Просмотр содержимого документа
«Урок "Строение и функции мочевыделительной системы" 9 класс (ФГОС)»
Урок "Строение и функции мочевыделительной системы" 8 кл
Цель: создание условий для осмысления учащимися блока информации о системе органов мочевыделения.
Задачи:
1. способствовать формированию представлений о строении и функциях мочевыделительной системы с помощью демонстрационно-наглядного материала, работы с учебником и интернет-ресурсами;
2. создать условия для развития познавательного интереса к теме
3.создать условия для развития у учащихся УУД
4. создать атмосферу доброжелательности, оптимизма и защищённости каждого участника обучения
Ожидаемые результаты:
Предметные: называть органы и системы органов, которые выполняют выделительные функции, называть и различать на рисунках, схемах органы мочевыделительной системы, структурные компоненты почек, характеризовать особенности расположения, внешнего и внутреннего строения почек, понимать значимость системы мочевыделения.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, предлагать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Личностные: осознание необходимости изучения строения и функций мочевыделительной системы; ценности знаний, учебных умений для дальнейшей учёбы.
Тип урока: урок-изучение новой информации
Технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения
Учитель: На протяжении многих предыдущих уроков вы изучали системы органов, которые обеспечивают жизнедеятельность организма: перечислите изученные вами системы. Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с особенностями ещё одной системы жизнеобеспечения нашего организма. Предлагаю вам выполнить задание из рубрики «Верите ли вы, что…?». Ваша задача – ознакомиться с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться – «-».
Вам могут показаться незнакомыми некоторые биологические термины, постарайтесь предположить, каково их значение, и выполнить задание. Не страшно, если вы в чём-то ошибётесь.
Задания рубрики «Верите ли вы, что…»
1. … выведение веществ из внутренней среды во внешнюю называется выделением.
2. … строение мочевой системы человека принципиально не отличается от строения этой системы млекопитающих животных.
6. … мозговой слой почки образован почечным тельцем и канальцами нефронов.
7. … в почках различимы малые и большие почечные чашечки, почечная лоханка.
8. … мочевой пузырь – полый мышечный орган, являющийся местом образования мочи.
Учитель: Судя по информации этой рубрики, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Для проверки выполнения задания я прошу ребят 1 варианта зачитать утверждения и озвучить свои решения.
Учитель: В ходе обсуждения появились разногласия. К концу урока мы вернёмся к этому заданию и разрешим все противоречия.
Как вы думаете, знакомство со значением каких биологических терминов поможет нам достичь цели?
Учитель: Предложите формулировку темы сегодняшнего урока.
Учитель: Выделение – важная составная часть обмена веществ, чистка всех клеток, тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных химических соединений. Какие же вещества удаляются из организма? (Рассмотрите изображения. Уместны ли все эти рисунки на уроке, посвящённом процессу выделения?)
Ученик: Подлежат удалению из организма углекислый газ, избыток воды, вредные вещества.
Учитель: Какие органы, системы органов принимают участие в выведении этих продуктов из организма?
Ученик: Дыхательная, выделительная, пищеварительная системы, кожа.
Учитель: Действительно, в выделении продуктов обмена принимают участие органы, контактирующие с внешней средой. Несомненно, основную роль в этом процессе берёт на себя мочевыделительная система. В прошлом году, изучая млекопитающих, вы уже знакомились с планом строения этой системы органов.
Пользуясь рисунком, который появился на экране, перечислите органы мочевыделительной системы млекопитающих.Какие из них относятся к мочеобразующим, какие к мочевыводящим? Подтвердите свои убеждения, найдите соответствие между названием органов и функциями, которые они выполняют.
Органы
Функции
А) почки
Б) мочеточники
В) мочевой пузырь
Г) мочеиспускательный канал
1) транспорт образовавшейся мочи в мочевой пузырь
2) накопление мочи
3) образование мочи
4) выделение мочи из организма
Обратите внимание на рисунки, появившиеся на экране и модель торса человека.
1. Опишите форму данного органа (бобовидная форма).
2. Что вы можете сказать о расположении почек в нашем организме? (располагаются на задней стенке брюшной полости тела, по бокам поясничного отдела позвоночника, на уровне поясницы).
3. На одном ли уровне находятся эти парные органы? Почему (правая почка ниже, так как над ней располагается такой «гигант» как печень).
4. Какие органы защащают почки от механических повреждений? (сзади – нижние рёбра и поясничные мышцы, спереди и с боков – петли кишечника, сверху – грудная клетка, снизу – кости и органы таза).
5. Обратитесь к тексту учебника, глава «Выделение» с201, прочитайте информацию о строении почек. Что нового об этом органе вы узнали?
Задания для работы в группах
1. Пользуясь информацией учебника, определите и запишите в рабочей тетради №178 с117-118 название частей мочевыделительной системы, обозначенных цифрами 1 – 10.
2. Ответьте на вопросы:
1. Какими слоями образована ткань почки?
2. Что такое почечные пирамида?
3. Какие сосуды несут кровь к почкам?
4. Какие сосуды несут кровь от почек?
Учитель: Я думаю, что каждая команда успешно справилась с выполнением задания и сейчас стремиться поделиться своими ответами, поэтому постараемся дать слово каждой группе. Я предлагаю группам по очереди друг за другом зачитать по 2 обозначения и назвать соответствующие им части почки. Предложите ответы на поставленные вопросы.
Дополните свои знания прослушав краткую информацию интернет-урока.
3. Вставьте в текст пропущенные слова, пользуясь терминами для вставки.
1. Структурно-функциональной единицей почки является _________.
2. Отдельный нефрон состоит из ___________________ и _________________.
3. Расположенные в корковом слое капсулы представляют собой чашечки, состоящие из ____________________________, между которыми имеется щелевидное пространство, от него начинаются почечные канальцы.
4. Внутри капсулы располагается клубочек _________________________, образующийся в результате многократного ветвления ________________ почечной артерии.
5. Выйдя из капсулы, выносящий сосуд снова ветвится на капилляры, которые оплетают стенки канальца.
6. Каналец, отходящий от капсулы, называется _______________________________.
7. Он проходит по мозговому слою, образуя ______________, затем снова возвращается в мозговой слой, образуя __________________________.
8. Этот каналец впадает в ______________, заканчивающуюся сосочком на вершине почечной пирамиды.
Учитель: Сейчас пришло время снова обратиться к заданию рубрики «Верите ли вы, что» и проверить правильность ваших суждений в начале урока.
Учитель: Сегодня на уроке каждый узнал что-то новое, чему-то научился. Предлагаю каждому проанализировать свою работу и закончить предложения, записанные на цветных листочках.
(Ребята анализируют свою работу, желающие озвучивают фразы, листочки приклепляют на доску)
Сегодня на уроке мне было интересно узнать, что __________________.
Сегодня на уроке я научился ________________________________.
Сегодня на уроке самым сложным для меня было ____________________.
Домашнее задание:
Учебник с201-201, проверьте свои знания по вопросам 1-6 с206, выполните задания в рабочей тетради №177,179 с117-118