kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактические игры и упражнения как средство развития представления о геометрических фигурах в среднем дошкольном возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье автором была предпринята попытка анализа применения дидактической игры при проведении занятий по познавательному развитию для формирования элементарных математических представлений в средней группе. Поскольку именно познавательное развитие занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Оно оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.  В результате организованного обучения дети начинают выделять в окружающих предметах знакомую геометрическую фигуру, сравнивать предмет с­­ фигурой,  различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры и упражнения как средство развития представления о геометрических фигурах в среднем дошкольном возрасте »

Дидактические игры и упражнения как средство развития представления о геометрических фигурах в среднем дошкольном возрасте

Обучение дошкольников началам математики наиболее успешно будет проходить в контексте практической и игровой деятельности, в процессе решения детьми проблемных задач, которые специально придумывает педагог.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе.

Особое внимание в процессе воспитания уделяла игре Н.К.Крупская, говоря при этом, что «для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего», - говорила Н.К. Крупская. Действительно, именно игровая форма не только является основным источников новых знаний у дошкольников, а также может помочь педагогу привлечь внимание детей к занятию, создать у них положительный эмоциональный настрой.

Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторика и т.д.), формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Каждый раз, включаясь в ту или иную игру, ребенок «открывает» маленькие математические истины. Взрослый при этом не дает готовых рецептов, а подводит дошкольника к самостоятельному решению.

Существенное значение в процессе сенсорного воспитания имеет применение дидактических игр. Дидактические игры органически включают в себя в систему данной работы. Они позволяют не только закрепить и уточнить представления детей о форме, но и обогатить их.

Именно в дидактической игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимает игра.

Дидактическая игра также привлекла внимание многих психологов: Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, А.П. Усову, Н.А. Ветлугину, Б.Н. Хачапуридзе. Б.Н. Хачапуридзе создал систему дидактических игр, которые должны решить задачи умственного воспитания дошкольника. Отличительной особенностью многих игр, разработанных Хачапуридзе, является использование игровых моментов, повышающих интерес ребенка к упражнениям, но связанных с дидактическим содержанием игры косвенно, через правило.

Исследования педагога Т.М. Бабуновой позволили определить дидактическую игру как эффективный метод воспитания умственной активности и самостоятельности.

Выполнение дидактических игр вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания.

В нашем исследовании мы предприняли попытку классификации дидактических игр в процессе сенсорного воспитания в среднем дошкольном возрасте. Обратимся к нестандартной классификации дидактических игр, предложенной А.И.Сорокиной, которая выделяла:

• игры-путешествия;

• игры-поручения;

• игры-беседы;

• игры-загадки;

• игры-диалоги.

Отсюда, мы приходим к заключению, что дидактические игры с одной стороны можно охаректиризовать по действию и роли ребенка, выполняемой в ходе процесса непосредственной образовательной деятельности.

С другой стороны обратимся к классификации дидактических игр, предложенной другим исследователем Д.В. Меджерицкой, которая разделяла дидактические игры в зависимости от исходного используемого материала, это:

• игры с предметами;

• настольно-печатные игры;

• словесные игры.

Дидактические игры с предметами соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов, знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.

Возникает ряд вопросов, какие именно дидактические игры способствуют развитию сенсорного воспитания посредством ознакомления с геометрическими фигурами и какие игры следует применять согласно среднему дошкольному возрасту.

Основываясь на основные положения теоретической части нашей работы, можно выделить основные критерии среднего дошкольного возраста: дети начинают различать довольно сложные формы предметов. В среднем дошкольном возрасте увеличивается запас слов, развивается мышление: начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, в окружающей обстановке находят качества знакомых геометрических фигур.

Следовательно, исходя из данного утверждения, можно придти к выводу о необходимости определенной методической базы по организации и проведению дидактических игр, направленных на формирование сенсорного развития при помощи геометрических фигур.

