kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка программы развития организации дополнительного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка программы развития организации дополнительного образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка программы развития организации дополнительного образования.»

Как разработать образовательную программу

дополнительного образования.


Программа — это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последователь­ность действий по достижению поставленной цели. Классификация образовательных программ Чаще всего образовательные программы подразде­ляются на примерные (типовые), модифицированные (адаптированные) и экспериментальные (авторские).

Примерная (типовая) программа рекомендова­на органом управления образованием по той или иной образовательной области, направлению деятельно­сти. Такая программа ориентирована на достижение обучающимися определенного уровня освоения зна­ний, умений и навыков. Оно проверяется, как прави­ло, по результатам традиционных форм оценивания: зачетов, экзаменов, контрольных работ и т.п.

В основу модифицированной (адаптированной) программы положена примерная (типовая) програм­ма, которая изменена с учетом особенностей образо­вательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осу­ществления деятельности, нестандартности индиви­дуальных результатов обучения и воспитания. Коррек­тивы вносятся в программу самим педагогом и не зат­рагивают концептуальных основ организации образо­вательного процесса, традиционной структуры заня­тий, присущих исходной программе, которая была взя­та за основу. Диагностика результатов работы по та­ким программам связана с демонстрацией достиже­ний обучающихся на отчетных концертах, выставках, соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д. При этом педагоги не отказываются и от количественных показателей знаний, умений и навыков.

Необходимо, чтобы модифицированная программа была обсуждена на методическом совете и утверж­дена руководителем образовательного учреждения.

Экспериментальная программа разрабатывает­ся педагогом с целью решения какой-либо практи­ческой задачи, связанной с преодолением опреде­ленных трудностей в образовательном процессе. Она может предполагать изменения в содержании и ме­тодах обучения. На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руко­водителя образовательного учреждения. После это­го она обязательно проходит апробацию. В случае выявления новизны предложений автора эксперимен­тальная программа может претендовать на статус авторской.

Обязательное условие отнесения образовательной программы к разряду авторских — ее новизна. Она должна быть полностью создана педагогом (или кол­лективом авторов) и принадлежать ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, эта программа предполагает:

  • преподавание нового учебного курса (предмета);

  • реализацию собственного подхода педагога к тра­диционным темам.

При этом название «авторская» требует документаль­ного доказательства новизны и принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претен­дент на авторство в пояснительной записке к програм­ме должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В ряде регионов России раз­работчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действитель­но является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.




Структура и содержание образовательной программы


Структура программы

Содержание структурных компонентов программы

1. Титульный лист














2.Пояснительная записка































































3. Учебно-тематический план

(по годам обучения)






4. Содержание

программы








5. Методическое обеспечение
программы частично может
быть описано в пояснительной
записке)










6.Список литера­туры

Информация, содержащаяся на титульном листе:

  • полное название вышестоящего органа управления образованием;

  • полное название образовательного учреждения, в котором разработана программа;

  • название программы (по возможности краткое и отражающее ее суть);

  • данные об авторе программы (ФИО, занимаемая должность);

  • название населенного пункта, в котором написана программа;

  • год написания программы;

  • ФИО ответственного работника, который утвердил программу, и дата утверждения;

  • дата и номер протокола заседания педагогического совета, рекомендовавшего програм­му к реализации;

  • возраст детей, на который рассчитана программа;

  • срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана)


В пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновы­ваются принципы отбора содержания и последовательность изложения материала, харак­теризуются формы работы с обучающимися и условия реализации программы. Рекомендации по написанию пояснительной записки.

1. В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются:

  • ее актуальность и практическая значимость для обучающихся;

  • связь программы с уже существующими по данному направлению деятельности;

  • вид программы (модифицированная, экспериментальная, авторская);

  • новизна (для программ, претендующих называться авторскими).

2. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель — это пред­полагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, на­пример, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формули­ровки не отражают специфики конкретной программы. Кроме того, цель должна быть свя­зана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути дос­тижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяются следующие типы задач:

  • обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение

в познаватель­ную деятельность, приобретение определенных знаний,

умений, навыков, развитие моти­вации к определенному виду деятельности

и т.п.);

  • воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности,

гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков

здорового образа жизни и т.п.);

развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).

Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.

3.Описывая особенности программы, следует отразить:

  • ведущие идеи, на которых она базируется;

  • ключевые понятия, которыми оперирует автор;

  • этапы ее реализации, их обоснование и взаимосвязь.

4.В пояснительной записке отмечаются:

  • основные возрастные особенности обучающихся, которым адресована программа;

  • вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и ее состав (постоянный, пе­ременный и др.);

  • особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный).

5.Характеризуя режим организации занятий необходимо указать:

  • общее количество часов в год;

• количество часов и занятий в неделю;

  • периодичность занятий.

6. Описывая прогнозируемые результаты и способы их проверки, автору программы следует:

  • сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. важно четко описать, что он должен знать и уметь);

  • перечислить качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий;

  • дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по про­грамме, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся. В качестве процедур оценивания могут использоваться тестирова­ния, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские
    конференции и т.п.


Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установ­ленного времени. При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами (см. таблицу 1.1)

Оформлять учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы

(см. таблицу 1.2.)


В содержании программы приводится краткое описание разделов и тем. Раскрывать со­держание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане. Кратко описать тему означает:

  • указать ее название;

  • перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы;

  • указать, в каких формах организуется образовательный процесс.
    Обычно первой темой программ является введение в изучаемый предмет.


В этом разделе программы необходимо:

  • кратко описать основные способы и формы работы с детьми, которые

планируются по каждому разделу — индивидуальные и групповые,

практические и теоретические;

  • отметить, какие формы занятий планируется использовать. Кроме того, желательно по­яснить, чем обусловлен выбор таких форм занятий;

  • описать основные методы организации образовательного процесса;

  • перечислить используемые дидактические материалы;

  • дать краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы (кадро­вых, материально-технических и прочих). Характеризуя кадры, целесообразно определить критерии отбора педагогов для реализации программы; перечислить работников, занятых в ее реализации. Описывая материально-технические условия, имеет смысл дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся).

Необходимо привести два списка литературы. В первый список следует включить источни­ки, которые рекомендуется использовать педагогам для организации образовательного; во второй – литературу для учащихся.


Таблица 1.1

Продолжитель­ность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 час

2 раза

2 часа

72 часа

2 часа

2 раза

4 часа

144 часа

2 часа

3 раза

6 часов

216 часов

З часа

2 раза

6 часов

216 часов

З часа

3 раза

9 часов

324 часа


Таблица 1.2


Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретические

практические







Итого часов:







Рецензирование образовательной программы дополни­тельного образования детей


Завершая разговор о требованиях к образовательной программе дополнительного образования детей, от­метим, что к ней должна быть приложена рецензия. Рекомендуется получить две рецензии:

  • внутреннюю (ее, как правило, пишет заместитель по УВР или методист уч­реждения, в котором разработана программа);

  • внешнюю (ее дает независимый эксперт по профи­лю деятельности, представленному в программе).


Примерный план рецензии.

  1. Заголовок рецензии

Рецензия на программу «________» (название), ФИО и должность автора программы, название образова­тельного учреждения, реализующего программу.

  1. Общая характеристика программы:

  • образовательная область;

  • вид детского объединения (студия, ансамбль и др.), в рамках которого реализуется рецензируемая про­грамма;

  • адресат (категория обучающихся, их возраст, соци­альный состав и др.);

  • срок реализации, на который рассчитана программа;

  • есть ли подобная программа в общеобразователь­ной школе (сравнить по содержательным линиям);

  • в чем заключается «дополнительность» рецензиру­емой программы;

  • стиль и качество подачи материала (профессио­нально, системно, грамотно и т.п.).

  1. Актуальность программы и ее новизна для систе­мы дополнительного образования детей.

  2. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):

  • анализ пояснительной записки;

  • анализ содержательной части программы (отме­чается, насколько полно раскрываются основные
    темы занятий);

  • анализ методического обеспечения программы (в какой мере автором характеризуются педагогичес­кие, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного резуль­тата;

насколько глубоко раскрывается методика ра­боты над содержанием

учебного материала, оценки знаний и умений учащихся);

— оценка списка литературы (полнота, доступность для адресата).

  1. Полнота программы (выделены ли в ней структурные части, все ли компоненты представлены внутри частей).

  2. Целостность программы (согласованы ли цели, задачи и способы их достижения).

  3. Ведущая идея программы и пути ее реализации, новизна подхода к отбору содержания, оригиналь­ность предлагаемой методики, пригодность програм­мы для данного учреждения и для тиражирования в образовательной практике.

  4. Язык и стиль изложения материалов (четкость, яс­ность, доказательность, логичность и др.).

  5. Соответствие программы специфике дополнитель­ного образования детей.

В данном разделе рецензии целесообразно отметить, насколько программа способствует:

  • стимулированию познавательной деятельности обучающегося;

  • развитию его коммуникативных навыков;

  • созданию социокультурной среды общения;

  • развитию творческих способностей личности обу­чающегося;

  • поддержанию стремления к самостоятельной дея­тельности и самообразованию;

  • творческому использованию жизненного опыта ре­бенка;

  • профессиональному самоопределению обучающе­гося.

  1. Характеристика приложений к программе, их со­держательность (методические разработки, дидакти­ческий материал, схемы проведения занятий, фор­мы договоров и др.).

  2. Характеристика профессиональных знаний и уме­ний педагога как автора программы.

  3. Общая оценка программы: достоинства и недо­статки, ошибки и замечания.

Рецензия на программу должна содержать ее аргу­ментированную оценку, рекомендации.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Директору

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Разработка программы развития организации дополнительного образования.

Автор: Дивонько Ольга Алексеевна

Дата: 21.02.2020

Номер свидетельства: 540620

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Дополнительная общеобразовательная рабочая программа     «Книга Памяти»"
    ["seo_title"] => string(78) "dopolnitiel-naia-obshchieobrazovatiel-naia-rabochaia-proghramma-knigha-pamiati"
    ["file_id"] => string(6) "256116"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448044718"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "«Управление кадрами в организации дополнительного образования :система мотивации творческих сотрудников»"
    ["seo_title"] => string(80) "upravlenie_kadrami_v_organizatsii_dopolnitelnogo_obrazovaniia_sistema_motivatsii"
    ["file_id"] => string(6) "502082"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1551669712"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа объединения дополнительного образования «РОДНИЧОК» "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-obiedinieniia-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-rodnichok"
    ["file_id"] => string(6) "134709"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416772004"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Организация здоровьесберегающей среды с учетом индивидуально - возрастных особенностей воспитанников дополнительного образования"
    ["seo_title"] => string(147) "orghanizatsiia-zdorov-iesbierieghaiushchiei-sriedy-s-uchietom-individual-no-vozrastnykh-osobiennostiei-vospitannikov-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "259595"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448798146"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Сценарная разработка праздничной программы,   посвящённой Международному Дню учителя "
    ["seo_title"] => string(97) "stsienarnaia-razrabotka-prazdnichnoi-proghrammy-posviashchionnoi-miezhdunarodnomu-dniu-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "137110"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417271748"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства