kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебный план программы"Экологи" первый год обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности "Экологи" (первый год обучения)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебный план программы"Экологи" первый год обучения»


Автор: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Экологи»

Первый год обучения


Наименование раздела, темы

Всего часов

Теория

Практика

Формы контроля

1.Введение

4

2

2


2.Человек на Земле

4

2

2

Составление таблицы «Человек и природа»

3.Экология растений

14

7

7

Устный журнал «Удивительные растения»

4.Экология животных

14

7

7

Устный журнал «Удивительные животные»

5.Экология леса

10

5

5

Игра – викторина «Чудо дерево»

6.Экология человека

14

6

8

Конкурс рисунков «В здоровом теле – здоровый дух»

7.Природа города

12

6

6

Составление плана - схемы одного из парков города с указанием его обитателей

8.Охрана природы

4

2

2

Конкурс экологических знаков

9.Атмосфера

14

6

8

Решение кроссворда «Воздух»

10.Гидросфера

10

5

5

Презентация сообщений о местных водных объектах

11.Литосфера

8

3

5

Викторина «Почва»

12.Экология нашего края

36

11

25

Оформление исследовательских работ

Итого

144

62

82



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. ВВЕДЕНИЕ.

Знакомство с планом работы объединения, целями, задачами и правилами поведения на занятиях. Практические исследования, наблюдения в природе, их цели.

Практическая работа:

  • Фенологические наблюдения в природе.

  1. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ.

Человек – часть природы Земли. Появление и эволюция человека на Земле. Первобытный человек и природа. Влияние человека на природу планеты. Его взаимодействие с природой.

Практическая работа:

-Составление таблицы «Взаимодействие человека и природы в г. Вязьма и Вяземском районе».

  1. ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ.

Разнообразие растений планеты: водоросли, мхи, хвойные, цветковые, грибы. Некоторые отличительные признаки этих групп растений. Ботаника – наука о растениях. Органы растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами), их функция. Растения – источники питательных веществ и кислорода для животных и человека. Приспособленность растений к условиям жизни. Необыкновенные растения.

Практическая работа:

  • Работа со справочной литературой;

  • Рассматривание живых и гербарных экземпляров растений, нахождение их органов, сравнение органов разных растений;

  • Рассматривание плодов и семян растений, определение их приспособленности к распространению.

Правила поведения в природе: не срывать растения для букетов, букеты составлять из тех растений, которые выращены человеком; собирать лекарственные растения в тех местах, где их много, часть растений обязательно оставлять в природе, стараться ходить по тропинкам, чтобы живые существа не погибали от вытаптывания.

  1. ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ.

Разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Некоторые отличительные признаки этих животных. Зоология – наука о животных.

Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные животные. Цепи питания. Роль хищников в природе. Нарушение человеком природных цепей питания и отрицательные последствия этого явления. Приспособленность этих животных к условиям жизни.

Размножение и развитие животных. Забота о потомстве у животных. Охрана животных.

Практическая работа:

  • Посещение зоовыставок;

  • Викторина «Эти удивительные животные»;

  • Рассматривание коллекции насекомых;

  • Работа с карточками о животных.

Правила поведения в природе: не подходить близко к птичьим гнёздам, не прикасаться к ним; не брать с собой в лес весной и вначале лета собаку – она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей; не ловить и не уносить домой здоровых птенцов и детёнышей зверей.

  1. ЭКОЛОГИЯ ЛЕСА.

Значение лесов, их классификация. Рациональное использование леса. Биологические особенности древесных культур. Деревья, кустарники, травянистые растения леса.

Практическая работа, работа со справочной литературой:

  • «Зарисуй дерево»;

  • «Сколько лет дереву?»;

  • Составление норм и правил поведения в лесу для туристов, отдыхающих, сборщиков грибов и ягод;

  • Экологическая игра «Дождь».

6. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА.

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Оптимальный двигательный режим. Личная гигиена человека. Профилактика инфекционных заболеваний. Вредные привычки – разрушители здоровья. Гигиенические требования к пище и питанию. Бытовая химия и человек.

Практическая работа:

  • Разучивание комплекса утренней гимнастики;

  • Тест «Сколько сможешь ты прожить»;

  • Первая помощь при повреждении кожи, переломах, обморожениях.

7. ПРИРОДА ГОРОДА

Парки города. Зеленые насаждения парка, их функции. Виды деревьев, используемые в строительстве и архитектуре. Многообразие видов животных, обитающих в городе. Птицы города. Домашние животные.

Практическая работа:

  • Операция «Синица» (изготовление кормушек для птиц);

  • Знакомство с искусственными гнездами птиц;

  • «Определение численности птиц путём визуального учёта»;

  • «Экскурсия в живой уголок станции юных натуралистов»;

8. ОХРАНА ПРИРОДЫ.

Красная книга России и Смоленской области. Роль заповедников, заказников, ботанических садов, зоопарков в охране растений и животных.

Практическая работа:

  • Знакомство с музеем-заповедником в п. Хмелита.

  1. АТМОСФЕРА.

Атмосфера – газовая оболочка Земли. Состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ). Свойства воздуха (прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха: выбросы промышленных предприятий, средств транспорта. Влияние загрязнения воздуха на организмы. Охрана воздуха от загрязнений. Осадки, их виды, образование.

Практическая работа:

  • «Определение свойств воздуха»;

  • составление карты-схемы «Значение воздуха для живых организмов»;

  • подсчёт численности транспортных средств в районе СЮН, загрязняющих воздух;

  • выпуск листовок на тему охраны воздуха.


10. ГИДРОСФЕРА.

Вода. Свойства воды: прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Вода растворитель. Очистка воды при помощи фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Классификация местных водных объектов.

Источники загрязнения воды: сточные воды промышленных предприятий, ферм, бытовые стоки. Влияние загрязнения воды на организмы. Охрана вод от загрязнения (очистные сооружения, водоворот). Необходимость экономии воды при её использовании.

Практическая работа:

  • «Определение свойств воды»;

  • «Очистка воды при помощи фильтра»;

  • «Три состояния воды»;

  • «Составление характеристики местных водных объектов»;

  • Выпуск листовок «Берегите воду!».

11. ЛИТОСФЕРА.

Почва. Состав почвы: песок, воздух, глина, вода, перегной, соли. Живые существа почвы.

Плодородие – главное свойство почвы. Образование перегноя из остатков животных, растений. Образование солей из перегноя. Роль микробов в этих процессах. Поглощение растениями из почвы растворённых в воде солей.

Разрушение почвы под действием ветра, потоков воды, в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почв от разрушения.

Практическая работа:

  • «Определение свойств почвы»;

  • выпуск листовок «Берегите почву!».

12. ЭКОЛОГИЯ НАШЕГО КРАЯ.

Наблюдения в природе: за поведением насекомых (муравьёв, бабочек, шмелей), поведением птиц (прилёт, строительство гнёзд, выведение птенцов), поведением животных, поведением обитателей водоёмов.

Раннецветущие, съедобные, лекарственные, ядовитые растения нашего края. Ведение и правильное оформление экологических исследований.


УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:


  • группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, грибы. Некоторые их отличительные признаки;

  • группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Некоторые их отличительные признаки;

  • взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы. Правила поведения в природе;

  • значение лесов, их классификацию, травянистые растения, деревья, кустарники леса, правила поведения в лесу;

  • основные правила ведения здорового образа жизни, основы личной гигиены;

  • растения, животных, обитающих в зоне города, правила ухода и содержания домашних животных;

  • функции зелёных насаждений в городе;

  • состав и свойства воздуха, влияние загрязнения атмосферы на организмы, охрана воздуха;

  • свойства воды, круговорот воды в природе, значение воды для растений, животных, человека. Влияние загрязнения воды на организмы, охрана вод от загрязнения;

  • состав почвы, живые существа почвы, охрана почв от разрушения;

  • раннецветущие, лекарственные, съедобные, ядовитые растения нашего края.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

*различать наиболее распространённые в нашей местности растения и животных;

  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

  • проводить самостоятельные наблюдения в природе, выполнять опыты, вести фенологические наблюдения и исследовательские работы по заданию учёных, правильно вести их оформление;

  • изготовлять кормушки и гнездовья для птиц, развешивать их, вести правильную подкормку птиц, выполнять другую посильную работу по охране природы;

  • выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость, пропагандировать знания об охране природы;

выполнять правила личной гигиены, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.


Методическое обеспечение

1 год обучения

1. Введение

Формы и методы: (занятие объединения) - рассказ, беседа, наблюдение.

Наглядность и оборудование: исследовательские работы учащихся прошлых лет, бланки фенологических событий, дневники наблюдений, ручки, карандаши.


2. Человек на Земле.

Формы и методы: (занятие объединения) - лекция, беседа, обсуждение ситуаций, практическая работа.

Наглядность и оборудование: тетради, альбомные листы, ручки, карандаши, линейки, фломастеры.

Форма подведения итогов: составление таблицы «Человек и природа»


3. Экология растений.

Формы и методы: (занятие) - рассказ, беседа, обсуждение, устный журнал, работа с гербарным материалом, дидактическая игра, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, викторина, рисование, практическая работа.

Наглядность и оборудование: иллюстрации растений, заготовки для раскрашивания «Грибы», «Цветковые», определители растений, плакаты. Овощи и фрукты, игра – лото «Растения».

Форма подведения итогов: устный журнал «Удивительные растения»


4. Экология животных.

Формы и методы: (занятие) - рассказ, беседа, аукцион, дидактическая игра, наблюдение, практическая работа, разгадывание кроссвордов, викторина, устный журнал, отгадывание загадок.

Наглядность и оборудование: иллюстрации животных, определители животных, коллекции насекомых, заготовки для раскрашивания «Рыбы», «Собаки», игра «В мире животных», тетради, ручки, карандаши, линейки.

Форма подведения итогов: устный журнал «Удивительные животные»


5. Экология леса.

Формы и методы: (занятие) - рассказ, беседа, практическая работа, дидактическая игра, разгадывание кроссворда, составление памятки, турнир, прослушивание аудиокассеты.

Наглядность и оборудование: набор рисунков «Лес», определитель древесных культур, спилы древесных пород, иллюстрации : «Деревья и кустарники», «Плоды и семена», набор открыток «Травянистые растения леса», аудиокассета «Голоса леса», тетради, ручки, карандаши, линейки, фломастеры

Форма подведения итогов: игра-викторина «Чудо-дерево»


6. Экология человека.

Формы и методы: (занятие) - беседа, рассказ, практическая работа, занятие-суд, тестирование, разучивание комплекса утренней гимнастики, решение ситуативных задач, дидактическая игра, просмотр иллюстрации, турнир, отработка умений по оказанию первой помощи, рисование, КВН.

Наглядность и оборудование: пустые флаконы от моющих и дезинфицирующих средств, дидактические карточки «Из чего состоит пища», муляжи « Овощи и фрукты», плакат с изображением пищевых продуктов, набор медикаментов: бинт, вата, перекись водорода, спирт, йод, зеленка, мыло, лейкопластырь, бланки фенологических событий, тетради, ручки, карандаши.

Форма подведения итогов: конкурс рисунков «В здоровом теле -здоровый дух»



7. Природа города.

Формы и методы: (занятие объединения) - рассказ, беседа, учет, наблюдение, фотографирование, практическая работа, рисование, отгадывание загадок, дидактическая игра.

Наглядность и оборудование: тетради, альбомные листы. Ручки, карандаши, линейки, фотоаппарат, набор иллюстраций птиц и животных, определители птиц и животных.

Форма подведения итогов: составление плана-схемы одного из парков города с указанием его обитателей.


8. Охрана природы.

Формы и методы: (занятие объединения) - рассказ, путешествие, практическая работа, решение экологических ситуаций.

