kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профилактика нарушения речи у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика нарушений речи, так же, как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. K сожалению, иногда все же не удается полностью предупредить возникновения речевой патологии, и в этих случаях задача профилактики сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика нарушения речи у дошкольников»

Профилактика нарушения речи у дошкольников

Профилактика нарушения речи у дошкольников

Профилактика нарушений речи, так же, как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. K сожалению, иногда все же не удается полностью предупредить возникновения речевой патологии, и в этих случаях задача профилактики сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов. Именно на эту сторону вопроса мне хотелось бы обратить особое внимание родителей.

Профилактика нарушений речи, так же, как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. K сожалению, иногда все же не удается полностью предупредить возникновения речевой патологии, и в этих случаях задача профилактики сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов. Именно на эту сторону вопроса мне хотелось бы обратить особое внимание родителей.

Органические причины нарушения речи приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического и (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи)  -  Внутриутробная патология   -  Неблагоприятные роды и их последствия

Органические причины нарушения речи приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического и (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи)

- Внутриутробная патология

- Неблагоприятные роды и их последствия

Физиологические причины.

Физиологические причины.

  • Неправильное воспитание речи ребенка в семье. Взрослые, умиляясь забавному лепету малыша, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с ним, в результате чего у ребенка надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.
  • Двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.
Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем впоследствии их устранить. Таким образом, особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей.

Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем впоследствии их устранить. Таким образом, особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей.

1. Важным средством профилактики недостатков речи у детей является правильная речь взрослых:  - речь должна быть правильной;  - по форме и по тону речь должна быть неизменно вежливой;  - структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем меньше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи;  - содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт;  - Речь взрослых должна соответствовать таким критериям, как точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и достаточная громкость.

1. Важным средством профилактики недостатков речи у детей является правильная речь взрослых:

- речь должна быть правильной;

- по форме и по тону речь должна быть неизменно вежливой;

- структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем меньше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи;

- содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт;

- Речь взрослых должна соответствовать таким критериям, как точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и достаточная громкость.

2. Развитие правильного речевого дыхания:  Дыхательная система является энергетической базой для устной речи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков.  Техника выполнения упражнения:  - Следить за правильным вдохом – через нос;  - Плечи не поднимать;  - Выдох должен быть длительным, плавным;  - Необходимо следить, чтобы не надувались щёки;

2. Развитие правильного речевого дыхания:

Дыхательная система является энергетической базой для устной речи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков.

Техника выполнения упражнения:

- Следить за правильным вдохом – через нос;

- Плечи не поднимать;

- Выдох должен быть длительным, плавным;

- Необходимо следить, чтобы не надувались щёки;

- Футбол. Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиков. - Пёрышко. Легко поддувать перо (как кусочек бумаги) лежащее на столе. - Шторм в стакане. Ребёнок дует через соломинку в стакан с водой, чтобы вода в стакане забурлила. - Морские волны. Ребёнок выдыхает через соломинку медленно и легко на поверхность воды, так чтобы по воде шли слабые волны. - Надуй шарик. Ребёнок делает вдох через нос и выдыхает весь объём воздуха в воздушный шарик.

- Футбол. Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиков.

- Пёрышко. Легко поддувать перо (как кусочек бумаги) лежащее на столе.

- Шторм в стакане. Ребёнок дует через соломинку в стакан с водой, чтобы вода в стакане забурлила.

- Морские волны. Ребёнок выдыхает через соломинку медленно и легко на поверхность воды, так чтобы по воде шли слабые волны.

- Надуй шарик. Ребёнок делает вдох через нос и выдыхает весь объём воздуха в воздушный шарик.

3. Развитие мелкой моторики: - пальчиковая гимнастика;

3. Развитие мелкой моторики:

- пальчиковая гимнастика;

  • игра с мозаикой и конструктором;
  • застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, умением завязывать и развязывать узлы;
  • игры с пластилином, крупами, рисование, раскрашивание, аппликация, вырезание;
Если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела! - снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины; - собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, фасоль, бусинки); - лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту; - открывать почтовый ящик ключом; - помогать перебирать крупу; - рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь;

Если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела!

- снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины;

- собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, фасоль, бусинки);

- лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту;

- открывать почтовый ящик ключом;

- помогать перебирать крупу;

- рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь;

4. Развитие мимических мышц и мышц речевого аппарата:  - самомассаж мышц лица;  - обучение мимическим выражениям лица: страх, радость, удивление и др;

4. Развитие мимических мышц и мышц речевого аппарата:

- самомассаж мышц лица;

- обучение мимическим выражениям лица: страх, радость, удивление и др;

развитие мышц артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.
  • развитие мышц артикуляционного аппарата.
  • Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.
5. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. обучение выделению заданного звука в ряду других речевых звуков ; выделение слогов или слов с заданным звуком; производить подбор слов на определённые звуки; Примеры игр: «Запретное слово», «Будь внимательным», «Определи место звука в слове», «Подбери слово», «Гласные в слове».

5. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

  • обучение выделению заданного звука в ряду других речевых звуков ;
  • выделение слогов или слов с заданным звуком;
  • производить подбор слов на определённые звуки;

Примеры игр:

«Запретное слово», «Будь внимательным», «Определи место звука в слове», «Подбери слово», «Гласные в слове».

6. Развитие лексико-грамматического строя речи. Игры на развитие лексико-грамматического строя речи. «Один-много» Цель: образование существительных множественного числа И. п .  - «Назови ласково» Цель: образование существительных уменьшительно-ласкательного значения. - «Скажи наоборот» Цель: учить детей образовывать слова-антонимы. - «Посчитай» Цель: согласование существительных и числительных.

6. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи.

  • «Один-много»

Цель: образование существительных множественного числа И. п .

- «Назови ласково»

Цель: образование существительных уменьшительно-ласкательного значения.

- «Скажи наоборот»

Цель: учить детей образовывать слова-антонимы.

- «Посчитай»

Цель: согласование существительных и числительных.

7.Развитие межполушарного взаимодействия.  После двух лет у ребёнка начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь, и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия.  Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

7.Развитие межполушарного взаимодействия.

После двух лет у ребёнка начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь, и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия.

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

«Ухо – нос»  Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». «Зеркальное рисование»  Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. «Кулак - ребро – ладонь»  Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз.

«Ухо – нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Зеркальное рисование»

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

«Кулак - ребро – ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз.

Спасибо за внимание!!!!!

Спасибо за внимание!!!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Профилактика нарушения речи у дошкольников

Автор: Полазинцева Ирина Дмитриевна

Дата: 21.05.2015

Номер свидетельства: 214073

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ"
    ["seo_title"] => string(82) "profilaktikaakustichieskoidisgrafiiudietieidoshkolnogovozrastasnarushieniiemriechi"
    ["file_id"] => string(6) "270357"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451073648"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Статья на тему: Коррекция и профилактика речевых нарушений у дошкольников"
    ["seo_title"] => string(84) "stat-ia-na-tiemu-korriektsiia-i-profilaktika-riechievykh-narushienii-u-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "170446"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423560037"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "«Организация работы и взаимодействие  специалистов по  профилактике  оптической  дисграфии и дислексии у дошкольников с нарушением речи»"
    ["seo_title"] => string(148) "orghanizatsiia-raboty-i-vzaimodieistviie-spietsialistov-po-profilaktikie-optichieskoi-disghrafii-i-dislieksii-u-doshkol-nikov-s-narushieniiem-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "292643"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455300440"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Профилактика дислексии и дисграфии."
    ["seo_title"] => string(36) "profilaktika_dislieksii_i_disghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "436516"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509709482"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня."
    ["seo_title"] => string(63) "ispolzovanie_zdorovesberegaiushchikh_tekhnologii_v_rezhime_dnia"
    ["file_id"] => string(6) "519982"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1568723967"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства