Консультация для родителей «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Наилучшее время для формирования графомоторных навыков – это дошкольный период. Период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития графомоторных навыков и ручной умелости, а мускульная память в этот период очень цепкая.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»»
Консультация для родителей
«Формирование
графомоторных навыков
у детей дошкольного возраста»
.
Наилучшее время для формирования графомоторных навыков – это дошкольный период. Период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития графомоторных навыков и ручной умелости, а мускульная память в этот период очень цепкая.
Графомоторные навыки включают в себя: • формирование мелкой мускулатуры пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений); • развитие зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по выбору нужных направлений); • обучение рисованию (задания по штриховке по контуру, обводки, срисовывание геометрических фигур, зарисовку деталей, предметов с натуры, дорисовывание незаконченных рисунков, упражнения в дорисовывании, задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти). Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу. Работа по формированию графомоторных умений и навыков должна начинаться задолго до поступления в школу по следующим направлениям:
I.Формирование тонкокоординированных движений кистей руки и пальцев рук – развитие мелкой моторики; Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук. Мелкая моторика развивается у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода: 5, 5- 6, 5 мес. – начинает брать предметы, 6, 5-7, 5 мес. вращение кистью с игрушками. К 11мес. совершенствование кистевого и пальцевого праксиса. 1г-1, 5г. – попытки рисовать «как попало». 1, 5 – 2г – появляется тонкая моторика, ребенок опускает предметы в маленькие отверстия. В 3г. появляются двигательные автоматизмы (пытается резать бумагу). 3-4г. – режет бумагу, рисует. Происходит латерализация (определение ведущей руки).
В 5-6лет появляется способность обводить клетки. 6-7лет – готовность к навыкам письма. Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев, импульсы поступают и в речевые центры, что и активизирует речь. 2. Развитие динамического праксиса - способность ребенка правильно и быстро изменять положение кисти руки по заданному образцу. На данном этапе детям предлагаются динамические упражнения с включением обеих рук: «Дерево», «Птичка», «Очки», «Флажок», «Лодка –Пароход», «Стул», «Стол», «Грабли», «Цепочка», «Скворечник», «Шарик», «Корзинка», «Колокольчик». • Для формирования ритмической организации движений «Рассказывать руками» стихи, истории. Играть в теневой театр, кукольный театр с использованием перчаток, самодельные куклы). 3. Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук (отработка силы пальцев кистей рук, координация движений… ) Игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, орехами, мелкими камешками, «Почтовый ящик»). Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Самомассаж рук (массаж с использованием карандашей, су-джок- тренажеров, шариков, орехов и т.д.) Продуктивная деятельность детей. • вырезать из бумаги; • лепить из пластилина, теста, песка… • нанизывать бусины, пуговицы и т.д.; • застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки; • собирать мозаики и конструкторы; • обводить, рисовать, раскрашивать…; • копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д. II. Формирование зрительно-пространственной ориентировки; (ориентировки в окружающем пространстве и развитие ориентировки на листе бумаги). • ориентировка в собственном теле (выделяет и называет правую руку, левую и другие парные части тела); • ориентировку в окружающем пространстве (а) определение “точки стояния”, т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: “Я нахожусь справа от дома” и т. п.; б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: “Шкаф находится справа, а дверь - слева от меня”; в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними, например: “Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее лежит мяч”; • обучение ориентировке на листе бумаги (упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия: формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки, графические диктанты. • уточнение пространственного расположения фигур и букв. III. Формирование зрительно-двигательной координации. Зрительно - двигательная координация – это согласованные действия рук и глаза. Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития. Рассмотрим возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации, которые способствуют формированию графомоторных навыков. С 1 до 2-х лет. • малыш может держать два предмета в одной руке; • держит карандаш в руке и чертит им; • умеет переворачивать страницы книг; • из кубиков строит башни; • складывает пирамидку; От 2 до 3 лет. • ребенок открывает коробку (ящик), опрокидывает его содержимое; • играет с песком, крупами, тестом и глиной; • открывает крышки, откручивает и закручивает; • рисует пальцем при помощи пальчиковых красок; • нанизывает бусы; • правильно держит карандаш; • копирует формы несколькими чертами; • строит из кубиков. От 3 до 6 лет. • малыш рисует цветными мелками, карандашами, красками; • складывает бумагу (умеет складывать простые оригами); • лепит из пластилина и теста разные фигуры; • шнурует ботинки; • определяет предметы в мешке на ощупь. Именно эти умения подготавливают руку и глаза ребенка к процессу письма, т.е. развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее. Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз. Многим детям подобного рода задания даются с трудом, поэтому также необходимы систематические упражнения:
- Штриховки. На первом уровне сложности предлагаются упражнения, в которых необходимо самостоятельно обвести рисунок по заданным точкам, конструирование по чертежам, выкладывание узоров по в образцу, - Дорисовки. На втором уровне сложности предлагаются упражнения, в которых необходимо самостоятельно дорисовать недостающую часть рисунка, которая состояла из разных видов фигур и линий.
- Рисование. Третий уровень сложности включает в себя упражнения на формирование умения воспроизводить графический образ по представлению, т.е. самостоятельное рисование «Домик», «Цветок», «Солнышко», «Елочка»
- Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: умения самостоятельно завязывать шнурки, застегиваться, пользоваться столовыми приборами и т.д. Важно и участие ребенка в обслуживающем труде: уборке помещения, сервировке стола и т. д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук. Кроме того, успешность работы по подготовке руки ребенка к письму зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии педагогов и родителей.
Работа по формированию этого навыка в семье также должна проводиться систематически. Все значимые для подготовки руки к письму умения можно сформировать, если ребенок будет активно заниматься лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием, именно поэтому педагоги рекомендуют родителям своих воспитанников иметь в каждом доме уголок, где дошкольник сможет ежедневно заниматься изобразительной деятельностью, где будут в наличии все необходимые для детского творчества материалы. Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму, родителям также рекомендуют проводить с детьми занимательные игры и специальные упражнения, позволяющие каждому ребенку постепенно, без перегрузки, подготовиться к этому роду деятельности в школе.
Список используемой литературы:
1. М.М.Безруких; Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей. - М.: Академия, 2001.
2. Т.С. Голубина; Чему научит клеточка. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2004.
3.Волшебные рисунки: Графомоторные упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, направленные на совершенствование техники рисования и письма. - Спб. КАРО, 2004.
4.Г.М.Зегебарт, О.С.Ильичёва; Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. - М.: Генезис, 2010.
5. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов /, - Ярославль: Академия развития, 1997.
6. Е.М. Рахманова диктанты для дошкольников: метод. пособие для педагогов и родителей - М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
7. Е.Хилтунен письмо. Дети учатся писать по методу М. Монтессори. - М.: Генезис, 2009.