НОД по развитию речи с детьми 6-7 лет. Составление рассказа-сравнения по теме "Дикие животные осенью"
НОД по развитию речи с детьми 6-7 лет. Составление рассказа-сравнения по теме "Дикие животные осенью"
Составление рассказов для детей дошкольного возраста является самым трудным на занятиях по развитию речи. Для уточнения последовательности рассказа я использую мнемотаблицы. На этом занятии мнемотаблица помогла нам составить рассказ-сравнение о диких животных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«НОД по развитию речи с детьми 6-7 лет. Составление рассказа-сравнения по теме "Дикие животные осенью"»
НОД по развитию речи с детьми 6-7 лет
«Составление рассказа-сравнения по теме «Дикие животные осенью»
Задачи:
Совершенствовать умение детей составлять рассказ-сравнение, используя мнемотаблицу.
Побуждать детей к образованию сложных слов и введению их в активный словарь: длинноногий, короткохвостый, быстроногий…
Воспитывать целеустремленность, стремление к самовыражению.
Ход НОД:
Воспитатель: На улице поздняя осень. Интересно, а что сейчас в лесу? Голый, холодный лес, но в нем тихо. Кому положено, улетел от голода и холода на крыльях.
- А кто остался? (ответы детей)
- Плохо осенью в лесу животным, голодно, холодно становится. В пустом лесу легко заметить и зайчика, и лису, и белку, которые поменяли цвет шерстки.
- Торопятся набить свои кладовые, делают запасы пищи впрок животные и каждый день благодарят осень за ее подарки.
- Хотите, ребята побывать в осеннем лесу и понаблюдать за животными? Чтобы попасть в лес, надо вспомнить, какие животные там живут.
Игра «Чудесный мешочек»:
Дети стоят в кругу. Воспитатель пускает по кругу мешочек, в котором лежат фигурки животных. Ребенок достает животное, называет его, передает мешочек дальше. Когда все дети достанут животных, воспитатель предлагает объединиться в группы (зайцы, белки, лисы и т.д.). Дети группами садятся за столы.
Воспитатель: Лес для животных – дом, где они охотятся, пасутся, выводят потомство – в общем, круглый год заняты делом. Чувствуют они себя в этом доме хорошо, потому что приспособлены к жизни в лесу. Лес большой, значит в нем много животных? (согласование сущ. в разных падежах: волков, лис, медведей, зайцев…). Это дикие животные.
- Почему мы называем их дикими? (ответы детей)
- Давайте рассмотрим животных и поиграем в игру «Закончи предложение»:
1. У медведя маленькие, круглые… (уши), косолапые… (лапы). И поэтому его называем… (косолапым, неуклюжим).
2. У лисы длинный пушистый… (хвост), вытянутая…(мордочка). Она любит длинным хвостом быстро заметать следы, значит, мы о ней скажем какая она? (длиннохвостая, шустрая, хитрая)
3. У зайца длинные…(уши), быстрые…(ноги), короткий пушистый… (хвост), значит он…(быстроногий, длинноухий, короткохвостый)
4. У волка острые, крепкие… (зубы), далековидящие…(глаза). Он – зубастый, зоркий.
6. У белки красивый, пушистый… (хвост), на лапках цепкие… (коготки), на ушах… (кисточки), она быстро может прыгать с ветки на ветку в лесу, значит белка какая…(ловкая).
7. У рыси пушистая, пятнистая… (шерсть), на ногах острые… (когти), на ушах… (кисточки). Она охотится на других животных, значит рысь – хищник, она ловко прыгает с дерева на дерево, значит это животное…(ловкое).
8. У кабана тело покрыто жесткими волосками… (щетиной), его нос как у свиньи… (пятачок), которым кабан быстро может рыть землю, на мордочке два острых… (клыка), чуткие, большие… (уши), на ногах… (копыта).
- Самое маленькое животное леса, о нем тоже необходимо сегодня сказать: мышка.
9. У мышки вытянутая… (мордочка), длинный, тонкий…(хвост), острые… (зубки), любит ими все грызть. Мышка такая маленькая, что может пролезть в самую узкую щелку, значит она какая… (шустрая, ловкая, быстрая, острозубая, длиннохвостая).
Воспитатель: Вот как много разных слов мы сказали о животных! А теперь надо вспомнить жилища животных, тогда нам будет легче понять, что для животных – зима.
Игра «Чей дом?»
- К зиме все звери готовят себе дома:
Медведь выбирает… (берлогу).
Белка ищет… (дупло).
Лиса роет… (нору).
Волк устраивает… (логово).
Мышка зимует… (в норке).
- Какого самого маленького зверька мы назвали? (мышка)
Воспитатель: Мышки особенно усердно натаскивают себе припасы. Многие из них вырыли себе норки прямо в стогах сена, хлебных скирдах и каждую ночь воруют зерно с хлебных полей. Надо оберегать от них урожай.
А многие звери таких кладовых себе не устраивают.
Они сами себе кладовые. Просто наедятся за осенние месяцы, станут толстые-претолстые, жирные-прежирные – и все тут.
Жир ведь тот же запас пищи. Он лежит толстым слоем под кожей, и когда зверю нечего есть, проникает в кровь. А уж кровь разносит пищу по всему телу. Кто так спит? (медведь, барсук, енот, еж). Они крепко спят всю зиму, а жир их не только питает, но еще и греет, он холода не пропускает.
- Чем на картине занят медведь? (таскает сухие ветки). А еще добавит мох и под корнями сваленного дерева устроит себе берлогу.
- Обратите внимание на белок. На одной картинке она рыжая, а на другой серая. Кто знает, почему? (меняет цвет шерстки). Зачем? (чтобы ее было незаметно). Шерстка становится густая, шелковистая. Зачем? (она теплее летней).
- Кто еще меняет цвет шерсти? (лиса, заяц) – обратить внимание на картинки.
- Что белка заготавливает на зиму? (запасает орехи, желуди, складывает их в дупло, а грибы развешивает на колючих сучках – сушиться). Зачем? (зимой найдет и полакомится). А кроме еды, что важно приготовить белке? (дупло).
- Как она его утепляет? (веточками, сучками, да еще и подстилку теплую выстелет, а в морозы прикроется пушистым хвостиком и спит).
- Еж собирает грибочки, дикие яблочки, найдет ямку в трухлявом пне, натаскает туда листьев – вот и готово жилье на зиму.
- Много мы с вами вспомнили, что знаем о диких животных. Как вы думаете, теперь легко будет составить рассказ о животных?
Физкультминутка:
Скачет белка-шалунишка,
Рвѐт в сосновых ветках шишки.
Лапками сжимает ловко
И несѐт в свою кладовку.
Воспитатель: Рассказ наш будет не обычный. Надо выбрать двух понравившихся вам животных, и рассказать чем они отличаются друг от друга и что у них общего.
А поможет нам план, который подскажет о чем сказать сначала, о чем потом. (мнемотаблица)
- Сначала скажем, какие это животные
- Затем необходимо рассказать, как они выглядят: цвет, части тела, чем покрыты, голос, чем питаются, где живут и какую пользу приносят человеку.
Составление рассказов детьми (3-4 рассказа).
Анализ: Мы сумели с вами составить рассказ-описание? Почему? Вечером вы можете составить рассказы-описания о других животных.