kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

?Актуальность.
В современной системе дошкольного воспитания – на начальном этапе непрерывного образования – остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема разработки концептуальных подходов к построению системы непрерывного интегрированного образования дошкольников. На данный момент, в системе дошкольного образования сложилась такая ситуация, что глубина разработки методик разных видов деятельности не одинакова. В методическом кабинете любого детского сада имеется большое количество пособий по всем видам деятельности, но комплекса интегрированных занятий по познавательной деятельности нет, либо имеется, но очень скудный материал.
Таким образом, мы выявили проблему: недостаточно разработан и систематизирован методический комплекс интегрированных занятий по формированию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя, из актуальности мы определили цель: разработать и апробировать комплекс интегрированных занятий по формированию познавательных способностей  у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, мы выделили задачи:
1. Ознакомление  с содержанием и структурой  учебно-исследовательской деятельности, на основе анализа научно-методической литературы; анализ  форм организации исследовательской деятельности у детей  старшего дошкольного возраста 
2. Составление  алгоритма составления  интегрированных занятий; 
3. Создание комплекса интегрированных занятий; 
4. Апробирование и коррекция данного комплекса на воспитанниках  старшего возраста; 
5. Составление методического пособия, содержащего интегрированные занятия по формированию познавательных способностей  у детей старшего дошкольного возраста; распространение данного опыта 
Подтверждая теорию Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова в ориентирах и требованиях к обновлению содержания дошкольного образования мы опирались на сборную модель, в соответствии с которой весь образовательный процесс в ДОУ разделялся на три блока:
1. Специально организованное обучение в форме интегрированных занятий;
2. Совместная   деятельность   взрослого   с   детьми,   строящаяся   на непринужденной, необязательной форме;
3. Совместная самостоятельная деятельность самих детей. 
Для решения поставленных задач мы использовали совокупность дополняющих друг друга методов:
- изучение и теоретический анализ  психологической и педагогической литературы; 
- наблюдение; 
- беседа; 
- анкетирование; 
- тестирование; 
- изучение продуктов деятельности детей; 
- количественная и качественная обработка полученных  результатов.
Не столь новой, но востребованной в воспитательно – образовательной деятельности является учебно – игровая деятельность воспитанников, цель которой – формирование у них познавательной активности.
Среди возможных средств развития такой активности у дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе, а в совокупности с формированием математических представлений является еще и мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Поэтому, организация воспитательно – образовательного процесса должна осуществляться через интеграцию.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, уметь ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Известно высказывание Л. С. Выгодского о том, что «обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний». Современное общество нуждается в активной личности, способной к познаватльно – деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном возрасте.
Одним из средств результатов проекта был мониторинг, который показал следующие результаты: повышение высокого уровня на 9%, среднего на 12%, низкий понизился на 20%, что говорит о возможности использования материалов исследования в педагогической деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.»

Актуальность.

В современной системе дошкольного воспитания – на начальном этапе непрерывного образования – остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема разработки концептуальных подходов к построению системы непрерывного интегрированного образования дошкольников. На данный момент, в системе дошкольного образования сложилась такая ситуация, что глубина разработки методик разных видов деятельности не одинакова. В методическом кабинете любого детского сада имеется большое количество пособий по всем видам деятельности, но комплекса интегрированных занятий по познавательной деятельности нет, либо имеется, но очень скудный материал.

Таким образом, мы выявили проблему: недостаточно разработан и систематизирован методический комплекс интегрированных занятий по формированию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя, из актуальности мы определили цель: разработать и апробировать комплекс интегрированных занятий по формированию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели, мы выделили задачи:

1. Ознакомление с содержанием и структурой учебно-исследовательской деятельности, на основе анализа научно-методической литературы; анализ форм организации исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

2. Составление алгоритма составления интегрированных занятий;

3. Создание комплекса интегрированных занятий;

4. Апробирование и коррекция данного комплекса на воспитанниках старшего возраста;

5. Составление методического пособия, содержащего интегрированные занятия по формированию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста; распространение данного опыта

Подтверждая теорию Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова в ориентирах и требованиях к обновлению содержания дошкольного образования мы опирались на сборную модель, в соответствии с которой весь образовательный процесс в ДОУ разделялся на три блока:

1. Специально организованное обучение в форме интегрированных занятий;

2. Совместная деятельность взрослого с детьми, строящаяся на непринужденной, необязательной форме;

3. Совместная самостоятельная деятельность самих детей.

Для решения поставленных задач мы использовали совокупность дополняющих друг друга методов:

- изучение и теоретический анализ психологической и педагогической литературы;

- наблюдение;

- беседа;

- анкетирование;

- тестирование;

- изучение продуктов деятельности детей;

- количественная и качественная обработка полученных результатов.

Не столь новой, но востребованной в воспитательно – образовательной деятельности является учебно – игровая деятельность воспитанников, цель которой – формирование у них познавательной активности.

Среди возможных средств развития такой активности у дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе, а в совокупности с формированием математических представлений является еще и мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Поэтому, организация воспитательно – образовательного процесса должна осуществляться через интеграцию.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, уметь ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Известно высказывание Л. С. Выгодского о том, что «обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний». Современное общество нуждается в активной личности, способной к познаватльно – деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном возрасте.

Одним из средств результатов проекта был мониторинг, который показал следующие результаты: повышение высокого уровня на 9%, среднего на 12%, низкий понизился на 20%, что говорит о возможности использования материалов исследования в педагогической деятельности дошкольных образовательных учреждений.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Сазонова Елена Сергеевна

Дата: 17.11.2015

Номер свидетельства: 254388

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Первые шаги проект "Экспериментирование как ведущий вид деятельности в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста" "
    ["seo_title"] => string(163) "piervyie-shaghi-proiekt-ekspierimientirovaniie-kak-viedushchii-vid-dieiatiel-nosti-v-razvitii-poznavatiel-noi-aktivnosti-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "217544"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433396568"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(291) "Педагогический проект «Занимательный материал как средство формирования элементарных математический представлений  у детей старшего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(175) "piedaghoghichieskii-proiekt-zanimatiel-nyi-matierial-kak-sriedstvo-formirovaniia-eliemientarnykh-matiematichieskii-priedstavlienii-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "308482"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458585039"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(109) "formirovaniie-eliemientarnykh-matiematichieskikh-priedstavlienii-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "237176"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444240968"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Я и моя Родина»"
    ["seo_title"] => string(80) "kraieviedchieskii_proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_na_tie"
    ["file_id"] => string(6) "450645"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516204702"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Проект "Ознокомление детей старшего дошкольного возраста с природой Родного края" "
    ["seo_title"] => string(91) "proiekt-oznokomlieniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-s-prirodoi-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "154898"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421225784"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства