Бургер Евгения Эдуардовна
Воспитатель ГККП я/сада №26 «Тулпар»
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
Конспект организованной учебной деятельности
«Составление семейного альбома»
Программное содержание:
-уточнить представления детей о родной стране, городе, семье, об их именах;
-учить детей радоваться участию в семейных делах, разговорах, играх; понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;
-познакомить с понятиями «достоинство» и «недостатки», научить различать их, и давать анализ некоторым чертам характера;
-развивать у детей умение выделять из услышанного рассказа хорошие и вредные привычки;
-закрепить знания детей о том, как они понимают смысл слов: «быть добрым» и «быть справедливым»;
-развивать интерес детей к художественной литературе, умение говорить последовательно, связно;
-формировать грамматический строй, расширять словарный запас;
-развивать мышление, память;
-воспитывать культуру речевого общения, чувство долга и любви к ближним, дружелюбие и уважение к окружающим людям.
Ресурсы: Семейные альбомы, загадки, кружочки черного и белого цвета, пословицы о дружбе, игрушки Буратино, Мальвина.
Предварительная работа: Рассматривание фотографий из семейных альбомов, беседа о членах своей семьи.
План:
1. Самый близкий человек.
2. Конфликты между детьми.
3. Сюжетно-ролевая игра «Семья».
- Ребята, скажите в какой Республике вы живете?
-В Республике Казахстан.
-А как называется наш город?
-Уральск.
-А что такое родина?
-Родина – это то место, где мы родились и живем.
-А что такое семья?
-Семья – это папа, мама и я.
-Семьи создаются для того, чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными. Все члены семьи очень близкие друг другу люди. Ребята, посмотрите внимательно на эти фотографии. Вы здесь кого-нибудь узнаете?
-Да.
-А кого вы узнали?
-Вас.
-Правильно, это я. А этих людей вы узнаете?
-Нет.
-Конечно, нет. Они вам незнакомы, для вас они чужие люди, а для меня самые дорогие: мой муж, мой сын. Это моя семья. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге, стараются сделать все, чтобы не огорчать своих близких. У каждого человека есть семья. Бывают семьи большие, бывают маленькие, но главное не количество членов семьи, главное – как они относятся друг к другу.
Посмотрите, ребята, что это у меня в руках?
-Фотоальбом.
-В каждой семье есть фотоальбом, и перелистывать его страницы полезно и интересно для всех членов семьи. Через фотографии в семейном альбоме мы возвращаемся к лучшим мгновениям своей жизни: рождение детей, новый год, 8 марта и другие семейные праздники. В семейных фотоальбомах хранятся фотографии не одного поколения, а двух, трех. Через фотографии мы знакомимся с нашими предками, с людьми, которые жили и живут в разных уголках огромной, необъятной страны. А сейчас ребята, открывайте свои семейные альбомы и слушайте мои вопросы.
-Назовите и покажите членов своей семьи.
-Моя семья – это бабушка Люда, мама Галя и я Люся.
-А теперь нам расскажет и покажет фотографии своей семьи Айнура.
-Моя семья – это папа Малик, мама Найля и я, Айнура.
-Ребята, посмотрите в семейном альбоме Насти, есть старинная фотография. Настя, а ты знаешь, кто на ней снят?
-Это моя пробабушка Лена. (по фотографиям рассказывают 2-3 ребенка).
-Ребята, видите какие интересные фотографии хранятся в ваших семейных альбомах. По фотографиям вы можете многое узнать о своих друзьях, родственниках. А сейчас загадка:
И у мамы есть, и у папы есть, и у дочки есть, и у внучки есть,
И у лошадки есть, чтобы его узнать, надо его вслух назвать. Что это ребята?
– Имя.
- Да, у каждого человека есть имя. Если мы обращаемся к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество. А друзей, сверстников называем просто по имени. А теперь поиграем в игру «Имена». С помощью стульев давайте составим кружок и сядем. Правила игры таковы: мы хлопаем все вместе три раза в ладоши, поворачиваемся к соседу и называем свое полное имя, а теперь называем имя соседа в уменьшительно-ласковой форме.
Игра «Мое имя»
- Ребята, скажите, а у вас есть настоящий друг? (ответы детей).
- А как вы называете своих друзей? (ответы).
- Скажите, пожалуйста, а вы с ними когда-нибудь ссорились? (дети отвечают).
-А кто из вас может рассказать о каком-нибудь конфликте со своим товарищем. И скажите, кто из вас был прав, и почему вы так думаете?
Рассказы детей
«Когда я жил в деревне, мы гуляли с Мишей. Он у меня просил игрушку, которую мне подарили на день рождения. Я ее отдал. Миша приставал и я его стукнул. Я считаю, что сделал правильно, не отдав игрушку, потому что «даренное» не дарят, а стукнул, конечно, неправильно».
(слушаем рассказы 2-3 детей).
-Ребята, а как вы понимаете, смысл слов «быть добрым»?
-Это значит делиться с товарищами игрушками, сладостями, помогать тем, кто попал в беду.
-А как вы понимаете, смысл слова быть справедливым?
-Это значит быть честным, не обвинять товарищей в том, в чем они не виноваты, не перекладывать свою вину на другого.
-Правильно ребята, но важно помнить, что вы сами должны поступать с другом так, как хотели, чтобы он поступил с вами. Недаром народная мудрость гласит: «Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты». По поступкам ваших друзей судят и о вас. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные поступки, помогите ему стать хорошим, не поощряйте смехом его недостатки. Будьте снисходительны к мелким недостаткам друзей, не ссорьтесь по пустякам. Берегите друзей! Народная мудрость гласит: «Человек без друзей, как птица без крыльев», а в народе говорят так? «Дос жылатып айтар, дұшпан күлдіріп айтар».
«Жолдасты жол айырады» – Друга распознаешь в дороге.
-Да, ребята, у каждого человека есть черты характера, одни из них мы считаем достоинством, а другие недостатками. Достоинства – такие черты, от которых окружающим людям, и самому человеку польза, а недостатки приносят всем, да и самому хозяину только неприятности. На столах у вас белые и черные кружочки. Белыми будем отмечать достоинства, черными – недостатки. Подумайте, доброта – недостаток или достоинство? Почему?
Аналогично проводится с детьми анализ таких качеств характера как:
лень, грубость, бережливость, ложь, вежливость. По окончанию задания прошу детей белые и черные кружки и назвать, какие достоинства они отметили белыми кружочками, а какие черными.
-А сейчас послушайте сказку «Привычка» и подумайте, о каких привычках пойдет речь, о хороших или вредных?
Слушание сказки «Привычки»
«Ехали три молодых парня по реке в маленькой лодочке. У одного была привычка утирать под носом указательным пальцем, у другого постоянно зачесывать волосы рукой, а у третьего – почесывать бока. Разговорились они между собой. Тот, который утирал под носом пальцем, сказал:
-Братцы! Не худо бы нам отстать от своих привычек!
Другие согласились с ним. Посидели так, какое-то время, а у каждого рука так и чешется: у одного тянется к носу, у другого к голове, а у третьего к бокам. Тут увидели, что к ним подплывает лодка. Первый парень крепился, крепился, да и сказал потирая под носом:
-А воно наши-то едут, воно!
Другой, зачесывая волосы, крикнул:
-Сюда наши! Сюда наши!
-А третий привскочил радостный и, почесывая бока сказал:
-Наши едут! Наши едут!
Скажите, ребята, какие привычки были у братьев? (Вредные).
Правильно, они мешают человеку, потому что стремясь стать культурными, он их стыдится. Давайте будем следить за собой и постараемся, чтобы таких привычек у нас не было. А как вы назовете такие привычки: вытирать ноги, иметь при себе носовой платок, мыть руки после туалета и перед едой, убирать за собой посуду, убирать после игры игрушки, здороваться, прощаться, благодарить. (ответы детей).
-Правильно, это хорошие полезные привычки. Их надо вырабатывать у себя. Мальвина и Буратино. Помогите Мальвине воспитать Буратино, расскажите ему, что он не должен делать, чему ему следует научиться, чтобы быть культурными.
-Буратино должен был помыть руки перед едой, кушать аккуратно, не вытирать руки об себя, а также нельзя носом лезть в чернильницу.
-Правильно, ребята, и сегодня мы с вами будем играть в сюжетно- ролевую игру «Семья», и я посмотрю, когда вы будете играть, понаблюдаю, каких у вас привычек больше, вредных или хороших.