Статья «Дидактическая игра как средство психологического развития дошкольника с умеренной умственной отсталостью»
Статья «Дидактическая игра как средство психологического развития дошкольника с умеренной умственной отсталостью»
Нургалиева Куралай Мухтаровна
Учитель-дефектолог
ГККП ДО №8 «Сказка»
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
Статья «Дидактическая игра как средство психологического развития дошкольника с умеренной умственной отсталостью»
В работе с детьми дошкольного возраста особое внимание я уделяю развитию психологических процессов у детей с умственной отсталостью.
Моя цель - показать, что дидактическая игра является важным средством воспитания умственной активности дошкольника, что играя, у детей происходят «главнейшие изменения в психике ребенка. развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития».
Поэтому воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста я осуществляю в основном в игровом виде деятельности. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого возраста, я стараюсь предоставить детям широкую возможность для игр и самостоятельной деятельности.
Особое место в процессе воспитания дошкольников с умственной отсталостью занимает дидактическая игра. Она является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно - дети овладевают знаниями, играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития психических процессов у детей с умственной отсталостью еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует от них особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
В рамках дидактических игр цели воспитания достигаются через решение игровых задач. При проведении игры педагог выступает одновременно как организатор двух взаимосвязанных, но существенно различающихся видов деятельности - игровой и воспитально-познавательной. Для практики дошкольного воспитания особенно важным является развивающее воздействие дидактической игры: развитие двигательного аппарата, психомоторики; навыков поведения в соответствии с правилами; механизма идентификации, сопереживания; умение представить себя в чужой роли; формирование умений планировать, оценивать предстоящие действия, ориентироваться в ситуации; развитие навыков сотрудничества (особенно в командных играх), ряда личностных качеств (терпения, настойчивости, самоконтроля), делающих игру школой произвольного поведения. Поэтому важным является целенаправленное обучение детей самой процедуре игры, объяснение ее содержания, правил, способов действий, приучение детей к самоконтролю и взаимоконтролю в ходе проведения игры. Важное место дидактические игры занимают в ознакомлении дошкольников с окружающим миром, расширении и обогащении их представлений о нем.
Таким образом, при организации игровой деятельности необходимо задействовать в процессе решения задач как можно больше сенсомоторной информации, поскольку ещё М. Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребёнок формирует запас понятий, которыми оперирует интеллект.
Процесс развития мыслительных процессов включает в себя развитие памяти, воображения, мышления, совершенствование восприятия.
Процесс развития восприятия является одним из важнейших в познавательной деятельности дошкольника. Также можно подчеркнуть и особенности взаимосвязи зрительного восприятия и ориентировочных действий в процессе становления и взросления ребёнка.
Необходимо отметить и то, что развитие образов восприятия у ребенка происходит в процессе выполнения им все более сложных перцептивных действий. При этом овладение каждым новым их типом проходит ряд этапов. На первом из них выявление ребенком свойств предметов, учет которых необходим для выполнения практического действия, осуществляется в самом процессе такого действия, а результат достигается путем практических проб. Затем начинает складываться ориентировочное действие, предшествующее практическому и позволяющее ребенку обследовать нужные свойства и отношения предметов, используя внешние приемы (ощупывание, наложение, прикладывание друг к другу и т.п.). На втором этапе в ориентировочных действиях место внешних приемов занимают движения воспринимающих органов - осматривающего предметы глаза, ощупывающей их руки, при помощи которых создается образ ситуации, предопределяются направление практических действий. Наконец, на третьем этапе сложившиеся перцептивные действия начинают осуществляться без видимых внешних проявлений: ребенку достаточно бросить взгляд на предметы, чтобы обнаружить их свойства и отношения, важные для решения практической задачи.
В конечном итоге, развитие детского восприятия определяется общим развитием предметно-практической деятельности ребенка. Так, развитие зрительного восприятия происходит на первом году жизни в связи с формированием хватания и удерживания предметов, передвижения ребенка в пространстве; на втором-третьем году жизни - в связи с усвоением способов употребления предметов, применения простейших орудий. В последующие годы дошкольного детства зрительное восприятие развивается главным образом на основе продуктивных видов деятельности, требующих детального анализа формы предметов, их внутреннего строения, отношений по величине и т.п.
По мнению психологов необходимо учитывать следующее: без специального обучения этот процесс в дошкольном возрасте характеризуется слитностью и неточностью; чем младше ребёнок, тем большую роль в развитии восприятия играют его собственные практические действия; для интенсификации этого процесса огромное значение имеет включение игры и речи взрослого в процесс восприятия ребёнком окружающего мира.
Таким образом, специально подобранные дидактические игры на формирование и развитие сенсорного восприятия детей дошкольного возраста дают существенный толчок развитию дошкольников
Поэтому работа по развитию психологических процессов с детьми с умственной отсталостью проводится мною по разработанному плану, в совместной деятельности, на прогулке, а также я включаю игры в организованную учебную деятельность.
В своей работе я использую различные дидактические игры: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные, компьютерные.
Считаю, что одна из главных задач - это подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к ней. А чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре очень важно обратить внимание на то, как закончить игру. Это может быть разыгрывание фантов, чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т.д.
На мой взгляд, с помощью дидактической игры ребенок не только приобретает новые знания, общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями в роли болельщика, но и получает много новой для себя информации, что очень важно для его развития.
Между тем опыт моей работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. Не является исключением и работа по развитию психологических процессов дошкольников, ведь наилучших результатов можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.
Для меня важно знать, что моя работа не прошла даром, что моим советом воспользовались, а самое главное – виден результат работы. Поэтому, задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития психологических процессов у детей с умственной отсталостью.
Анализируя результаты проведенной мною работы, можно сделать вывод, что использование дидактических игр позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей и значительно повысить эффективность развития психологических процессов детей с умственной отсталостью.
И если педагоги, при построении работы по развитию психических процессов детей дошкольного возраста, будут опираться на дидактические игры, то этот процесс будет протекать более успешно, так как дидактические игры обогащают образовательный процесс, повышают результативность обучения, вызывают положительное отношение к обучению, положительно влияют на интеллектуальное развитие, а систематическое использование в работе с детьми дидактических игр поможет не только развить умственные способности детей и хорошую речь, но и уточнить знания детей об окружающем мире.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Дидактическая игра как средство психологического развития дошкольника с умеренной умственной отсталостью»»
Нургалиева Куралай Мухтаровна
Учитель-дефектолог
ГККП ДО №8 «Сказка»
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
Статья «Дидактическая игра как средство психологического развития дошкольника с умеренной умственной отсталостью»
В работе с детьми дошкольного возраста особое внимание я уделяю развитию психологических процессов у детей с умственной отсталостью.
Моя цель - показать, что дидактическая игра является важным средством воспитания умственной активности дошкольника, что играя, у детей происходят «главнейшие изменения в психике ребенка... развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития».
Поэтому воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста я осуществляю в основном в игровом виде деятельности. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого возраста, я стараюсь предоставить детям широкую возможность для игр и самостоятельной деятельности.
Особое место в процессе воспитания дошкольников с умственной отсталостью занимает дидактическая игра. Она является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно - дети овладевают знаниями, играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития психических процессов у детей с умственной отсталостью еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует от них особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
В рамках дидактических игр цели воспитания достигаются через решение игровых задач. При проведении игры педагог выступает одновременно как организатор двух взаимосвязанных, но существенно различающихся видов деятельности - игровой и воспитально-познавательной. Для практики дошкольного воспитания особенно важным является развивающее воздействие дидактической игры: развитие двигательного аппарата, психомоторики; навыков поведения в соответствии с правилами; механизма идентификации, сопереживания; умение представить себя в чужой роли; формирование умений планировать, оценивать предстоящие действия, ориентироваться в ситуации; развитие навыков сотрудничества (особенно в командных играх), ряда личностных качеств (терпения, настойчивости, самоконтроля), делающих игру школой произвольного поведения. Поэтому важным является целенаправленное обучение детей самой процедуре игры, объяснение ее содержания, правил, способов действий, приучение детей к самоконтролю и взаимоконтролю в ходе проведения игры. Важное место дидактические игры занимают в ознакомлении дошкольников с окружающим миром, расширении и обогащении их представлений о нем.
Таким образом, при организации игровой деятельности необходимо задействовать в процессе решения задач как можно больше сенсомоторной информации, поскольку ещё М. Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребёнок формирует запас понятий, которыми оперирует интеллект.
Процесс развития мыслительных процессов включает в себя развитие памяти, воображения, мышления, совершенствование восприятия.
Процесс развития восприятия является одним из важнейших в познавательной деятельности дошкольника. Также можно подчеркнуть и особенности взаимосвязи зрительного восприятия и ориентировочных действий в процессе становления и взросления ребёнка.
Необходимо отметить и то, что развитие образов восприятия у ребенка происходит в процессе выполнения им все более сложных перцептивных действий. При этом овладение каждым новым их типом проходит ряд этапов. На первом из них выявление ребенком свойств предметов, учет которых необходим для выполнения практического действия, осуществляется в самом процессе такого действия, а результат достигается путем практических проб. Затем начинает складываться ориентировочное действие, предшествующее практическому и позволяющее ребенку обследовать нужные свойства и отношения предметов, используя внешние приемы (ощупывание, наложение, прикладывание друг к другу и т.п.). На втором этапе в ориентировочных действиях место внешних приемов занимают движения воспринимающих органов - осматривающего предметы глаза, ощупывающей их руки, при помощи которых создается образ ситуации, предопределяются направление практических действий. Наконец, на третьем этапе сложившиеся перцептивные действия начинают осуществляться без видимых внешних проявлений: ребенку достаточно бросить взгляд на предметы, чтобы обнаружить их свойства и отношения, важные для решения практической задачи.
В конечном итоге, развитие детского восприятия определяется общим развитием предметно-практической деятельности ребенка. Так, развитие зрительного восприятия происходит на первом году жизни в связи с формированием хватания и удерживания предметов, передвижения ребенка в пространстве; на втором-третьем году жизни - в связи с усвоением способов употребления предметов, применения простейших орудий. В последующие годы дошкольного детства зрительное восприятие развивается главным образом на основе продуктивных видов деятельности, требующих детального анализа формы предметов, их внутреннего строения, отношений по величине и т.п.
По мнению психологов необходимо учитывать следующее: без специального обучения этот процесс в дошкольном возрасте характеризуется слитностью и неточностью; чем младше ребёнок, тем большую роль в развитии восприятия играют его собственные практические действия; для интенсификации этого процесса огромное значение имеет включение игры и речи взрослого в процесс восприятия ребёнком окружающего мира.
Таким образом, специально подобранные дидактические игры на формирование и развитие сенсорного восприятия детей дошкольного возраста дают существенный толчок развитию дошкольников
Поэтому работа по развитию психологических процессов с детьми с умственной отсталостью проводится мною по разработанному плану, в совместной деятельности, на прогулке, а также я включаю игры в организованную учебную деятельность.
В своей работе я использую различные дидактические игры: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные, компьютерные.
Считаю, что одна из главных задач - это подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к ней. А чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре очень важно обратить внимание на то, как закончить игру. Это может быть разыгрывание фантов, чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т.д.
На мой взгляд, с помощью дидактической игры ребенок не только приобретает новые знания, общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями в роли болельщика, но и получает много новой для себя информации, что очень важно для его развития.
Между тем опыт моей работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. Не является исключением и работа по развитию психологических процессов дошкольников, ведь наилучших результатов можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.
Для меня важно знать, что моя работа не прошла даром, что моим советом воспользовались, а самое главное – виден результат работы. Поэтому, задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития психологических процессов у детей с умственной отсталостью.
Анализируя результаты проведенной мною работы, можно сделать вывод, что использование дидактических игр позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей и значительно повысить эффективность развития психологических процессов детей с умственной отсталостью.
И если педагоги, при построении работы по развитию психических процессов детей дошкольного возраста, будут опираться на дидактические игры, то этот процесс будет протекать более успешно, так как дидактические игры обогащают образовательный процесс, повышают результативность обучения, вызывают положительное отношение к обучению, положительно влияют на интеллектуальное развитие, а систематическое использование в работе с детьми дидактических игр поможет не только развить умственные способности детей и хорошую речь, но и уточнить знания детей об окружающем мире.