Конспект НОД по математике
«Космос»
Задачи:
- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке
- Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.
- Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
Развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приёмы:
- Успокаивающие упражнения перед занятием.
- Игровой (использование сюрпризных моментов).
- Наглядный (использование иллюстрации).
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
- Поощрение, анализ занятия.
Предварительная работа: беседа о космосе, о космонавтах, просмотр картин, чтение художественной литературы на тему "Космос".
Оборудование: картинки с изображением предметов разной формы, изображение космического корабля, картинка со звёздным небом, наборы геометрических фигур.
Ход НОД:
Звучит музыка «Космический океан».
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами праздник. Но какой, догадайтесь сами. Хорошо, тогда я загадаю вам загадку и вы узнаете, что это за праздник.
Загадка.
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
Дети: Космос.
Воспитатель: Ребята вы догадались какой сегодня праздник?
Дети: День космонавтики.
Воспитатель: Совершенно правильно. Сегодня 12 апреля наша страна отмечает замечательный праздник - День космонавтики.
Воспитатель: Дети посмотрите на экран (показ космического неба).
Что вы там видите?
Дети: Звезды, планеты.
Воспитатель: А кто из космонавтов первым полетел в космос?
Дети: Ю.А. Гагарин.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Старт корабля «Восток» был произведён 12 апреля 1961 года в 9.07 по московскому времени с космодрома Байконур, с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту; позывной Гагарина - «Кедр». Полет Юрия Гагарина длился 108 минут, его корабль выполнил один оборот вокруг Земли и в 10:55 завершил полет. Корабль передвигался со скоростью 28 260 км/ч на максимальной высоте 327 км.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете наш земляк тоже летел в космос. Как зовут нашего космонавта?
Дети: Муса Манаров.
Воспитатель: Всего же Муса совершил в своей жизни два сложнейших космических полета. С 21 декабря 1987 по 21 декабря 1988 герой работал бортинженером на космическом корабле «Союз ТМ-4» и советской орбитальной станции «Мир». Полет тот стал рекордным по длительности - Манаров, как вы сами видите по датам, оставался в околоземном пространстве ровно 365 дней - то есть, целый астрономический год. Муса получил по возвращению на Землю заслуженное звание Героя Советского Союза. Второй свой космической полет дагестанский космонавт Муса Манаров совершил с 2 декабря 1990 года по 26 мая 1991 года. На космическом корабле «Союз ТМ-11» и станции «Мир» летал. Этот полет продлился гораздо меньше первого - 175 суток 2 часа. Однако менее сложным все равно не был.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы полететь в космос?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в космическое путешествие. А что одевают космонавты когда отправляются в космос?
Дети: Скафандры.
Воспитатель: А на чем можно туда отправиться?
Дети: На ракете, на космическом корабле. А давайте ребята, наденем скафандры и полетим с вами на космическом корабле. Хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: А вы знаете откуда отправляются космические корабли?
Дети: С космодрома.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята, а вам известно, чтобы попасть на космодром нужны специальные пропуска, вот такие (показ.пропуска).
Воспитатель: Вот возьмите их и проходите. (Раздаю детям пропуска с нарисованными геометрическими фигурами).
Воспитатель: Руслан, а почему ты занял это место?
Руслан: У меня на пропуске изображён желтый прямоугольник, и на этом месте нарисован тоже желтый прямоугольник.
Воспитатель: Да Руслан, ты правильно занял место, и отлично справился с данным заданием. А вы, ребята? Справились?
Дети: Да.
(Дети выполняют задание на закрепление знаний о геометрических фигурах)
Воспитатель: Все молодцы! Очень хорошо справились с этим заданием.
Теперь мы наверное, сможем отправиться в наше космическое путешествие. Ах, нет ребята? Что же делать? У нас ведь нет космического корабля?
А давайте смастерим нашу ракету из счетных палочек?
Я приготовила вам образец, и сейчас его вам покажу.
(Дети выполняют ракеты из счетных палочек под музыку).
Воспитатель: Какие молодцы ребята! Прекрасно справились и с этим заданием. Прекрасные космические корабли у вас получились!
Давайте все закроем глаза, представим, что мы в корабле. Посчитаем:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10! А теперь посчитаем в обратном порядке. И полетели!
Физкультминутка «Космодром»
Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх).
Ждут ракеты всех ребят. (соединить пальцы над головой, изображая ракету).
Мало времени для взлёта, (марш на месте).
Космонавты встали в ряд. (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс).
Поклонились вправо, влево, (наклоны в стороны).
Отдадим земной поклон. (наклоны вперёд).
Вот ракета полетела. (прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром. (присесть на корточки, затем подняться).
Воспитатель: Посмотрите дети на экран, что вы видите там?
Дети: Мы видим звезды и планеты.
Воспитатель: А какие планеты вам известны?
Дети: Меркурий, Венера, Земля, марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна.
Игровое упражнение «Закрась правильно планету»
Мы продолжаем наше космическое путешествие. И вот нас ждет остановка.
Воспитатель: Я предлагаю вам отгадать загадки о космосе.
Загадки:
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на …
Дети: Ракете
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется …
Дети: Земля
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в …
Дети: Телескоп
Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный,
И необычайный,
В нем живут Вселенные,
Звезды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть, планеты.
Дети: Космос
Объект есть во Вселенной
Коварный, не простой,
Он звезды пожирает
Как бутерброд с икрой.
Опасно незаметная
И глазом не видна,
Такая темно-темная ….
Дети: Черная дыра
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, в какое время суток можно увидеть звезды на небе?
Дети: Ночью.
Воспитатель: Почему? (Дети отвечают).
Воспитатель: Ребята, представьте, что и у нас наступила ночь, много, много звездочек появилось на небе. Посмотрите на звездное небо. Какие звездочки, что вы можете о них сказать? Сколько звезд на небе? Какого они размера, какой формы?
Дети: Звезды - яркие, красивые, большие, маленькие, разноцветные.
Воспитатель: Правильно, молодцы! (каждый ребенок по очереди выходит, считает и называет цвет звездочек).
Проводится игра: «Найди свою звезду»
Детям предлагается среди разложенных на полу звезд, найти заданную:
– Найдите большую красную звезду, или маленькую зеленую.
- Найдите большую голубую звезду.
- Сравните, какая из больших звезд больше: красная или голубая?
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Вот и закончилось наше космическое путешествие.
Я очень надеюсь, что вам всё понравилось. Понравилось вам путешествие? Чем понравилось? Какие трудности встречались на пути? (Ответы детей). Сегодня вы были космонавтами: смелыми, здоровыми, выносливыми, любознательными, умными, сообразительными. Вы все получаете значок космонавта. Молодцы!
Спасибо вам! И в следующий раз мы полетим в космос уже как настоящие космонавты!