Задания по генетике способствующие формированию естественно-научной грамотности
Задания по генетике способствующие формированию естественно-научной грамотности
Цель задачи: задача построена на основе материала предложенного традиционной программой по биологии 10-11 классов для ознакомления и изучения групп крови у человека. Изучения наследования групп крови системы АВО и резус-системы у человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Задания по генетике способствующие формированию естественно-научной грамотности»
Задача. Наследственность-важное свойство живых организмов.
Составитель: Гагарина Е.А. МБОУ Старохотмировская СОШ Брянской области Рогнединского района
Общая характеристика задачи.
Предмет: Биология (генетика).
Класс: 10-11.
Цель задачи: задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 10-11 классов, для ознакомления с наследованием групп крови системы АВО и резус-системы у человека.
Действия учащихся: данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по теме «Множественные аллели. Наследование групп крови», или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.
Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:
находить точную информацию в тексте;
переводить один вид текста в другой (от схемы к словесному описанию);
заполнение пропусков в тексте
при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;
решать задачи на дигибридное скрещивание, в условии даны только фенотипы ;
привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи;
Использованные источники:
Биология. 10 класс / Под ред. Сивоглазов В.И. Агафонова И.В. Захарова Е.Т.- М.:Дрофа, 2013г
Биология. 10 класс / Под ред. Теремова А.В., Петросовой Р.А.- М.:Мнемозина, 2012г
Биология. 10 класс / Под ред. Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В.- М.:Дрофа, 2019г
Ресурсы интернет
Текст задачи
На протяжении всей истории своего существования человечество всегда интересовал вопрос о причинах сходства детей и родителей. Почему подобное рождает подобное? «Как он похож на своего отца!» – восклицают родственники, придя на день рождения и глядя на выросшего юношу. «У него абсолютный музыкальный слух!» – с гордостью сообщает его мать, обладающая таким же качеством. В голубых глазах родителей светится гордость за подрастающее поколение, а виновник торжества, невинно моргая такими же голубыми глазами, незаметно съедает приготовленные для гостей конфеты. Мы наследуем от своих родителей не только цвет глаз и волос, форму носа и группу крови. Мы наследуем черты темперамента и особенности движений, склонность к изучению языков и способность к математике. Мы рождаемся на свет, имея свой уникальный наследственный материал, ту программу, на основе которой под влиянием факторов внешней среды мы станем такими, какие мы есть – неповторимые и в то же время похожие на предыдущие поколения.
Наследственность и изменчивость – два свойства живых организмов, неразрывно связанные друг с другом как две стороны одной медали. Наследственность обеспечивает материальную и функциональную преемственность между поколениями, сохраняя определённый порядок в природе. Некоторые виды могут оставаться относительно неизменными на протяжении сотен миллионов лет. Например, многие современные акулы мало чем отличаются от акул, живших в раннем меловом периоде более 130 млн лет тому назад. Изменчивость – свойство, противоположное наследственности. Оно заключается в способности живых организмов приобретать в процессе индивидуального развития отличия от других особей своего и других видов. Мы рождаемся с определённым цветом кожи, но стоит нам летом съездить в более южные края, как наша кожа приобретает смуглый оттенок. С возрастом светлеет радужка глаз и седеют волосы. Перенесённые в детстве болезни могут нарушить рост или развитие каких-то органов. Реализация наследственной информации находится под постоянным давлением факторов окружающей среды. Однако следует отметить, что существуют признаки, проявление которых не зависит от влияния внешней среды. Где бы мы ни жили: на севере или на юге, как бы нас ни кормили в детстве и какими бы болезнями мы ни болели, группа крови, с которой мы родились, останется неизменной на протяжении всей жизни. Кодоминирование – проявление у гетерозигот обоих аллелей одного гена. Примером кодоминирования является наследование IV группы крови у человека. Группы крови по системе АВ0 детерминируются аутосомным геном I. Существует три основных аллеля этого гена, два из которых доминантные (IA и IB), а один рецессивный (I0). Каждый доминантный аллель контролирует синтез соответствующего антигена в эритроцитах – агглютиногена А (IA) или В (IB). Группа крови определяется наличием или отсутствием того или иного агглютиногена. У людей с генотипами IAIA или IAI0 эритроциты имеют только поверхностный агглютиноген B (группа крови B, или III). При генотипе I0I0 эритроциты лишены обоих антигенов (группа крови 0, или I).У гетерозигот с генотипом IAIB имеет место кодоминирование – эритроциты несут оба антигена – А и В (группа крови АВ, или IV).B (группа крови B, или III). При генотипе I0I0 эритроциты лишены обоих антигенов (группа крови 0, или I).
Резус-фактор – ещё один важный показатель в деле определения группы крови. В самом простом варианте он может быть либо «+», либо «-». Положительный резус фактор является доминантным признаком, а отрицательный рецессивным. Резус-фактор обозначается латинскими буквами Rh со знаком «плюс» или «минус» соответственно. Резус-конфликт весьма опасное осложнение, возникающее в случае беременности резус-отрицательной женщины от резус-положительного мужчины. В этом случае ребёнку может передаться резус-фактор отца (Rh+), что вызовет выработку организмом матери антител против собственного малыша (Гемолитическая болезнь). Rh+ у родителей не всегда является «полностью» доминантным, а может быть гетерозиготным (то есть несущим в себе частичку доминантного и рецессивного гена). Если родители резус-отрицательны, то ребенок может быть только резус-отрицательным.
Задание 1
Кодоминирование – проявление у гетерозигот обоих аллелей гена:
А- одного; Б -двух; В- нескольких
Задание 2
У женщины отрицательный резус-фактор. Сможет ли она иметь детей? Есть ли вероятность того, что при следующей беременности ребенок будет больным?
Задание 3
Допишите возможные генотипы под группами крови.
Задание 4.
Вставь в текст пропущенные слова, выбрав их из выпадающего списка (заполнение пропусков в тексте). По группам крови с ответами
резус-фактор еще один важный показатель ……... В самом простом варианте он может быть либо …………., либо …………. Положительный резус фактор является ………….. признаком, а отрицательный рецессивным. Если следовать законам …………, то мы получим примерно такое соотношение в зависимости от того, какой вариант у родителей.
Задание 5
Женщина со второй группой резус-положительной кровью, имеющая сына с первой резус-отрицательной кровью, подала заявление в суд на мужчину с третьей резус-положительной кровью для установления отцовства. Может ли мужчина быть отцом ребёнка? Свой выбор обоснуйте.
Лист ответов.
Задание 1.
Деятельность: выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов.
Ответ : А
Балл:1.
Задание 2.
Деятельность: выявление части информации из анализируемого сюжета.
Ответ: Наличие отрицательного резус-фактора непосредственно на зачатие не влияет. Во время аборта (если он был произведен на сроках 9-10 недель беременности) существовала вероятность возникновения сенсибилизации организма к резус-фактору. До планируемой беременности желательно сделать анализ крови на наличие антител к резус-фактору.
Критерии оценивания:
Даны ответы и приведено обоснование – 2 балла.
Даны утвердительные ответы, но не приведено обоснование – 1 балл.
Ответ неверный – 0 баллов.
Задание 3.
Деятельность: Сопоставление описательного текста с рисунком.
Ответ:
I группа - j0j0
II группа- JAJA , JAJ0
III группа- JBJB, ,JBJ0
IY группа- JAJB
Критерии оценивания:
Верно установлено и даны верные обозначения во всех четырех случаях – 4 балла.
Верно установлено и даны верные обозначения во всех трех случаях – 3 балла.
Верно установлено и даны верные обозначения в двух случаях – 2 балла.
Верно установлено и даны верные обозначения в одном случае– 1 балл.
Ответ неверный – 0 баллов.
Задание 4. Деятельность: заполнение пропусков в тексте, все элементы для заполнения можно взять из анализируемого сюжета .
Ответ:
1. крови
2. положительным
3. отрицательным
4. доминантным
5. наследования
Критерии оценивания:
Ответ включает в себя все пропущенные элементы– 3 балла.
Ответ включает в себя два пропущенных элемента – 2 балла.
Ответ включает в себя три пропущенных элемента – 1 балл.
Ответ включает в себя один пропущенный элемент – 0 баллов.
Задание 5.
Деятельность: решение задачи на дигибридное скрещивание, в условии даны только фенотипы.
Ответ:
1)генотип сына (IОIО rh_h _) мужчину могут признать отцом ребёнка в том случае, если и женщина (IАIО Rh+ rh_) и мужчина (IВIО Rh+ rh_) гетерозиготны по обеим парам признаков:
Р: II(A) полож. (+) III(В) полож. (+)
IАIО Rh+ rh_ IВIО Rh+ rh_
G: IАRh+, IАrh_, IВRh+, IВrh_,
IО Rh+, IОrh_ IОRh+, IОrh_
2) группа крови по системе АВО наследуется по принципу кодоминирования, а резус-фактор – по принципу полного доминирования.
Критерии оценивания:
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок – 3 балла.
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 2 балла.
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 1 балл.