Наглядность и оборудование: Красная Книга Смоленской области, исследовательская работа «Хмелита», знаки правил друзей природы.

Форма подведения итогов: конкурс экологических знаков

9. Атмосфера.

Формы и методы: (занятие объединения) - беседа, рассказ, практическая работа, учет, конкурс листовок, рисование, наблюдение.

Наглядность и оборудование: рисунки «Живые барометры», часы, пробирка, стакан с водой, надувной мяч, блюдце с бумагой, спички, тетради, ручки, карандаши, линейки, дневники наблюдений.

Форма подведения итогов: решение кроссворда «Воздух».


10. Гидросфера.

Формы и методы: (занятие объединения) - рассказ, беседа, практическая работа, подготовка докладов, выпуск листовок, «Поле чудес».

Наглядность и оборудование: таблица «Круговорот воды в природе», карта Вяземского района, определитель простейших, пробирки, глобус, спиртовка, тетрадь, альбомные листы, ручки, карандаши, краски.

Форма подведения итогов: презентация сообщений о местных водных объектах


11. Литосфера.

Формы и методы: (занятие объединения) - рассказ, беседа, практическая работа.

Наглядность и оборудование: таблица «Типы почв», спиртовка, почва, колба, воронка, фильтр, тетрадь, ручка, карандаши, дневники опытов.

Форма подведения итогов: викторина «Почва»



12. Экология нашего края.

Формы и методы: (занятие объединения) - рассказ, беседа, экскурсия, практическая работа, наблюдение, учет, работа с гербарным материалом, опрос, запись рецептов, демонстрация видеофильма, прослушивание аудиозаписи.

Наглядность и оборудование: набор открыток «Раннецветущие растения», «Бабочки», «Ядовитые растения», «Лекарственные растения», «Съедобные растения», Красная книга Cмоленской области, гербарий раннецветущих растений, определитель птичьих гнезд и птиц, иллюстрации насекомых, определитель насекомых, таблица «Муравейник», видеофильм «Операция муравей», аудиокассета «Голоса птиц, карточки «Следы жизнедеятельности животных».

Форма подведения итогов: оформление исследовательских работ


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:

  1. Суворова В.А. Опыт экологической работы со школьниками. – Волгоград:Учитель, 2009

2.Тарасов В.В. Великан на поляне или первые уроки экологической этики – М.: Форум : Инфра-М, 2012

3.Уэлти К. Птицы - М.: Мир, 1983

4.Экология Смоленщины 1998 – Смоленск: 1999

5.Красная книга Смоленской области – Смоленск: Смоленский Государственный педагогический институт, 1997

6.Красная книга СССР - М.: Лесная промышленность, 1984


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:


  1. Андреев Ю.А.Три кита здоровья - М.: Физкультура и спорт, 1991

  2. Гершун В.И. Беседы о домашних животных - М.: Колос, 1992

  3. Гиляров М.С. Жизнь в почве - М.: Молодая гвардия, 1985

  4. Горшков М.В.Экологический мониторинг – М.: 2010

  5. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека - М.: Просвещение, 1989

  6. Литенецкий И.П. Барометры природы - М.: Детская литература, 1982

  7. Ливенцев В.П. Основы лесоводства - М.: Просвещение, 1986

  8. Смирняков Спутник грибника - М.: Экология, 1992

  9. Теремов А. Занимательная зоология - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999

10.Познавательная энциклопедия Экология – Смоленск: Русич, 1998 г.

11.Красная книга Смоленской области - Смоленск: Смоленский Государственный педагогический институт, 1997

12.Красная книга СССР - М.: Лесная промышленность, 1984

13.Большая энциклопедия животного мира – М:Росмэн, 2007

14.Как определить свежесть следа- М.: Издательский дом Рученькиных, 2007





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учебный план программы"Экологи" первый год обучения

Автор: Григорьева Ирина Евгеньевна

Дата: 10.01.2019

Номер свидетельства: 494604


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства