Вы справились с заданием и ваши ответы говорят о том, что вы достаточно хорошо знаете изученный материал.
Учитель: Давайте выполним задание в рабочих листах.
Учитель раздаёт карточки с заданием
Задание №2 Соотнесите органоиды с их функциями
Органоиды клетки
Выполняемые функции
1 – хлоропласты
2 – ядро
3 – вакуоль
4 – цитоплазма
5 - оболочка
А. Полость, заполненная клеточным соком
К. Обеспечивает деление клетки
Н. Внутреннее содержимое
клетки, обеспечивает связь между всеми компонентами
клетки, способна к движению.
И. Предохраняет клетку от
внешних воздействий, выполняет опорную функцию и придает форму клетке.
Т. Зернистые образования,
придают растению зеленый цвет.
Л. Зернистые образования. придают клетке малиновый цвет.
Проведём проверку.
Учитель на доске записывает верные ответы: 1т2к3а4н5и.
У кого другие ответы?
А сейчас в ответах на вопросы уберите цифры, оставьте буквы.
Какое слово вы получили?
Ткани.
У: Скажите, пожалуйста, что в чёрном ящике ?
(учащиеся отвечают, что перед ними материал, т. е. различные текстильные ткани)
Из повседневной жизни мы знаем, что под тканью подразумевают материал, из которого шьют различные вещи: платья, брюки и т.д.
У: Ткани бываю разные,
Ситцевые, хлопчатобумажные,
Шелковые и парчовые,
Красные, синие и лиловые.
Но есть ткани и не совсем обычные,
Растительные, а не фабричные,
Из них состоят все растения,
Нашей природы творения
У: Ребята, оказывается, из тканей сшита не только ваша одежда, но и большинство растений состоят из тканей. И сегодня на занятии мы с вами постараемся разобраться, что такое растительные ткани.
Итак, тема нашего занятия «Ткани растений»
Какие задачи мы ставим перед собой на занятии?
Мы ставим следующие задачи:
- выяснить, что такое ткань?
- рассмотреть ткани под микроскопом;
- выяснить, какие бывают ткани;
- выяснить особенности строения тканей;
- выяснить, какие органы растений состоят из этих тканей;
- какое значение имеют эти ткани (их функция);
- практическое использование.
Из тканей построены различные органы растений (стебли, листья, корни и т.д.)
Самостоятельно составить определение понятия «ткань». (СЛАЙД)
Творческое задание: сварить клубни картофеля и сравнить ткани варёного картофеля с тканями сырого.
Ткань, это не только клетки, но и межклеточное вещество.
Сегодня вы в лаборатории. Наша лаборатория делится на следующие исследовательские группы:
исследовательская группа по изучению покровной ткани (эпидермис листа)
исследовательская группа по изучению проводящей и механической ткани (поперечный срез ствола дерева)
исследовательская группа по изучению основной ткани (срез листа кливии)
исследовательская группа по изучению образовательной ткани (корневой чехлик)
Работа учащихся в исследовательских группах.
1. Каждая исследовательская группа получает задание:
- изучить по учебнику строение соответствующей ткани;
- рассмотреть соответствующую ткань под микроскопом, увидеть особенности строения
- результаты работы занести в таблицу (рабочая тетрадь на печатной основе с.10 работа 16.) и на лист ватмана. Каждая группа заполняет только свою строку таблицы.
- подготовить рассказ об особенностях строения ткани.
Каждый из вас должен подготовить рекламу определенного вида ткани, объяснить ее достоинства и значение для растения.
Для подготовки рекламы вы используете тексты «Информационных листов.»
В помощь для составления рекламы у вас на столах лежат клише, которыми вы можете воспользоваться.
Информационные листы
Информационный лист №1
Покровная ткань располагается на поверхности органов растения: корней, стеблей, листьев.
Покровная ткань, кожица, располагается на листьях, однолетних побегах. Она образована живыми прозрачными клетками, плотно прилегающими друг к другу. Кожица свободно пропускает солнечный свет.
Среди ее прозрачных клеток расположены парные зеленые клетки, они называются замыкающими и образуют устьица. Через устьица происходит газообмен и испарение воды.
Покровная ткань, пробка, располагается на поверхности многолетних побегов. Она состоит из мертвых клеток с утолщенными оболочками.
Все разновидности покровной ткани выполняют защитную функцию. Они предохраняют растение от различных повреждений, высыхания и проникновения микроорганизмов.
Тип ткани
Особенности клеток
Место нахождения
Функции
Информационный лист №2
Проводящая ткань образована вытянутыми клетками расположенными друг над другом. Клетки этой ткани внутри - полые. Они могут быть мертвыми и живыми.
Мертвые клетки, накладываясь друг на друга, образуют сосуды. По сосудам проводящей тканей происходит транспорт воды и минеральных веществ из корня вверх, в другие органы растения.
Живые клетки проводящей ткани также полые, но между ними есть перегородки с множеством мелких отверстий, напоминающие сито. Поэтому, они называются ситовидные трубки. По ситовидным трубкам вода и растворы органических веществ проводятся из листьев в другие органы растения.
Таким образом, все проводящие ткани являются уникальным «трубопроводом» внутри растительного организма, по которому постоянно осуществляется транспорт воды и питательных веществ.
Ими образованы жилки листа, сосуды корня, ситовидные трубки луба и сосуды древесины в стебле.
Механическая ткань встречается в различных органах растения. Особенно она хорошо развита в стебле.
Клетки механической ткани имеют толстостенные оболочки, которые часто одревесневают. Благодаря этому, механическая ткань обеспечивает растению прочность и упругость.
В листьях растений механическая ткань расположена в жилках, а в стеблях она представлена древесинными и лубяными волокнами.
Информационный лист №3
Образовательная ткань состоит из мелких клеток с тонкими оболочками и крупными ядрами. Клетки образовательной ткани все время делятся. За счет этого происходит рост растения в высоту и толщину, может осуществляться восстановление поврежденных участков растения.
Образовательная ткань универсальна и уникальна, т. к. только она способна к делению (клетки других тканей не делятся), только она может дать начало любой другой растительной ткани.
Образовательная ткань расположена
в кончике корня и на верхушке стебля (обеспечивает рост растения в высоту и а корня в длину) – верхушечная образовательная ткань;
внутри стебля (обеспечивает рост растения в ширину, его утолщение) – боковая образовательная ткань – камбий;
вставочная образовательная тканей имеется в междоузлиях стебля некоторых растений (злаки)
Информационный лист №4
Основная ткань может располагаться в разных органах растения между покровной, механической и проводящей тканью.
Существует несколько видов основной ткани.
Например, в листьях располагается основная фотосинтезирующая ткань, клетки которой содержат большое количество хлоропластов. В них происходит фотосинтез, в результате которого образуются органические вещества, необходимые для питания растения.
В стебле растения находится основная запасающая ткань, клетки которой содержат большое количество питательных веществ, т. к. здесь они откладываются про запас.
В корне растения располагается основная всасывающая ткань, которая поглощает из почвы воду и минеральные соли.
Таким образом, основная ткань может выполнять и роль «кухни», и роль «продуктового склада»