Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 2 год обучения по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с ТМНР (2 вариант)»
Рабочая программа по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация».
Пояснительная записка.
У обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение обучающегося речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, записывающие и воспроизводящие устройства.
Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. В связи с этим, обучение общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию потребности в общении, а так же на обучение использованию альтернативных средств общения.
Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными навыками с использованием средств невербальной и альтернативной коммуникации.
Задачи:
Образовательные:
- формирование умения слушать и понимать собеседника;
- формирование умения выполнять несложные инструкции;
- формирование умения употреблять слова:
жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях.
-знать и называть слова символами и жестами: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «да», «нет», «болит», «хорошо», «плохо», «мама», «я», «ты»;
- уметь употреблять жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте» «до свидания», «спасибо», «болит», «да», «нет», «туалет», , «хорошо», «плохо», «мама,«я», «ты».
Неречевые звуки:
-уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более пяти источников);
-уметь определять направление звука, исходящего из разных источников;
-уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более двух источников).
Выполнение упражнений для кистей и пальцев рук:
- уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук;
- уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук с помощью взрослого.
Технологии обучения:
- информационно-коммуникационные технологии;
- игровые технологии;
- технологии развивающего обучения;
- здоровьесберегающие технологии.
Предмет – Речь и альтернативная коммуникация 2 год обучения
Система обучения – коррекционная
Программы:
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) Вариант 2