Обратимся к основным требованиям организации дидактической игры, предложенных Д.В. Менджерицкой. По ее мнению, каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. В каждой дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи. А также обязательно присутствие сюрпризного момента для привлечения повышенного внимания к сюжету игры.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. Соответственно, педагог в своей деятельности уделяет внимание каждому этапу проведения дидактической игры, а повышенное внимание стоит уделить именно совместной деятельности с ребенком для оценки усвоения основных положений игры.

Проведение дидактических игр включает в себя, рассмотрим поэтапно:

Вначале педагог знакомит детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре. Затем происходит объяснение хода и правил игры, а также роли каждого ребенка в игре; показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату. Само определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика (соответственно определяется возрастом детей, уровень их подготовки, игровых правил);

На заключительном этапе происходит анализ проведенной игры, который направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

В первые дни учебного года в средней группе целесообразно проводить дидактические игры, в которые дети играли еще в младшей группе, с целью закрепления знаний и умений и повторения по элементарным математическим представлениям в младшей группе.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся дидактические игры, которые способствуют запоминанию отличительных свойств геометрических фигур. Игра «Чудесный мешочек» хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся модели геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую он хочет показать. Эта игровая форма направлена на сенсорное восприятие детьми формы посредством тактильного восприятия ребенком фигуры.

Для детей средней группы часто предлагаются такие игры, как «Волшебные фигуры». Детям надо составить различные силуэты из геометрических фигур. Эта игра помогает закреплению названий геометрических фигур и развитию сообразительности.

Другая игра «Найди лишнюю» учит находить отличие и сходство между фигурами, развивает логическое мышление.

Игра «Посмотри вокруг» помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы в окружающей обстановке. У ребенка происходит формирование умения не только различия геометрических тел, но и умения находить и выявлять различия в повседневной обстановке.

К данной категории дидактических игр можно также отнести игру «Найди свой домик». Здесь также происходит формирование умения видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, арбуз - шар; тарелка, блюдце, обруч - круг; крышка стола, стена, пол, потолок, окно - прямоугольник; платок - квадрат; косынка - треугольник; стакан - цилиндр; яйцо, кабачок - овал. Данная игра позволяет развивать константность (устойчивость) в восприятии формы.

Здесь в качестве примера можно привести подобные дидактические игры такие, как «Кто наблюдательней?», «Угадай форму предмета».

Приведем примеры дидактических игр, направленных на освоение умений у дошкольников выделять различные формы: «Лото», «Размести (нарисуй) флажки». Посредством данных игр происходит усвоение детьми различных геометрических форм, наиболее важное место отводится закреплению понятий о круге, треугольнике и квадрате, что характерно для среднего дошкольного возраста.

С другой стороны можно выделить другую группу игр, направленных на развитие восприятия формы и величины геометрических фигур: игра «Круг, треугольник, квадрат», «Зашиваем ковер». Дети соотносят цветное и контурное изображение фигур, подбирают соответствующие формы. В дидактических играх предлагаются задания на дифференциацию признаков цвета и формы геометрических фигур.

Также можно выделить дидактические игры, направленные на развитие внимания в процессе обучения математическим навыкам: «Какой фигуры не стало?», «Сколько (каких) геометрических фигур?»

Следовательно, дидактическая игра способствует ознакомлению с новыми геометрическими фигурами, закрепить уже пройденный материал, развить мелкую моторику во время исследования геометрической фигуры, и конечно развивает память, мышление, речь, воображение.

Дидактическая игра занимает значительное место в жизни детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей.

В дидактические игры по формированию представлений о геометрических фигурах ребенок может играть один, с друзьями и совместно с взрослыми. При систематическом использовании дидактических игр на занятиях и в свободной деятельности у детей не возникает трудностей по формированию представлений о геометрических фигурах. Дети легко ориентируются в названиях фигур и свободно могут их составлять и преобразовывать.

Итак, с помощью геометрических сказок, дидактических игр, игровых задач и связи с продуктивной деятельностью идет формирование геометрических представлений о формах предмета, об их взаимном расположении. Дидактическая игра является способом обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, а также создает интерес к решению умственных задач.

Стоит упомянуть о том, что в процессе ознакомления дошкольниками с понятием геометрической формы педагог может воспользоваться элементом дидактической игры или же разделить ее на несколько частей, тогда целесообразно будет воспользоваться таким методом, как упражнение. Обратимся к понятию и классификации упражнений, предложенных М. Габовой. Автор в своем исследовании все упражнения с геометрическим материалом делит на группы:

1. упражнения, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке: в этих упражнениях совершенствуется умение узнавать геометрическую фигуру, выделять её из рисунка, чертежа, абстрагируясь от других признаков, кроме формы, называть фигуру;

2. упражнения, направленные на развитие навыков конструирования.

• упражнения на разбиение геометрических фигур на части, являющиеся также геометрическими фигурами,

• упражнения на составление геометрических фигур из частей,

• упражнения на преобразование фигур по заданному условию.

По мнению М. Габовой, именно эти упражнения направлены на развитие умений работать по образцу: анализировать образец, выделяя его составные части (то есть геометрические фигуры); синтезировать части в целостный образ, тождественный образцу;

3. упражнения, направленные на развитие умения выделять элементы и свойства геометрических фигур: упражнения этой группы способствуют осознанному выделению элементов фигур (сторон, вершин, углов), пониманию связей между их количеством и названием фигур, выявлению некоторых существенных свойств фигур;

4. упражнения, направленные на развитие умения выявлять особенности взаимного расположения геометрических фигур: упражнения этой группы направлены на развитие умения выявлять пространственные отношения между геометрическими фигурами на плоскости;

5. упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация) и логического мышления (поиск закономерностей, выявление ошибок): упражнения этой группы связаны с проведением логических операций над множествами.

Огромное внимание в процессе обучения детей средней группы стоит уделить упражнению «Сравнивание геометрических фигур», посредством которого выстраивается процесс обучения геометрическим формам.

В данной методике рассмотрим последовательность обучения:

1) рассматривание и называние;

2) обследование осязательно-двигательным путем и словесное описание фигуры;

3) разнообразные действия с моделями (катать, ставить и др.) для выявления существенных свойств;

4) упражнение в группировке, выкладывание аналогичных рядов.

Например, в средней группе педагог знакомит ребенка с объемными геометрическими фигурами на основе сравнения их между собой и сравнения их с плоскими фигурами.

Основным результатом комплексной работы ознакомления детьми основных критерий геометрических фигур посредством дидактических игр и упражнений выступает то, что ребенок умеет различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия.

В данном учебном материале была предпринята попытка комплексного анализа основных средств обучения понятию геометрических форм. Таковыми выступают дидактические игры и упражнения, которые помогают педагогу сформировать у ребенка большой интерес для дальнейшего ознакомления с геометрическим телом. Нами были подобраны дидактические игры и упражнения, характерные для среднего дошкольного возраста.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Орлова Анна Вячеславовна

Дата: 01.06.2015

Номер свидетельства: 216800

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "«Использование дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_didaktichieskoi_ighry_v_formirovanii_eliemientarnykh_matiematichi"
    ["file_id"] => string(6) "355862"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478433954"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(291) "Педагогический проект «Занимательный материал как средство формирования элементарных математический представлений  у детей старшего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(175) "piedaghoghichieskii-proiekt-zanimatiel-nyi-matierial-kak-sriedstvo-formirovaniia-eliemientarnykh-matiematichieskii-priedstavlienii-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "308482"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458585039"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Методические рекомендации для воспитателей по организации логико - математических игр "
    ["seo_title"] => string(101) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-vospitatieliei-po-orghanizatsii-loghiko-matiematichieskikh-ighr"
    ["file_id"] => string(6) "218943"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433953652"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Игровая технология"
    ["seo_title"] => string(24) "ighrovaia-tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "300555"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456753099"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства