kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подходы к формированию слушательской культуры школьников на уроках музыки в рамках ФГОС и исполнительской культуры школьного хорового коллектива

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подходы к формированию слушательской культуры школьников на уроках музыки в рамках ФГОС и исполнительской культуры школьного хорового коллектива

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подходы к формированию слушательской культуры школьников на уроках музыки в рамках ФГОС и исполнительской культуры школьного хорового коллектива»

«Подходы к формированию слушательской культуры школьников на уроках музыки в рамках ФГОС и исполнительской культуры школьного хорового коллектива»





Известно, что в общеобразовательной школе готовится подготовленный слушатель, а не исполнитель, поэтому важно сформировать у учеников навыки активного слушания. В основе слушания музыки заложен интонационный анализ. Музыкальная интонация – способ самовыражения человека, способ передачи информации эстетического, этического и нравственно-морального содержания, способ общения между людьми. Интонация – это зерно смысла заложенного композитором. В интонации заложена оценка человеком окружающего мира и самого себя и способ передачи этой оценки другим людям. На основе этой мысли возникает музыкальный образ. Особая ценность музыкального образа, в том, что он возникает в воображении, поэтому у каждого человека получает свое особое воплощение.

Процесс слушания организовывается учителем. Для понимания музыки необходимо дослушать музыкальное произведение до конца. Это не только основа культуры и грамотности слушателя, но и грамотное вдумчивое отношение к музыкальному произведению, т.к. музыкальный образ находится в движении, развиваясь, он меняется и, собственно, именно в этом развитии образа есть особенность выражения временного языка музыки. Умением сосредотачивать внимание во время слушания музыки на собственном внутреннем мире обладают далеко не все. Поэтому восприятию музыки способствует прием – «дирижирование». Через пластическое движение ученики ярче, эмоциональнее воспринимают музыку, а также этот прием позволяет проникнуть в динамические нюансы произведения.

Предмет «Музыка» включает в себя активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного. Специфика искусства, особенно музыки, в том, что каждое произведение может трактоваться с позиции своего восприятия жизни. Нет «плохих» и «хороших» образов, у каждого человека он свой. Конечно, при этом образ должен соответствовать законам музыкальной выразительности и глубокому музыкально-драматургическому смыслу произведения.

Исследуя проблему восприятия школьниками музыкального искусства, можно выделить три стадии наиболее характерные для формирования слушательской культуры.

Первая стадия восприятия отличается смутностью, нерасчленённостью, общим звуковым потоком, когда слушатель получает лишь общее представление о музыкальном образе. Как правило, ребёнок остаётся равнодушным к прослушанной музыке.

Задача учителя на данном этапе восприятия - помочь ребёнку найти своё отношение к музыкальному произведению. Хорошо начинать с программных сочинений, где образ определяется названием.

Вторая стадия. Здесь происходит процесс углубления в содержание произведения, выделения в нём наиболее ярких особенностей, осознание того, с помощью каких средств музыкальной выразительности композитор передал образ.

1. Слушаем мелодию, определяем её характер, накапливаем словарный запас определения оттенков чувств и настроений.

2. Определяем тембры инструментов, ведущих мелодию и аккомпанемент.

3. Хорошее воздействие на воображение ребёнка оказывает открытие в музыке контрастности музыкальных образов (добро и зло, весна и осень, война и мир).

Третья стадия музыкального восприятия - это повторное обращение к музыкальному сочинению, обогащённое теми открытиями, которые ученики сделали в процессе исследования музыки. Именно здесь становится возможным творческое восприятие музыки. В домашнем задании предлагаю прослушать данный отрывок музыкального произведения, нарисовать рисунок, рассказать о нём родителям.

Следующий урок начинаю с прослушивания этого отрывка, и потом, в течение года периодически возвращаюсь к нему. На итоговой викторине ученик должен вспомнить предложенные произведения. Так музыкальное произведение останется в памяти ребёнка, войдёт в копилку примеров классической музыки.

Исполнительская культура участника школьного хорового коллектива может быть определена как совокупность личностно-значимых качеств, проявляющихся в процессе творческой хоровой исполнительской деятельности и раскрывающих меру освоения индивидом образного содержания музыкального произведения, как объекта общественного музыкального сознания. Структурные компоненты исполнительской культуры участника школьного хорового коллектива включают в себя: опыт исполнительской деятельности, исполнительская компетентность и комплекс музыкально-творческих способностей исполнителя.

Первый компонент - опыт исполнительской деятельности - включает в себя: наличие выраженных интересов, склонностей и потребностей, мотивов обращения к вокально-хоровому виду исполнительской деятельности; умение оценивать качество исполнения музыки на основе своих музыкально-слуховых представлений о звучании данного конкретного музыкального произведения в определенном характере, жанре, стиле; наличие сформированного интонационно-слухового запаса, музыкальных впечатлений о жанрово-стилевом разнообразии музыкального искусства; способность к музыкальному переживанию, эмоциональной культуре исполнения.

Второй компонент исполнительской культуры - исполнительская компетентность - включает в себя: владение необходимыми исполнительскими знаниями, умениями и навыками, различными приемами звуковедения, звукоизвлечения, артикуляции; способность к анализу и самоанализу исполнительской деятельности, слуховому контролю и самоконтролю за качеством звучания; владение исполнительским репертуаром; способность к чтению с листа, к эскизному разучиванию; музыкально-исполнительские артистические качества.

Третий компонент исполнительской культуры - комплекс музыкально-творческих способностей исполнителя - включает в себя: музыкальную одаренность; художественно-образное мышление, музыкальное воображение исполнителя; способность к индивидуальной творческой интерпретации музыкального произведения.

Хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкально-исполнительской и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности:

- в коллективной хоровой деятельности, когда учащийся на виду у всех, он раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить;

- участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие;

- работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора;

- хоровая деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;

- в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива; в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные.

Перед учителем музыки, формирующим исполнителей и стремящимся развить перечисленные способности и качества, определенные задачи:

- во-первых, учитель музыки должен привить исполнителям общую культуру;

- во-вторых, ввести участников хорового коллектива в мир музыки, привить музыкальную культуру, воспитать слух (сформировать музыканта);

- в-третьих, воспитать специфические исполнительские качества: способность «воспламеняться», проникаясь музыкой, волю к воплощению музыки, к общению и воздействию на слушателя (сформировать исполнителя).

Специфика технологии формирования исполнительской культуры школьного хорового коллектива предусматривает:

- осуществление личностно-ориентированного, деятельностного, художественно-воспитательного подходов, позволяющих эффективно формировать исполнительскую культуру школьников-хористов;

- применение принципов формирования исполнительской культуры учащихся в современном их прочтении (направленности, заинтересованности, сознательности, перспективности, постепенности, последовательности, непрерывности, репертуарного отбора произведений, индивидуального подхода, единства технического и художественного развития, предслышания (внутреннего построения звука-образа);

- комплексное использование методов и приемов (объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, исследовательского, фонетического, концентрического, игрового, концертных выступлений).

В качестве элементов технологии формирования исполнительской культуры учащихся-хористов мы выделяем:

- усвоение учащимися знаний о хоровой музыке, ее жанрово-стилевом разнообразии;

- включение хоровой музыки как в уроки, так и во внеклассную работу;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, их способностей, интересов, потребностей;

- применение разнообразных педагогических методов и приемов работы, в том числе и методов, направленных на формирование исполнительской культуры учащихся начальных классов в процессе хорового пения и методов, формирующих устойчивый интерес учащихся к этому виду музыкально-исполнительской деятельности и, как следствие, музыкально-эстетические потребности в коллективном вокально-хоровом музицировании;

- отбор произведений хоровой музыки, исходя из следующих основных критериев: увлекательности, художественности, педагогической целесообразности, доступности, воспитательной и эстетической значимости.

В целом технология формирования исполнительской культуры школьного хорового коллектива включает следующие компоненты:

1) развитие интереса и потребности в освоении детьми хоровых произведений, положительного отношения к ним путем активизации музыкально-слуховой активности, восприятия, мышления, воображения учащихся в ходе слушания, изучения и исполнения хоровой музыки (мотивационный компонент);

2) развитие исполнительской культуры путем накопления музыкально-слуховых представлений, исполнительского репертуара, интеллектуального, эмоционального, технического и художественного совершенствования участников школьного хорового коллектива (содержательный компонент);

3) развитие исполнительских и личностных качеств у учащихся при помощи комплексного применения учителем музыки методов, форм и средств формирования исполнительской культуры школьного хорового коллектива; создания комфортной обстановки в классе, доверительных, дружественных отношений между учащимися и учителем; регулярной концертной практики (процессуальный компонент).














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кузнецова Марина Юрьевна

Дата: 09.12.2023

Номер свидетельства: 641695


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства