Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
В соответствии с требованиями ФГОС одним из разделов АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является коррекционно-развивающая работа, в которой немалое место отводится развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся. Нарушения речевого развития у детей данной категории носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Практически все обучающиеся 1 класса имеют нарушения фонематического восприятия и нарушения звукопроизношения, поэтому такой предмет как «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» является очень актуальным. Логопедические занятия направлены на реализацию системы логопедической помощи детям с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в освоении основной общеобразовательной программы, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Речевое развитие детей характеризуется наличием очень стойких аграмматизмов, недостатков звукопроизношения, слоговой структуры. Дети имеют ограниченный словарный запас. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, ограниченное употребление прилагательных, наличие фразовой речи, недоразвитие фонематического восприятия, отсутствие навыков фонематического анализа и синтеза. Недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий. Нарушения речи у умственно отсталых детей отрицательно влияют на всю психическую деятельность, вследствие чего у них затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные возможности, задерживается формирование познавательных процессов, то есть имеются существенные препятствия в формировании личности, социальной адаптации детей с нарушением интеллекта. У этих детей оказывается несформированной не только сама речь, но и ее предпосылки: у них не развиты ориентировочные действия, не сформирован интерес к окружающему, не развита предметная деятельность. Все эти факторы лежат в основе развития смысловой стороны речи и ее грамматического строя. Кроме того, у умственно отсталых детей нет потребности в общении и не развиты доречевые средства общения; не сформированы слуховое внимание и восприятие, фонематический слух и артикуляционный аппарат, обеспечивающие становление звуковой стороны речи. Речь у детей с нарушением интеллекта настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения.
Главными и ведущими неблагоприятными факторами при нарушении умственного развития оказывается слабая любознательность и замедленная обучаемость ребенка, его плохая восприимчивость к новому. Дети с нарушением умственного развития имеют нормальное зрение, но не умеют видеть, имеют нормальный слух, но не умеют слышать. Именно поэтому они плохо представляют себе окружающие предметы, не всегда могут выделить нужный предмет среди других, не различают свойства предметов (цвет, форму, величину), недостаточно ориентируются в пространстве.
Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев рук и недостаточной сформированности зрительно – двигательной координации, произвольного внимания, восприятия речи, зрительной памяти.
Программа учитывает особенности психофизического развития детей, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Цель - формирование у обучающихся устной речи посредством овладения фонетико-фонематической стороной речи для создания перспективы личностного роста и благополучной социализации.
формирование грамматической стороны речи.
Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи являются одной из важных организационных форм обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), позволяющие проводить специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных особенностей каждого ученика. Специальная (коррекционная) работа по развитию фонематического восприятия и формированию правильного звукопроизношения, проводимая на индивидуальных занятиях, способствует наиболее полноценному овладению обучающимися устной речью, что имеет важное значение для получения ими качественного образования, социальной адаптации, формирования личности в целом.
- функций фонематической системы.
Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза). По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, может быть замедлен или ускорен темп, увеличен или сокращен объем изучаемого материала.
Обучение ведется в игровой форме, наиболее доступной для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью, вне зависимости от возраста. Вся работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы, вызывающей у детей необходимость оперировать различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрывать действия с ними. Обязательным условием является многократность повторения одного и того же материала и наличие тесного эмоционального контакта с ребёнком. Всякое проявление речи на данном этапе поощряется. Такой концентрический подход способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях.
Продолжительность логопедических занятий зависит от выраженности нарушений речевого развития, общей моторики, сенсорных процессов:
Расширение, активизация и уточнение словаря (по различным лексическим темам) посредством использования в речи слов-действий, слов-названий, слов, обозначающих признаки предметов (цвет, величина и ее измерения, вкус), личных и притяжательных местоимений (я, ты, вы, он, она, мой, твой, ваш, наш), наречий, обозначающих местонахождение (там, вот, туда, здесь), время (сейчас, скоро), количество (много, мало, еще), сравнение (больше, меньше), ощущение (тепло, холодно, горячо, кисло, сладко, горько, вкусно), оценку действий (хорошо, плохо, громко, тихо).
Справочник учителя-логопеда школы. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
Современный логопедический урок. Технологии, методы, приёмы обучения и коррекции речи. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
Формирование связной речи детей 4-6 лет. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
Абрамова Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия. 1-3 классы. Волгоград
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 1. М., 2011
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 1 «Дифференциация гласных». М., 2011
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 2 «Дифференциация звонких и глухих согласных». М., 2011
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 3 «Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Л-Р». М., 2011
М.Е.Качанова «Произношение». М., «Просвещение». 2006
Ишимова О.А., Подотыкина В.Д. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
Ишимова О.А., Алипченкова Н.Н. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
Ишимова О.А., Юсов И.Е. Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
№п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата | Наглядность, оборудование | Требования к развитию общей и мелкой моторики | Тема занятий | Содержание обучения | Основные требования к знаниям и умениям уч-ся в конце изучаемой темы | Развитие обще- учебных и специальных умений и навыков; развитие и коррекция познавательной деятельности | Корр-ка |
1-2 | Представление о схеме собственного тела. «Представления о звуках». Лексическая тема: «Животные» | 2ч | | Индивидуальные зеркала, музыкальные инструменты, предметные картинки: собака - собаки, корова - коровы, жук - жуки, лошадь- лошади, мышь- мыши. | Упражнения для мышц шеи: повороты головы в стороны. При повороте – вдох, при возврате – выдох. Пальчиковая гимнастика. | Строение артик-ного аппарата. Сказка « О весёлом язычке». Упражнение для развития подвижности нижней челюсти | Слушание звуков вокруг нас: «Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск волны, Но бывают звуки речи, Мы их точно знать должны». Образование звуков речи. Знакомство с термином «речевой звук». Произношение отдельных звуков (Волк – у-у-…) Игра: «Кто как голос подает». (Собака – р-р-р, корова–мммуу) Выделить домашних животных. Договаривание предложений по картинкам «один-много». | Знать понятие «речевой звук». Уметь образовывать звуки речи (голосом, шумом, голосом и шумом). | Развитие слухового внимания, просодии. Формирование умения обобщать. | |
3-4 | Органы речи. Лексическая тема: «Части тела». | 2ч | | Зеркала, ширма, пиктограммы. | Упражнения для мышц плечевого пояса: поднимание и опускание плеч. При поднимании вдох через нос, при опускании выдох через рот. Упражнения на развитие двигательной памяти. Шнуровка. | Артик-нные упражнения, развивающие и укрепляющие моторику. Дыхательные упражнения. «Надоедливый комар», «Кто больше?» | Повторение. Какие бывают звуки? Что такое речевой звук? Ознакомление с органами артикуляции. Практическое употребление Творительного падежа существительных. | Знать органы артикуляции. Уметь выполнять простые артикуляционные упражнения. | Развитие подвижности органов артикуляции. Формирование двигательных ощущений, памяти. | |
5-6 | Ознакомление с понятием «слово». Лексическая тема: « Цвет». | 2ч | | Звуковые символы гласных, согласных (звуковые человечки). | Упражнения для развития мышц плечевого пояса: вращение плеч, руки опущены. Пальчиковая гимнастика: Мы фонарики зажжем, А потом гулять пойдем. | Дыхательные упражнения. Упражнения для челюсти, для губ, языка. | Закрепление понятия «звук». Путешествие в замки красного, синего, зеленого цвета. Сказка «Подошла машинка к красному замку, прикоснулась к красному кружку, и он зазвучал «А» (О.У.И): потом к синему замку – Д-д, м-м, б-бб; в зеленом замке – дьдь, мьмь, бьбь. Ознакомление с понятием «слово». Дифференциация понятий «звук – слово». Условно графическая запись. Выделение из речевого потока слов. Игра: «Слово – не слово» («плим» - сочетание звуков, «стол» - слово). | Знать понятие «слово», основные цвета. Уметь отличать звук от слова. | Развитие слухо-вого, зрительного восприятия. Формирование смыслоразличительного значения слов. | |
7-8 | Предложение. Лексическая тема: «Лес. Сад. Огород». | 2ч | | Условно-графическая запись предложений, предметные картинки: мышка, сыр, лес, сад, огород. | Гимнастика для пальчиков «Мы капусту рубим». Круговые движения головой с произношением на выдохе согласных звуков. | Дыхательные упражнения. Упражнения для челюсти, для губ, языка. | Повторение понятия «звук», «слово». Ознакомление с понятием «предложение». Показать детям последовательность слов в предложении и отдельно каждое входящее в него слово мышка ? сыр Обозначение предложения полосками – символами. Дифференциация понятий «слово» предложение. Составление предложений с опорой на сюжетные картинки и вопросы КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? Подбор слов по ситуативным цепочкам. Что это? (сад, лес, огород). Если я назову САД, вы называете ФРУКТЫ …. | Знать, что предложение состоит из слов, связанных по смыслу. Уметь составлять простые нераспростра-ненные предложения на основе демонстра-ционного действия и действия, изображенного на картинке. | Развитие образного мышления. Совершенство-вание работы речедвигательного анализатора. Формирование навыка языкового анализа и синтеза. | |
9-10 | Звук и буква А. Лексическая тема: «Фрукты». | 2ч | | Картинка – символ звука А «пещерка». Предметные картинки: апельсин, лимон, ананас, арбуз. | Упражнения для шеи: опускание, запрокидывание, повороты головы с произнесением звука А. Развитие динамической координации рук. Упражнение «Золушка». | Постановка звука «с» | Развитие артикуляционной моторики: -развитие мелкой моторики -дыхательная гимнастика -выработка воздушной струи -постановка звука «с» по подражанию и с механической помощью -опознавание звука «с» изолированно, в слогах, словах. Повторение: что такое звук речи? Выделение звука А из ряда гласных звуков. Анализ артикуляции звука А. А! – со мною вместе пойте А! – пошире рот откройте. Все теперь мы будем знать Вот как может А звучать. Характеристика звука А. Выделение слов со звуком А (Аня кушает фрукты, в названиях которых есть звук А). Знакомство с буквой Аа. Практическое употребление существительных винительного падежа | Знать правильную артикуляцию звука А, названия фруктов. Уметь выделять звук А из ряда звуков, из слоговой дорожки, из слов. | Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Формирование родовидовых понятий, условно-рефлекторной связи между графемой и кинемой. | |
11-12 | Звук и буква У. Лексическая тема: «Домашние птицы». | 2ч | | Картинка – символ звука У, сюжетная картинка «Птичник». Предметные картинки: утка, гусь, гуси, куры, петух. | Релаксационные упражнения с элементами логоритмики. | Автоматизация звука «с» в начале, середине, конце слова и в стечении согласных. | Артикуляционная и дыхательная гимнастика: -пальчиковая гимнастика - опознавание звука «с» изолированно, в слогах, словах -развитие фонематического анализа в закрытых и открытых слогах. Повторение «Звука А». Выделение звука у в начале слова УТКА. Анализ артикуляции звука У. Характеристика звука У – гласный, потому что нет преграды. Выделение звука У из слов (утка, гусь, петух, куры). Упражнение детей в практическом усвоении падежной конструкции (твор.падеж) (За кем ухаживает Уля? Уля ухаживает за уткой). Чтение слов ау, у – а. Звуко-буквенный анализ. Употребление существительных в Творительном падеже. | Знать правильную артикуляцию звука У, написание буквы У. Уметь практически употреблять. Формы творительного падежа существительных. | Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Формирование длительного ротового выдоха. Формирование звуко-буквенного анализа. | |
13-14 | Звук и буква О. Лексическая тема: «Животные». | 2ч | | Картинка – символ звука О. Предметные картинки: кот, ослик, конь, собака. | Несложные по переключаемости пальцевые упражнения. Упражнения на поднимание рук вверх и наклоны корпуса вправо и влево «Не под окном, а около каталось О и охало, О охало, О охало, Не под окном, а около. | Автоматизация звука «с» в начале, середине, конце слова и в стечении согласных. | Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Опознавание звука «с» изолированно, в слогах, словах; -развитие фонематического анализа в закрытых и открытых слогах. Повторение гласных звуков. Выделение звука О в начале слова. Анализ артикуляции звука О . О – мы губы округляем О – мы плавно напеваем О – свободно голос льется О – так звонко раздается. Характеристика звука О . Выделение гласного звука О из слов, из слогов, из ряда гласных звуков. Практическое усвоение родительного падежа существительных. Отгадывание загадок о домашних животных (кот, ослик, конь, собака). Составление предложений по картинкам (Оля кормит (кого?) кота …) | Знать артикуляцию звука О , названия некоторых домашних животных. Уметь выделять звук О из ряда других звуков, из слогов, слов. | Развитие ретроспективной функции памяти, артикуляционную моторику, логическое мышление. Формировать условно-рефлекторную связь между фонемой и графемой. | |
15-16 | Звук и буква М. Лексическая тема: «Семя». | 2ч | | Картинка – символ звука М. Сюжетная картинка «Семья». Предметные картинки: дом, мак, машина, домик для определения позиции звуков. | Более сложные по переключаемости пальцевые упражнения. Традиционные обще развивающие упражнения. | Автоматизация звука «с» в словосочетаниях. | Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Опознавание звука «с» изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях; Повторение. Какие звуки речи знаете? Выделение звука М из слова ДОМ. Характеристика звука М по артикуляционным и акустическим признакам. Обозначение звука цветовыми символами. Произношение звуков в слогах. Звуко-буквенный анализ слогов ОМ, АМ, МА. МУ. Произношение звука М в словах. Работа с деформированным текстом. Работа по картинке «Семья». Актуализация словаря по теме: «Семья». Как зовут детей в семье. Имена со звуком М. Восстановление деформированного текста. (Маленький Дима говорит: «Мама МЫТЬ Митя. Дима МЫТЬ лицо МЫЛО» Исправить речь Димы. | Знать артикуляцию звука М. Уметь выделять звук М из слов и соотносить его с соответствующей буквой. | Развитие фонематического слуха; развитие звуко-буквенного анализа. Активизация речеслухового анализатора. | |
17-18 | Звук и буква С. Лексическая тема: «Посуда». | 2ч | | Картинка – символ звука С. Красные, синие, зеленые кружки. Слоговая дорожка. Предметные картинки: стакан, сковорода, миска, кастрюля. | Снятие мышечного напряжения. Игры для рук с мелкими предметами. | Автоматизация звука «с» в словосочетаниях. | Артикуляционная и дыхательная гимнастика Повторение гласных. Характеристика А, У, О. Чем отличаются от согласных. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Чтение слогов, слов со звуком С. Звуко-буквенный анализ слогов, слов. Падежное управление. Активизация словаря по теме «Посуда». Работа с опорными схемами. | Знать артикуляцию звука С. Уметь выделять звук С в начале слова, в середине и в конце. Уметь группировать предметы по заданным признакам. | Развитие фонематического слуха, звуко-буквенного анализа. Формирование умения делать выводы на основе анализа, соотносить опорные схемы со звуком. | |
19-20 | Звук и буква Х. Лексическая тема: « Животные». | 2ч | | Символ звука Х. Предметные картинки: хомяк, петух, слониха, зайчиха, черепаха. | Формирование навыков элементарной ориентировки в пространстве. | Автоматизация звука «с» в предложениях. | Повторение согласных звуков. Отличие согласных от гласных. Проговаривание слов со звуком Х по картинкам. Единственное и множественное число существительных. Игра «Эхо» - образование именительного падежа множественного числа существительных хомяк – хомяки, петух - …… Преобразование деформированной фразы: (петухи, заборе, сидеть, на) Заучивание скороговорки Хи-хи-хи - ходят в поле петухи. Хи-хи-хи – поют в поле петухи. | Знать отличие гласных звуков от согласных. Уметь выделять звук Х из слогов, слов, преобразовывать деформированные фразы. | Развитие фонематического слуха, устойчивого внимания. Формирование связной речи, ориентировки в пространстве. | |
21-22 | Звук и буква Ш. Игрушки. | 2ч | | Игрушки: кукла Маша, мишка, матрешка, петрушка, лошадка, неваляшка. | Упражнения на произвольное управление процессом переключения. | Автоматизация звука «с» в предложениях. | Повторение изученных согласных звуков. Выделение звука Ш из слов, обозначающих игрушки. Характеристика звука Ш по артикуляционным и акустическим признакам. Звук Ш в слогах, словах, определение его места в слогах, словах. Звуко-буквенный анализ слов. Падежное управление. Кого пригласила Маша на день рождения? Что подарили гости Машеньке? Игра «Какой звук потерялся?» (мы-ка, ко-ка…) Звук Ш. | Знать правильную артикуляцию звука Ш, названия игрушек. Уметь обобщать слова одного вида. | Развитие фонема-тического слуха, умения анализа и синтеза. Формирование умения выделять частное из общего. | |
23-24 | Звуки С-Ш. Лексическая тема: «Одежда». | 2ч | | Символы звуков С-Ш. Звуковые домики и дорожки. Предметные картинки: шарф, шуба, рубашка, свитер. | Упражнения на произвольное управление процесс-сом напряжения и расслабления. | Автоматизация звука «с» в предложениях. | Сравнительный анализ звуков С и Ш по артикуляционным и акустическим признакам. Сравнительный звуко-буквенный анализ слов – паронимов. Согласование числительного с существительным. Активизация и расширение словаря по теме «Одежда». Согласование числительного с существительным (один шарф, два шарфа, 3 и 5 ….) | Знать артикуляционные и акустические признаки звуков С, Ш. Уметь отличать по артикуляции и на слух звуки С – Ш. | Развитие умения сравнивать. Формирование умения сочетать свои действия с речью. | |
25-26 | Звук и буква Л. Лексическая тема: «В лесу». | 2ч | | Картинка – символ звука Л. Предметные картинки: лань, волк, лебедь. Сюжетная картинка «В лесу». | Упражнения на развитие точности и стабильности произвольных движений. | Автоматизация звука «с» в связной речи | Анализ артикуляции звука Л. Узкий кончик языка вверх, в зубы упирается. По бокам от языка Воздух пробирается. И получится певучий Плавный, ласковый и звучный. Характеристика звука Л. Произношение звука Л в слогах, словах. Активизация и расширение словаря по теме «Дикие животные». Игра «4 лишний». Падежное управление. (На дереве увидели – белка, дятел, дупло). Составить рассказ «Кто где живет». Белка живет в дупле. Волк живет в логове. | Знать правильно артикуляцию звука Л, названия диких животных. Уметь определять какие животные где живут, определять место звука Л в слове. | Развитие фонематического слуха, совершенствование звуко-буквенного анализа, логического мышления. Выработка четких артикуляционных движений. Формирование четких артикуляционных движений. | |
27-28 | Звук и буква Ы. Лексическая тема: Животные из сказки Чуковского «Бармалей» | 2 | | Картинка – символ звука Ы. Иллюстрация к сказке К.Чуковского «Бармалей». Предметные картинки: крокодил, бегемот и др. | Ориентировка в пространстве относительно предметов и окружающих детей. | Автоматизация звука «с» в связной речи | Повторение гласных звуков. Образование гласных звуков. Выделение звука Ы. Как пыхтит тесто? (пых-пых). Характеристика звука Ы по артикуляционным и акустическим признакам. Ы! – Спинку языка повыше Ы! – Кончик к нижним зубкам ближе Ы! – между языком и небом Ты голос пропусти попробуй. Звук Ы в слогах, словах, предложениях. Единственное и множественное число существительных. Работа с иллюстрацией к сказке Чуковского «Бармалей». Подсказать слова: В Африке … (акулы) В Африке … (гориллы) Злые …. (крокодилы) Игра «Чудесные превращения». Дил-дил-дил – появился крокодил Дилы-дилы-дилы – появились кроко-дилы. Мот-мот – появился бегемот Моты-моты – появились бегемо-ты и т.п. Буква Ы. А бедняжка буква Ы бродит с палочкой увы. | Знать артикуляцию звука Ы. Уметь выделять звук Ы из слогов, слов, уметь слово-изменять. | Развитие точных артикуляционных движений. Формирование умения делать выводы на основе анализа. Совершенствование ритмической организации речи. | |
29-30 | Звук и буква Р. Лексическая тема: «Птицы зимой». | 2ч | | Предметные картинки: сорока, ворона, снегирь, воробей. Панно (сюжетная картина) «Зимний парк». | Упражнения на дыхание «Носом – вдох, а выдох – ртом» с движениями. | Постановка звука «с*». | Артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика - опознавание звука «с*» изолированно, в слогах, словах. Повторение звука Н. Назвать слова со звуком Н. Характеристика звука Р изолированно, в слогах, словах. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Назвать птиц в словах – картинках. Место звука в слове. Буква Р. Употребление предлога НА. «Я похожа на флажок, Но не бери меня дружок, А напечатай-ка слова: Роза, рана и трава! Отгадывание загадок и разме-щение птиц на панно «Зимний парк». Например: Черная, как вар, Кричит: «Карр!» (Ворона) Ворону размещаем на снег. Вещунья белобока А зовут ее …. (Сорока). Сороку – на пень. | Знать правильную артикуляцию звука Р; зимующих птиц. Уметь правильно употреблять предлог НА в разговорной речи. | Развитие фонема-тического слуха, зрительно-пространственной ориентировки. Формирование диалогической речи. | |
31-32 | Звуки Р – Л. Лексическая тема: «Птицы». | 2ч | | Цветовые символы звуков. Предметные картинки: ворона, сорока, воробей, дятел, голубь. Сюжетная картина «Зимний парк» | Упражнения для ног «Возле елочки зеленой Скачут, каркают вороны: Карр, Карр! Из-за корочки подрались, Во все горло разорались: Карр, Карр!» | Постановка звука «с*». | Артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика - опознавание звука «с*» изолированно, в слогах, словах. Повторение звука Р. Назвать птиц, в названиях которых есть звук Р. Сравнительная характеристика звуков Р-Л. Звуки Р-Л изолированно и в слогах. Предлоги НА, С. Игра «Прилетели птицы в парк». Дети расставляют птиц на панно – закрепление употребления предлога НА. Игра «Кто с кем поменялся» (Воробей с сорокой поменялись местами. Воробей сидел на снегу, а ворона – на пне). Игра «Птицы улетают из парка». Припоминание, кто на чем сидел и договаривание предложений с предлогом С без опоры на нагляд-ность. (Воробей слетел .. Сорока спрыгнула …..) | Знать значение предлогов НА, С, сравнительную характеристику звуков Р-Л. Уметь правильно пользоваться в устной речи предлогами НА,С. Уметь различать звуки Р-Л по артикуляцион-ному укладу. | Развитие памяти, внимания фонема-тического восприятия. Формирование умения сравнивать, анализировать, ориентироваться в пространстве. | |
33-34 | Звук К, буква К. Лексическая тема: «Подворье». | 2ч | | Звуковые домики. Предметные картинки: корова с теленком, лошадь с жеребенком, кошка с котятами, собака со щенками, коза с козлятами, кролики, поросенок, утки, куры. | Упражнения на развитие умения сохранять положения пальцев на некоторое время. Изображение кистями рук кошки. | Автоматизация звука «с*» в начале, середине, конце слова и в стечении согласных | Артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика - опознавание звука «сь» в разных позициях. Повторение. Припоминание изученных гласных и согласных звуков. Чем отличаются гласные и согласные звуки. Выделение звуков К, КЬ из слов – отгадок утки, козел, кот, поросенок. Характеристика звука К по артикуляционным признакам. Обозначение цветовыми символами. Игра «Поймай звук» в словах – названиях животных. Анализ и синтез слогов, слов со звуком К. Падежное управление. Согласовывание числительных с существительными. (Кого мы увидели? Корову с теленком. Кошку с котятами). Сосчитать сколько телят, котят. | Знать детенышей животных. Уметь выделять звук К из слогов, слов, согласовывать числительные с существительными. | Развитие мелкой моторики, просодических компонентов речи. Развитие контроля за выполняемыми движениями. | |
34-35 | Звук П, буква П. Лексическая тема: «Почта». | 1ч | | Картинка-символ звука П. Звуковая линейка. Предметные картинки: почтальон, посылка, письмо. Стилизованная буква П. | Выполнение сложно координированных движений. | Автоматизация звука «с*» в начале, середине, конце слова и в стечении согласных. | Артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика - опознавание звука «сь» в разных позициях. Повторение. Назвать звуки А, У, И, О по артикуляционной позе. Выделение звука П П! – мы губы сложим вместе. П! – мы выдохнем порезче! П!П!П! – пыхтим мы глухо Нету голоса и звука. Из слогов: ПА, ПУ, ПИ, ПО, АП, УП, ОП место звука. Характеристика звука П. Произношение звука П в словах, связанных с почтой. Составление и преобразование нераспространенных предложений с глаголами покупать, принести, прислать…. (Почтальон принес…. Письмо прислал…. Петя покупает ….. Буква П. Упражнения на профилактику оптических нарушений. | Знать правильную артикуляцию звука П. Уметь четко произносить звук П, составлять предложения. | Развитие логичес-кого мышления фонематического слуха. Формирование умения работать с символами, опорными схемами. | |
36-37 | Звук Т. Лексическая тема: «Транспорт». | 2ч | | Предметные картинки: такси, автобус, троллейбус, трамвай, вертолет. | Выполнение разно именных, разно направленных движений. Упражнение «Поезд». | Автоматизация звука «с*» в словосочетаниях. | Повторение Звука П. Характеристика звука Т по акустическим и артикуляционным признакам. Игра «Поймай звук». Произношение звука Т в слогах. Игра «Живые звуки» - звуковой анализ, преобразование, составление схем обратных слогов АТ_ОТ_УТ_ЫТ. Определение места звука Т в словах, которые обозначают названия транспорта. Анализ словесного состава предложения (придумать предложение со словом автобус, трамвай, обозначить полосками). | Знать правильную артикуляцию звука Т. Уметь выделять звук Т из слогов, слов, находить его место, анализировать словесный состав предложения. | Развитие звуко-буквенного анализа, произвольного внимания. Формирование условно-рефлекторной связи между фонемой, графемой, кинемой. | |
38-39 | Звук И, буква И. Лексическая тема: «Игрушки, инструменты». слов. | 2ч | | Звуковые домики. Предметные картинки: игла, клещи, ножницы, молоток, избушка, мишка, мячик. | Выполнение обще развивающих упражнений по речевой инструкции. | Автоматизация звука «с*» в словосочетаниях. | Повторение артикуляции гласных звуков. Произношение этих звуков громко – тихо – длительно. Диф-ция предметов относящихся к игрушкам и инструментам (игла, клещи, ножницы, молоток, избушка, мишка, лисичка, мячик). Выделение звука И из слов. Характеристика звука И. И – широко мы улыбнемся И – кончик языка опустим И – изнутри зубов коснемся И – голос петь свободно пустим. Подбор родственных слов (Что можно делать с игрушками? Играть. Эта машинка …. (игрушечная). У нас много ….. (игрушек) Сейчас я приглашу вас на ….. (игру) Со мной вы будете ….. (играть). Буква И. | Знать какие звуки называются гласными. Уметь отличать инструменты от игрушек, подбирать родственные слова с помощью логопеда. | Развитие координации движений пальцев, аналитического мышления. Практическое усвоение родственных слов. Активизация речедвигательного анализатора. | |
40-41 | Звук З. Лексическая тема: «Животные». | 2ч | | Картинка – символ звука З Предметные картинки: зебра, заяц, змея, комар, стрекоза | Формирование навыка владения телом и пространством, двигательные «сказки» | Автоматизация звука «с*» в с предложениях. | Повторение. Выделение звука З из слов. Анализ артикуляции звука З. Язычок широкий ниже, Кончик к нижним зубкам ближе И со звонким ветерком Звонко ЗЗЗ произнесем. Характеристика звука. Звук З в слогах, словах. Прогулка по лесу на «коняшке в тельняшке» используя сюжет-ную картинку и предметные и определить в словах место звука З. Подбор названий действий к названию предмета. Как передвигается змея? (Змея ползет) Как передвигается динозавр? (динозавр топает, стрекоза летит, зебра скачет, заяц прыгает). | Знать артикуляцию звука З, названия животных. Уметь определять место звука в слове, составлять простые нераспространенные предложения. | Развитие элементов имитации, пластики движений. Активизация словаря по теме животные. Формировать умение определять место звука в слове. | |
42-43 | Звук и буква В. Лексическая тема: «Птицы». | 2ч | | Предметные картинки: ворона, воробей, сова, соловей. | Обучение детей подражательной деятельности. «Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише Деревцо все выше, выше» | Автоматизация звука «с*» в с предложениях. | Повторение звука З Дать характеристику звука З. Почему он согласный (звонкий). Выделение звука В из слогов, слов. Произношение изолированно. Анализ артикуляции звука В. Зубками губку прикусим, Между ними голос пустим….. В – звучит неважно, вольно Воздух, ветер, вода, волны…. Так над свежею листвою Веет ветерок весною. Характеристика звука /В/. Звук В в слогах. Отгадывание загадок о птицах. Определение в отгадках места звука В. Буква В. Вот ведь горе у старушки, на очках сломались душки. Игра «Назвать новое имя» Аля – Валя Ася - ….. Аня - ….. Адик - ….. Назвать детей ласково. Рассказать как зовут членов семьи, одноклассников. | Знать правильную артикуляцию звука В, названия птиц. Уметь обобщать однородные предметы, образовывать новые слова с помощью ласкательного суффикса. | Развитие аналитического мышления. Активизация речедвигательного анализатора. Формирование умения соотносить звук с графическим обозначением. | |
44-45 | Звук и буква Ж. Лексическая тема: «Насекомые». | 2ч | | Символ звука З Предметные картинки: мухи, пчелы, жуки | Выработка навыка самостоятельных действий (независимо от логопеда) На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, я с ромашками дружу Тихо по ветру качаюсь Низко-низко наклоняюсь. | Автоматизация звука «с*» в связной речи. | Артикуляционная и дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика -речевой материал на звук «сь» (стихи, короткие рассказы). Повторение. Чем отличается буква от звука. Выделение звука из слогов, слов, стихов. Игра «Кто как жужжит» (мухи, пчелы, жуки) Составление и чтение слогов со звуком Ж. Звуко-буквенный анализ слова ЖУКИ. Сосчитать жуков: один жук, два жука ….. пять жуков. Составить слова из слогов КИ, ЖУ; ЖИ-У. Договаривание предложений. Женя побежал в лес и увидел ….. (жука). Он подбежал ближе к …. От Жени улетел …. Женя побежал за ….. Женя очень жалел, что не поймал …. Буква Ж. | Знать правильную артикуляцию звука Ж. Уметь характеризовать звук Ж, согласовывать числительное с существительным. | Развитие аналити-ческих функций мышления, зрительного, слухового восприятия. Формирование умения дополнять предложения существительными в Винительном падеже. Совершенствование моторных ощущений. | |
46-47 | Звук Ж-Ш. Лексическая тема: «Детеныши животных». | 2ч | | Предметные картинки: медведица с медвежонком, ежиха с ежонком, кошка с котенком, лошадь с жеребенком, мартышка, мышка. | Развитие элементарных творческих двигательных навыков. Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили: Вот так и вот так Еще эдак, еще так Медвежата мед искали, дружно дерево качали: Вот так, вот так. | Постановка звука «з» | Артикуляционная и дыхательная гимнастика: -пальчиковая гимнастика; -постановка звука «з» по подражанию от звука «с». Характеристика звуков. Обогащение и уточнение словаря по теме животные и их детеныши. Падежное управление «Кто за кем стоял?» «У кого кто?» «У кого что болело?» (Кошка за мышкой, У ежа – ежонок, У жирафа – шея) | Знать отличия звуков Ж и Ш, знать детенышей животных. Уметь дифференцировать слоги, слова со звуками Ш-Ж. | Развитие фонема-тического восприятия. Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать. | |
48-49 | Звук и буква Г. Лексическая тема: «Во саду- ли, в огороде». | 2ч | | Игрушки двух гномов. Предметные картинки: горох, огурцы, гранат, груша, виноград, гречиха. | Упражнения на координацию движений, работа с настенным панно. | Автоматизация звука «з» в начале, середине, конце слова и в стечении согласных. | Повторение. На какие две группы делятся звуки (гласные, согласные). На какие две группы можно разделить согласные звуки? (Звонкие - глухие). Выделение звуков Г,ГЬ из слов гном Гоша, гном Гена. Характеристика звуков Г-ГЬ по артикуляционным и акустическим признакам. Звуки Г-ГЬ в слогах, словах, предложениях. Игра «Во саду-ли, в огороде» (названия фруктов, овощей со звуком Г-ГЬ). Какую кашу варим из гречки? Суп какой – гороховый, компот – грушевый и т.д.). Отгадать на вкус сок. Буква Г. «Г стоит как великан». Буква Г – подъемный кран. | Знать что растет в саду, а что в огороде. Уметь выделять звук Г из слогов, слов, образовывать слова суффиксальным способом. | Развитие фонематического восприятия, вкусовых ощущений. Развитие анализа и контроля своих действий. Формирование уверенности и адекватности само оценки. | |
50-51 | Звук и буква Д. Лексическая тема: «Дом». | 2ч | | Стилизованные буквы Д. Предметные картинки: сковорода, дуршлаг, ведро, подушка, одеяло, плед, пододеяльник. | Упражнения пальцевой гимнастики и ритмической последовательности «Загудел тепловоз: у-у-у Домой деток повез…» | Автоматизация звука «з» в начале, середине, конце слова и в стечении согласных. | Повторение звонких согласных звуков. Тук-тук молоток Строим, строим новый дом. Выделение звука Д из слов дом, домовой, домовенок. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Произношение звука Д в словах, предложениях. Картинки с разными домами. Словообразование: дом, домик, домище….. Где видели эти дома? (В городе, в деревне). Дом из дерева – деревянный). Подбор видовых понятий к родовым. Назвать посуду (постельные принадлежности), которые есть в доме со звуком Д (ДЬ). Игра «Глупые советы». Домовенок предлагает: «Дети, бросайтесь подушками! Гладьте белье сковородой» и т.д. Объяснить, почему так нельзя делать. Дайте умные полезные советы. | Знать артикуляцию и характеристику звука Д. Уметь образовывать новые слова с помощью суффиксов, определять наличие звука в слове. | Развитие внимания тактильно-вибрационных ощущений. Формирование моторных ощущений. Подведение к умозаключению. | |
52 | Звук и буква Й Лексическая тема: «Сказка». | 1ч | | Зеленый домик. Картинки Кощея и Марьи – царевны. | Обучение детей подражательной деятельности. Если нравится тебе, то делай так… Если нравится тебе, то и другого научи. Если нравится тебе, то делай так… | Автоматизация звука «з» в словосочетаниях. | Повторение звука и буквы И. Характеристика звука Й по артикуляционным и акустическим признакам. Произношение звука Й в слогах, словах, развитие пространственной ориентировки. Кощей спрятал Марьюшку. Чтобы найти нужно выполнить задания: закрой глаза, пойди направо, попрыгай на одной ножке и т.д. Звук Й в предложениях – небылицах. Синеет море перед нами, Летают майки над волнами. Буква Й. | Знать правильную артикуляцию звука Й. Уметь отличать Й от И, уметь употреблять глаголы повелительного наклонения. | Развитие фонема-тического восприятия артикуляционной моторики. Формирование пространственной ориентировки, условно-рефлекторный связи между фонемой и графемой. | |
53-54 | Звуки П-Б. Лексическая тема: «В зоопарке». | 2ч | | Звуковые дорожки. Предметные картинки: бобр, барсук, зубр, пантера, гиппопотам. | Традиционные обще развивающие упражнения под музыку. | Автоматизация звука «з» в словосочетаниях. | Выделение звуков П и Б из слов. Сравнение их по артикуляционно-акустическим признакам. Произношение звуков Б, П в слогах, словах. Эх, кабы да кабы Сюда сбежались звери бы! Зоопарк бы я устроил И дома им всем построил. Увидели кого? Увидели барсука. Увидели барсуков и т.д. Звуковой анализ слова ПОНИ. Дифференциация слов со звуком Б и П. Игра «Кто в каком вагончике едет». Имитация движений разных животных. Вспомните какие животные ехали в первом (втором) вагоне? Составление предложений по опорным словам: верблюд, горб; зебра, полоски. | Знать отличие в артикуляции звуков П и Б. Уметь дифференцировать слоги, слова со звуками П и Б, выполнять условную запись звуко-буквенного анализа. | Развитие фонематического восприятия, памяти, внимания. Формирование умения анализировать, сравнивать. | |
55 | Буква Е. Лексическая тема: «Персонажи сказок, скороговорок». | 1ч | | Иллюстрации к сказкам, скороговоркам. (Емеля, заяц Егорка, Елизар). | Пальцевые игры, игры для рук с мелкими предметами. | Автоматизация звука «з» в предложениях. | Повторение гласных звуков. Гласные тянутся песенкой звонкой И-И-И Могут заплакать и застонать О-О-О – У-У-У Могут качать в колыбельке Аленку А-А-А Могут как эхо в лесу застонать АУ!АУ!АУ! Выделение Е из слогов, слов. Составление и чтение прямых слогов. Характеристика Е. Найти в словах картинках Е (Емеля, зайка Егорка). Подбор слов с противополож-ными значениями. Старые – новые Высокие - …. Толстые - …. Широкие - …. Буква Е. Ева гребнем причесалась В нем три зубчика осталось. Разучивание скороговорки Еле-еле Елизар Едет-едет на базар. | Знать какие звуки гласные, главных героев данных сказок, скороговорок. Уметь подбирать к словам антонимы. | Развивать фонема-тический слух, устойчивое внимание, артикуляционную моторику. Формирование долговременной памяти. | |
56 | Буква Ё. Лексическая тема: «Деревья». | 1ч | | Предметные картинки: ёлка, берёза, ёж. | Выполнение обще развивающих упражнений по речевой инструкции. | Автоматизация звука «з» в предложениях. | Повторение гласной Е. Выделение Ё из слова-отгадки «Под соснами, под ёлками лежим мешок с иголками» (Ёжик, ёж). Составление слогов с гласной Е прямых и обратных. Нахождение места гласной Ё в словах: ёлка, берёза. Ёлка и берёза – это что? С помощью предметных картинок разместить предметы по отношению к дереву. Например: Ёжик под ёлкой На ёлке гнездо…) | Знать назначение предлогов ПОД, НАД, В, ОКОЛО Уметь читать слоги, слова с гласной Ё, правильно употреблять предлоги. | Развивать логическое мышление (обобщение, анализ, память, устойчивое внимание). Формирование умения обобщать, сравнивать, выделять. | |
57 | Буква Я. Лексическая тема: «Море». | 1ч | | Символ буквы Я. Предметные картинки: моряк Яша, якорь, маяк | Упражнения на развитие двигательной памяти. | Автоматизация звука «с*» в связной речи. | Повторение гласных. В чем отличие от согласных. Выделение гласной Я из стихотворения Яше снятся якоря, Снятся яхты и моря… Соотнесение буквы Я с символами. Анализ артикуляции Я. Характеристика гласной Я. Вставить букву Я в слоги, слова. Прочитать предложения, найти родственные слова (Яша ушел в плавание. Яша пришел в гости. Яша отошел от якоря). | Знать букву Я. Уметь выделять слоги, слова с буквой Я. Отыскивать родственные слова, обозначающие действия предмета. | Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза. Формирование умения соотнесения слов со звуковыми схемами. | |
58 | Буква Ю. Лексическая тема: «Имена людей». | 1ч | | Стилизованное изображение буквы Ю. Таблица с именами собственными. Куклы. | Упражнения на развитие мелкой моторики, дифференцировка темпа. | Автоматизация звука «с*» в связной речи. | Повторение изученных гласных II ряда. Знакомство с гласной Ю. Знакомство с героями занятия (Юра, Юля). Запись имен с буквой Ю. Упражнения на развитие навыка употребления глаголов настоящего времени в 1-м лице. (Танцевать – я танцую, петь – я пою, учить – учу). Какая пара лишняя? Составить по картинкам пред-ложения. У Юры юла У Юли тюльпан. Правописание имен собственных. | Знать букву Ю. Уметь правильно писать имена собственные, употреблять глаголы настоящего времени в 1-м лице. | Развитие зрительного восприятия, орфографической зоркости. Формирование умения согласования слов в предложение. Предупреждение устного аграмматизма. | |
59-60 | Звук и буква Ц. Лексическая тема: «Цирк». | 2ч | | Стилизованная буква Ц. Сюжетная картинка: арена цирка. Предметные картинки: цапля, овца, заяц, курица. | Упражнения на развитие точности пальчиков. | Дифференциация звуков «с»-«з» в слогах, словах. | Повторение. Какие звуки называются согласными? Выделение звука Ц из слогов, слов. Буква Ц. Сравнение букв Ц и И. Характеристика звука Ц по акустическим и артикуляционным признакам. Обозначение звука цветовым символом. Работа по сюжетной картинке «Цирк». Кто выступает? Дифференциация: домашние и дикие животные, птицы и звери. Игра «У кого кто?» | Знать артикуляцию звука Ц. Уметь выделять звук Ц из слогов, слов; называть детенышей животных. | Развитие логического мышления. Формирование умения словообразования контроля, рефлексии своих действий. | |
61-62 | Звук и буква Ч. Лексическая тема: «Утро». | 2ч | | Символы звука и буквы Ч. Сюжетная картинка «Завтрак». (Девочка, часы, чашка, чайник, чай). Предметные картинки: ключ, чулки, перчатки, очки, черепашка. | Упражнения на развитие двигательной памяти, пальчиковый театр. | Дифференциация звуков «с»-«з» в словосочетаниях. | Повторение аффриката Ц = Т + С Выделение слов со звуком Ч, используя сюжетную картинку «Завтрак». Характеристика звука Ч. Буква Ч. Звук и буква Ч в слогах, словах, предложениях. Составление рассказа «Утро ученика», используя сюжетную и предметные картинки. Сказка «Почему буква Ч не дружит с гласными Я, Ю. | Знать букву и звук Ч. Уметь выделять звук и букву Ч из слогов, слов, составлять небольшой рассказ по опорным картинкам. | Развитие зрительного слухового восприятия. Формирование приемов учебной деятельности, связной монологи-ческой речи. | |
63-64 | Звук и буква Щ. Лексическая тема: «Рыба». | 2ч | | Символы буквы и звука Щ. Предметные картинки: щука, лещ, щенок. | Упражнения на развитие мелкой моторики, дифференцировка метра, темпа, ритма. | Дифференциация звуков «с»-«з» в предложениях. | Повторение аффрикат Ч, Ц. Выделение звука Щ из скороговорки. Артикуляционная и акустическая характеристика звука Щ, буквы Щ. Произношение Щ в слогах, словах. Звукослоговой анализ и синтез слов: щука, лещ, щенок. Игра «Лишний предмет». Составление предложений по теме «Рыбалка». Составление сказки (по аналогии с предыдущим занятием). «Почему буква Щ не дружит с Я, Ю». | Знать акустические и артикуляционные стороны звука Щ, отличие буквы Щ от буквы Ш. Уметь характеризовать звук Щ; выделять лишнее слово. | Развитие умения анализировать, обобщать. Формирование умений ориентироваться на систему признаков. | |
65 | Звук и буква Э. Лексическая тема: Игра «Я знаю это слово». | 1ч | | Стилизованная буква Э, символы. Куклы Эмма. Предметные картинки: эскимо, экран, экскаватор, электропоезд и др. | Элементы ритмической гимнастики и хореографических композиций. | Дифференциация звуков «с»-«з» в предложениях. | Повторение гласных звуков. Знакомство с темой занятия через развитие звукового анализа (Отгадать имя девочки по первым звукам слов-картинок). Знакомство с нормой артикуляции. Соотнесение звука Э с буквой и символом. Игра «Я знаю это слово» - рассмот-реть и назвать картинки. Чтение предложений с пропущенным словом. Во дворе … экскаватор. Дети …на экскурсию. | Знать, что Э – гласный, знать отличительные признаки гласных от согласных. Уметь соотносить звук с буквой и символом. | Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Формирование умения принять учебную задачу. | |
66 | Звук и буква Ф. Лексическая тема: «Профессии». | 1ч | | Предметы или их изображения: телефон, фотоаппарат, фонарик, футбол. Фокусник Фома. | Сложные по переключаемости пальцевые упражнения. | Дифференциация звуков «с»-«з» в тексте. | Повторение. Какие звуки называются согласными? Знакомство с темой через игру «Разговор по телефону». Фа-фо-фу (сердито); фу-фо-фа (ласково). Звуко-слоговой анализ слогов, слов. Соотнесение звука Ф с буквой и символом. Произнесение слов сложного звуко-слогового состава (телефон, фотоаппарат …). Словообразование – от данных слов придумать профессию. (Например: телефон – телефонист). Составление пред-ложений от 1-го лица по наводящим вопросам. (Я фотограф. У меня фотоаппарат. Я фотографирую. Я фотографирую фокусника). | Знать звук и букву Ф. Уметь произносить слова сложного звукослогового состава. | Развитие фонематического восприятия, логического мышления. Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. | |
67 | Итоговые занятия | 1ч | | | | | | | | |