятую часть лесных земель мира, а площадь лесного фонда Дальнего Востока составляет около 500 млн гектаров, или почти половину лесных земель страны. Сахалин в масштабах Дальнего Востока занимает относительно небольшую площадь, но приблизительно 70% площади острова покрыто лесами. (Растительный мир Сахалина, 2014)

Единственное дерево, которое образует редколесья на заболоченных территориях острова – лиственница. Традиционно лиственница закрепилась на неприемлемых для других деревьев заболоченных участках долины реки Поронай, сырые экотопы Тонино-Анивского полуострова, и Сусунайской долины юга острова. После лесных пожаров светлохвойные лиственничные леса замещают темнохвойную тайгу из ели аянской и пихты сахалинской. Лиственница обладает устойчивостью к низовым пожарам благодаря особому строению коры в нижней части ствола. (Древесные растения северного Сахалина. https://helpiks.org/9-27692.html)

Главным эдификатором в светлохвойной тайге Сахалина выступает лиственница Каяндера (даурская).

В различных источниках можно встретить различную информацию о том, какой же именно вид лиственницы произрастает на Сахалине. Ряд специалистов считает лиственницу Каяндера восточной расой лиственницы Гмелина. Ранее для всего острова указывалась лиственница Гмелина трудах В.Ю. Баркадова и А.А. Тарана, а строго для южного Сахалина в искусственных насаждениях отмечается лиственница японская, которая является эндемиком японского острова Хонсю (Баркалов В.Ю., Таран А.А. Список видов сосудистых растений острова Сахалин. http://biosoil.ru/files/00000309.pdf). Также встречается информация о произрастании в южной части Сахалина курильской лиственницы. Очень часто для выяснения видовой принадлежности лиственницы необходимо производить генетический анализ. Учитывая эти факты, вопрос видового определения исследуемой лиственницы я оставлю более квалифицированным специалистам.

Актуальность:

Разведение лиственницы осуществляется из семян в питомниках лесничеств Сахалинской области, высаживание саженцев ели способствует улучшению качественного и количественного состава светлохвойной тайги Сахалина. Поэтому так важно исследование особенностей её развития, влияния экологических условий на всходы лиственницы.

Проблема: получение качественных саженцев лиственницы, необходимых для восстановления сахалинской светлохвойной тайги.

Цель исследовательской работы:

Изучить особенности роста всходов лиственницы в зависимости от экологических факторов среды.

Объект исследования: лиственница.

Предмет исследования: экологические факторы, влияющие на рост и развитие всходов лиственницы.

Гипотеза: На рост и развитие всходов лиственницы влияют экологические факторы среды.

Задачи:

  1. Изучить дополнительную литературу по данной теме.

  2. Заложить опыт с семенами лиственницы.

  3. Провести наблюдение за ростом и развитием всходов лиственницы, полученных из семян.

  4. Произвести измерение биометрических параметров всходов лиственницы, метеорологических параметров среды в период наблюдения.

  5. Произвести анализ и сравнение полученных данных.


Исследовательская часть


Для изучения особенностей роста всходов лиственницы был заложен опыт. Для опыта использовались семена лиственницы, полученные от Смирныховского лесничества.

Высота лиственницы при благоприятных условиях может достигать 50 м, максимальный возраст до 300-400 лет, зарегистрированы лиственницы возрастом 800 лет.

Крона лиственницы при постоянных ветрах может иметь ассиметричную флагообразную форму. Хвоя однолетняя, мягкая. Сплюснутая, ярко-зелёная, расположена на удлинённых побегах спирально и поодиночке, а на укороченных — пучками, по 20—40 (50) штук в каждом. Осенью деревья полностью сбрасывают хвою. (Лиственница. https://ru.wikipedia.org/wiki/Лиственница)

Лиственница — однодомное растение. Мужские колоски округло-яйцевидные, желтоватые, длиной от 5 до 10 мм. Тычинки с двумя пыльниками. Пыльца без воздушных мешков. Женские шишки красновато-розовые или зелёные. Опыление наступает одновременно с распусканием хвои или сразу за её распусканием, на юге — в апреле — мае, на севере — в июне. Шишки созревают осенью в год цветения, имеют яйцевидную или продолговато-округлую форму при длине от 1,5 до 3,5 см. Семенные чешуи жёсткие, длиннее кроющих. Зрелые шишки раскрываются либо сразу, либо — перезимовав — в начале весны. Семена мелкие, яйцевидные, с плотно прикреплёнными крылышками. Плодоношение начинается в возрасте около 15 лет. Обильные семенные годы повторяются с периодичностью 6—7 лет. Всхожесть семян низкая.

Лиственница — чрезвычайно светолюбивое дерево, в затенении не возобновляется и не растёт. (Лиственница в ландшафтном дизайне: виды и правила выращивания. https://lovely-dom.ru/2017/09/listvennitsa-v-landshaftnom-dizayne-vidyi-i-pravila-vyirashhivaniya)

В начале нашего исследования возникла вполне объяснимая путаница в том, семена какого дерева всё-таки мы имеем. Во-первых, сказался человеческий фактор. А во-вторых, если сравнить семена ели и лиственницы, то они обнаруживают сходство. Даже при прорастании на первом году жизни всходы этих лесообразующих деревьев весьма схожи. Различия проявляются ближе к ноябрю, когда происходит сокращение длины дня и наступает снижение температуры воздуха.

Семена (рис. 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 1) были посеяны отрядом «Школьное лесничество» МБОУ СОШ с. Буюклы в июне и, начиная с этого времени, производился мониторинг состояния всходов лиственницы (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Первая опытная площадка (пл. у школы) была заложена на пришкольном участке (рис. 2, 3, ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Условия произрастания на пл. у школы: почва серая лесная, затенение слабое, прилегающая к пл. у школы растительность представлена Берёзой плосколистной (редко), смородиной чёрной (культивируемые кустарники), травянистый ярус представлен разнотравьем. Семена после стратификации были посеяны без предварительной обработки и замачивания прямо в грунт 26.06.2018 г. Посев семян был осуществлён в неглубокие борозды – 2 см глубиной, борозды были присыпаны грунтом, а грядка укрыта акриловым материалом.

Для второй (к. 1), третьей (к. 2) четвёртой (к. 3) и пятой (пл. в торфяной земле) части эксперимента семена были замочены в воде комнатной температуры с 26.06 по 28.06, а затем после просушки семян были высажены в грунт (рис. 4 ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Высадка осуществлялась в три контейнера с разной почвой для выявления влияния на рост и развитие всходов лиственницы типа почвы.

Контейнер № 1 (к. 1) был наполнен торфяной землёй тёмно-коричневого цвета. Посеяно 100 штук семян.

Контейнер № 2 (к. 2) был наполнен глинистой землёй светлого серо-коричневого цвета. Посеяно 100 штук семян.

Контейнер № 3 (к. 3) комбинированная земля, содержащая торф, перегной, удобрения, чернозём. Посеяно 100 штук семян.

Контейнеры находились в одинаковых условиях на окне в помещении, при температуре воздуха: 16-24 °С. Полив осуществлялся регулярно через опрыскивание водой комнатной температуры.

Также 250 семян было посеяно в торфяную почву в открытый грунт (пл. с торфяной почвой) для изучения влияния температурных условий на рост и развитие всходов лиственницы при изучении результатов, полученных в к. № 1. Прилегающая растительность: культивируемые декоративные кустарнички и травы.

После посева семян 26.06 у школы и 28.06 в контейнеры, первые всходы появились 6.07 практически на всех опытных участках. Изменения, происходившие со всходами, зафиксированы в фотоотчёте наблюдений (рис. 2-12, ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Для наблюдений и измерения использовались штангель-циркуль, линейка, термометр.

После появления всходов периодически производилось измерение биометрических параметров всходов лиственницы. Измерялась длина стебля, длина листьев, длина облиственной части стебля. Также производилось наблюдение за состоянием гипокотиля (часть стебля от корня до семядольных листьев (первых листьев), цветом и расположением листьев. В контейнерах было подсчитано количество живых всходов. Все данные записывались в дневник наблюдений (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), а по результатам измерений были получены графики, отображающие динамику роста, и диаграммы (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Полученные данные были проанализированы, сравнены графики и диаграммы, полученные на основе результатов эксперимента. Всходы, расположенные в контейнере на окне, росли в температурном диапазоне 16-25 °С, что отличается от температур открытого грунта. С помощью архива погоды, взятого с сайта https://www.gismeteo.ru/diary/, были составлены графики дневных и вечерних температур (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Сравнив данные, можно сделать вывод, что колебание температур в открытом грунте на период наблюдений значительно больше, всходы подвергаются воздействию более низких температур. Из графиков следует, что температуры в открытом грунте за период наблюдений опускались ниже 10°С.

Сравнение результатов, полученных в эксперименте, показало, что:

  1. Антоциановая окраска гипокотиля появляется у всходов, подверженных более низким температурам и под прямыми солнечными лучами солнца.

  2. Гипокотиль вытягивается у всходов, полученных в комнатных условиях (более высокие температуры, отсутствие прямых солнечных лучей, умеренная влажность).

  3. Высота побегов больше у всходов, выросших в комнатных условиях.

  4. Растения с более длинным гипокотилем часто оказываются слабыми, гипокотиль тонкий, нередко начинает отмирать.

  5. Всходы, сформированные при прямом солнечном освещении, имеют более бледную окраску листьев. А, значит, такие листья содержат меньше хлорофилла, чем листья растений, растущих в отсутствии прямых солнечных лучей.

  6. В глинистой земле всходам сложнее пробить верхний слой почвы, они быстро погибают.

  7. Удобренная почва не влияет на рост и развитие всходов лиственницы, выживаемость всходов выше в торфяной земле.

  8. Длина облиственной части стебля больше у всходов, выросших в торфяной почве, а длина листьев наоборот, меньше.

  9. К концу первого сезона вегетации у всходов происходит одревеснение гипокотиля, что характеризуется появлением светло-коричневой окраски стебля (гипокотиля), в независимости от места произрастания и способа выращивания всходов.

  10. Замачивание семян не влияет на скорость прорастания семян лиственницы.

  11. С уменьшением длины светового дня и понижением температуры листья (хвоинки) первого года отмирают, на верхушке побега формируется зимующая почка.

  12. При температуре воздуха около +10°С и коротком дне у всходов лиственницы зимующая почка быстро выходит из состояния покоя, выбрасывая пучок зелёных листьев, в ноябре намечается ветвление побегов, однако после этого рост растений в помещении прекращается. За зиму часть всходов, не прекративших вегетацию, погибла. В условиях уличного выращивания лиственницы растение находится в состоянии полного покоя до поздней весны.

Следовательно, можно сделать вывод, что качественные и здоровые всходы мы получим, выращивая их в открытом грунте под воздействием климата умеренных широт в торфяной почве.


Заключение


Очень часто по вине человека сокращается площадь лесов как в мире, так и на острове в частности. Лиственница является важным лесообразующим видом для сахалинской светлохвойной тайги. Лиственница часто используется человеком для различных нужд, что также приводит к обезлесению территорий. Возникает необходимость восстановления лесного покрова острова. В таких ситуациях качество и количество здоровых саженцев, полученных из семян лиственницы человеком играет важную роль. Данный эксперимент доказал гипотезу, что факторы среды влияют на рост и развитие всходов лиственницы. Зная влияние факторов среды на рост и развитие всходов лиственницы, мы сможем правильно заботится и ухаживать за растениями, создавая оптимальные условия для них с целью получения здоровых саженцев для лесовосстановления.

В процессе исследования наша гипотеза подтвердилась, и факторы среды, действительно, в большей или меньшей степени влияют на рост и развитие всходов лиственницы.

На основе результатов данного исследования можно рекомендовать выращивать лиственницу на стадии всходов в открытом грунте в умеренных широтах, используя для этого торфяную почву.

Дальнейшие перспективы данного эксперимента заключаются в продолжение наблюдений за ростом и развитием лиственницы до получения саженцев, пригодных высадки в места её естественного произрастания в целях лесовосстановления, а также наблюдении за высаженными саженцами. Как следствие данного эксперимента, мы должны получить здоровый и качественный лес, где эдификатором является лиственница.

Список литературы


  1. Абатуров А. В., Абатурова Г. А. Лиственница на Камчатке // Вестник МГУЛ – Лесной вестник. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/listvennitsa-na-kamchatke;

  2. Баркалов В.Ю., Таран А.А. Список видов сосудистых растений острова Сахалин. http://biosoil.ru/files/00000309.pdf;

  3. Древесные растения северного Сахалина. https://helpiks.org/9-27692.html;

  4. Дневник погоды для школьников. https://www.gismeteo.ru/diary;

  5. Зародыш (ботаника). https://ru.wikipedia.org/wiki/Зародыш_(ботаника);

  6. Лиственница. https://ru.wikipedia.org/wiki/Лиственница;

  7. Лиственница в ландшафтном дизайне: виды и правила выращивания. https://lovely-dom.ru/2017/09/listvennitsa-v-landshaftnom-dizayne-vidyi-i-pravila-vyirashhivaniya;

  8. Лиственница Каяндера. https://ru.wikipedia.org/wiki/Лиственница_Каяндера;

  9. Обезлесение. https://ru.wikipedia.org/wiki/Обезлесение;

  10. Растительный мир Сахалина / «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» — Владивосток: Издательство «Апельсин», 2014 —172 с.























ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Рис. 1. Семена лиственницы после удаления крыла.


Рис. 2. Посадка семян лиственницы на пришкольном участке.

Рис. 3. Укрывание грядок акриловым материалом.


Рис. 4. Контейнеры с разными типами почвы.


Рис. 5. Появление всходов лиственницы в контейнерах.


Рис. 6. Первые всходы лиственницы с гипокотилем в виде петельки и с семенной оболочкой (пл. у школы).


Рис. 7. Всходы лиственницы без семенной оболочки (пл. у школы).



Р ис. 8, 9. Всходы лиственницы в контейнере (слева) и в открытом грунте (справа) 11 августа.



Рис. 10, 11. Всходы лиственницы в контейнере (слева) и в открытом грунте (справа) 28 августа.

Рис. 12. Измерение длины побегов лиственницы 12 апреля.




ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Дневник наблюдения за всходами лиственницы (Larix sp.)


дата проведения наблюдений

к. 1

к. 2

к. 3

пл. с торфяной почвой

пл. у школы

26 июня

замачивание семян в тёплой воде

посадка прямо в грунт без предварительной обработки и замачивания. Укрытие акриловым материалом.

28 июня

просушка и посадка семян в грунт:


посадка в контейнер с торфяной землёй

посадка в контейнер с глинистой землёй

посадка в контейнер с комбинированной землёй

посадка в открытый грунт в торфяную землю


4 июля

всходов нет

всходов нет

всходов нет

всходов нет

всходов нет

6 июля

появление первых всходов (гипокотиль изогнут)

всходов ели нет. Есть всходы других растений.

появление первых всходов (гипокотиль изогнут)

появление первых всходов (гипокотиль изогнут)

появление первых всходов (гипокотиль изогнут)

8 июля

выпрямление гипокотиля


выпрямление гипокотиля



9 июля

массовые всходы

появление первых всходов (гипокотиль изогнут)

массовые всходы

единичные всходы с согнутым гипокотилем

массовые всходы

15 июля

появление второй спирали листьев. Часть всходов ещё не сбросила семенную оболочку.

появление второй спирали листьев. Часть всходов ещё не сбросила семенную оболочку.

появление второй спирали листьев. Часть всходов ещё не сбросила семенную оболочку.

появление второй спирали листьев. Часть всходов ещё не сбросила семенную оболочку.

Часть всходов не сбросила семенную оболочку.

16 июля


Всходы немногочисленные

часть всходов пропадает, гипокотиль потерял тонус.

массовые всходы, выпрямление гипокотиля


19 июля


Всходы пропадают


Появление второй спирали листьев. Часть всходов ещё не сбросила семенную оболочку. Немногие побеги желтеют и пропадают.

Всходы неравномерные, часть побегов желтеет и пропадает. Появление второй спирали листьев. Часть всходов ещё не сбросила семенную оболочку.

22 июля


все всходы пропали



Убрали акрил.

27 июля

всходы крепкие, с вытянутым гипокотилем светло-зелёного цвета. Третья спираль листьев, в зачаточном состоянии 4-ая спираль листьев. Побеги относительно одинаково развиты, листья расположены горизонтально.

нет живых всходов

Некоторые всходы пропадают, отмирает гипокотиль. Остальные всходы хорошо развиты, есть небольшие различия по высоте побега. Образуется третья спираль листьев, в зачаточном состоянии 4-ая спираль листьев. Гипокотиль светло-зелёного цвета, листья расположены горизонтально.

появление третьей спирали листьев

Всходы отличаются друг от друга по высоте и степени развития, неравномерные. Появление третьей спирали листьев у некоторых всходов. Гипокотиль прямой, красноватый (антоциановая окраска). Листья расположены горизонтально.

3 августа

Гипокотиль зелёного цвета, листья расположены горизонтально, 4 спирали листьев, зачаток 5-ой спирали. Некоторые побеги гибнут.

нет живых всходов

Гипокотиль тёмно-зелёного цвета, листья выглядят короче, чем в к. 1, расположены горизонтально. 3-4 спирали листьев. Некоторые побеги гибнут.

Гипокотиль красного цвета, не вытянут, листья направлены вверх (вертикально), зелёного цвета. Развивается 4-ая спираль листьев.

Всходы находятся в тени сорняков, влажность почвы умеренная. Прополка грядок. Гипокотиль вытянут, красноватого цвета, листья направлены вверх (вертикально), зелёные, развивается 5-ая спираль листьев.

11 августа

Гипокотиль зелёный, буреющий. Облиственная часть стебля вытянута, листья зелёного цвета.

нет живых всходов

Всходы тёмно-зелёного цвета. Облиственная часть стебля немного вытянута, гипокотить едва буреющий. Часть всходов погибает, растения по высоте различаются.

всходы зелёного и светло-зелёного цвета, гипокотиль антоциановый, бурый, изогнутый, не вытянут, листья направлены вверх, облиственная часть стебля вытянута, некоторые листья желтеют.

Всходы прямые и изогнутые, облиственная часть стебля сильно увеличена, гипокотиль от красноватого до бурого цвета, некоторые листья желтеют у окончания, направлены вверх и горизонтально, относительно здоровые всходы (визуально)

20 августа

Гипокотиль светло-зелёный, слегка буреющий. Листья тёмно-зелёные, направлены горизонтально, облиственная часть побега вытягивается.

нет живых всходов

Гипокотиль светло-зелёного цвета, слегка буреющий, листья зелёные и тёмно-зелёные , направлены горизонтально, облиственная часть стебля вытянута неравномерно.

Гипкотиль короткий, от бурого до светло-коричневого цвета, листья короткие, светло-зелёного цвета, направлены вверх, облиственная часть стебля вытянута.

Побеги прямые и изогнутые, гипокотиль толстый в диаметре, не вытянут, с антоциановой окраской, листья светло-зелёные, направлены в вверх и горизонтально, некоторые листья желтеют.

28 августа

Гипокотиль длинный, вытянутый, светло-коричневого цвета,листья направлены горизонтально, зелёные.

нет живых всходов

Гипокотиль длинный, вытянутый, светло-коричневого цвета,листья направлены горизонтально, зелёные, часть всходов гибнет.

Гипокотиль тёмно-коричневого цвета или бурый, листья светло-зелёные, направлены вверх.

Гипокотиль коричневого цвета, листья светло-зелёные, направлены в вверх и горизонтально.

10 сентября

Много пожелтевших листьев. Гипокотиль коричневого цвета. Облиственная часть бледно-зелёного цвета.

нет живых всходов

Пожелтевших листьев мало,преобладает насыщенный зелёный цвет. Гипокотиль коричневый, облиственная часть стебля бледно-зелёного цвета.

Гипокотиль коричневого цвета, листья светло-зелёные, жёлтых листьев мало.

Гипокотиль коричневого цвета, листья светло-зелёные, жёлтых листьев мало.

12 октября

Листья желтеют, высыхают, но остаются на побеге. На сформирова-лась крупная почка.

Нет живых всходов

Листья желтеют, высыхают, но остаются на побеге. На сформирова-лась крупная почка.

Гипокотиль коричневого цвета, листья желтеют.

Гипокотиль коричневого цвета, листья желтеют.

12 ноября

Распустились пучки молодых листьев, намечается ветвление у некоторых побегов, листья первого года высохли, светло-жёлтого цвета, некоторые отделяются от дерева.

Нет живых всходов

Распустились пучки молодых листьев, намечается ветвление у некоторых побегов, листья первого года высохли, светло-жёлтого цвета, некоторые отделяются от дерева.

Гипокотиль коричневого цвета, листья светло-жёлтые, некоторые отрываются от стебля.

Гипокотиль коричневого цвета, листья светло-жёлтые, некоторые отрываются от стебля.

12 декабря

Молодые листья растут плохо, постепенно желтеют. Полив регулярный, но реже, температура опускается до +10°С, света мало, подсвечивания искусственным светом не происходит.

Нет живых всходов

Молодые листья растут плохо, постепенно желтеют. Полив регулярный, но реже, температура опускается до +10°С, света мало, подсвечивания искусственным светом не происходит.

Под снегом в течение зимы, глубина снежного покрова около 30 см (по состоянию на 28 февраля).

Под снегом в течение зимы, глубина снежного покрова около 30 см (по состоянию на 28 февраля).

Январь, февраль

Всю зиму на стебле сохранялись зелёные листочки в небольшом количестве, у некоторых хвоя пожелтела, на верхушке образовалась крупная почка светло-зелёного цвета, наблюдается

Нет живых всходов

Всю зиму на стебле сохранялись зелёные листочки в небольшом количестве, у некоторых хвоя пожелтела, на верхушке образовалась крупная почка светло-зелёного цвета, наблюдается

Под снегом в течение зимы, глубина снежного покрова около 30 см (по состоянию на 28 февраля).

Под снегом в течение зимы, глубина снежного покрова около 30 см (по состоянию на 28 февраля).

12 апреля

Количество зелёных листочков на верхушках побегов увеличилось, они стали длиннее, но некоторые только распустились и пока короткие, у некоторых побегов прослеживается начало ветвления, образуются боковые пучки листьев, часть побегов погибли (рис. 12)

Нет живых всходов

Количество зелёных листочков на верхушках побегов увеличилось, они стали длиннее, но некоторые только распустились и пока короткие, у некоторых побегов прослеживается начало ветвления, образуются боковые пучки листьев, часть побегов погибли (рис. 12).

Снежный покров отсутствует, стебель светло-коричневый, на верхушке побега крупная почка светло-коричневого цвета. Почва сухая, застоя воды на участке не происходит.

Снежный покров отсутствует, стебель светло-коричневый, на верхушке побега крупная почка светло-коричневого цвета. На участке очень влажно (рис. 13).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Измерение высоты всходов в процессе роста


Дата проведения наблюдений

Высота всходов

к. 1

к. 2

к. 3

пл. с торфяной почвой

пл. у школы

26 июня

0

0

0

0

0

4 июля

0

0

0

0

0

9 июля

36,7

34,8

18,3

0

30,6

17 июля

54,5

38,9

51,5

28,9

38,5

27 июля

64,3

0

55,9

38,2

39,5

3 августа

64,5

0

57,2

27

39,6

11 августа

66,8

0

59,6

28,1

39,8

20 августа

53

0

50

27,6

41,1

28 августа

52,3

0

49,4

30,2

36,3

10 сентября

57,5

0

57,1

31

37




Длина зелёных листьев всходов лиственницы в см

(размер каждой выборки 20 шт.)


Дата

к. 1

к. 2

к. 3

пл. с торфяной почвой

пл. у школы

28.08

21

0

23,9

15,5

19

10.09

17,9

0

16,8

Не измерялась

12,1

12.04

1,3


1,1

нет

нет




Длина облиственной части стебля всходов лиственницы в см (28.08.2018 г.)


к. 1

к. 2

к. 3

пл. с торфяной почвой

пл. у школы

6

0

5,3

7,7

6




Изменение количества всходов лиственницы в шт.



к. 1

к. 2

к. 3

количество живых всходов на 10.09

46

0

39

количество живых всходов на 12.04

38

0

23











ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Графики дневных и вечерних температур в с. Буюклы, 2018 г.


Июнь, 2018 г.


Июль, 2018 г.







Август, 2018 г.


Сентябрь, 2018 г.
















23



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Влияние экологических факторов на рост и развитие всходов лиственницы даурской

Автор: Червонная Василина Владимировна и Лысенко Родион Евгеньевич

Дата: 09.03.2020

Номер свидетельства: 542124


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства