Технологическая карта урока биологии
Тема урока | «Царство Растений. Разнообразие, распространение и значение растений». |
Цель урока | Сформировать у учащихся знания об основных признаках представителей царства растений, продолжить формирование знаний о многообразии растений. |
Задачи урока | Образовательные: создать условия для знакомства с особенностями строения, многообразием растений на Земле, их значением в природе и жизни человека; Развивающие: развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно- следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память. Воспитательные: продолжить формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к растениям. |
Планируемые результаты обучения | Предметные: учащиеся познакомятся с общей характеристикой царства растения, разнообразием растительного мира; научатся выделять существенные признаки растений, различать растения среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладеют умением объяснять роль растений в природе, обосновывать необходимость охраны растительного мира. Метапредметные: учащиеся освоят основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за растениями, классифицировать их, определяя принадлежность биологических объектов к царству растения; научатся работать с разными источниками информации, находить информацию о растениях в учебнике. Личностные: учащиеся продолжат развивать познавательные потребности на основе интереса к изучению растений, у них сформируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, произойдет осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, продолжат развивать умения слушать и слышать других |
Основные понятия | Царство Растения, неограниченный рост, ботаника, фотосинтез. |
Учебник | Пономарева И.Н. Биология – 6 класс. Просвещение/Вентана-Граф, презентация учителя |
Формы работы | Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально. |
Методы | Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, презентации, рабочий лист ученика. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап | Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга (“Ладошка к ладошке”). Сегодня мы с вами будем работать под девизом “ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!”. Конечно за один урок абсолютно все узнать невозможно, но если приложить трудолюбие, активность и старание, то результаты будут успешными. Несколько уроков мы с вами говорили о представителях разных царств организмов. Предлагаю вам выполнить следующее задание: (Грибы или бактерии). Работа в паре. Отвечают поочередно. Организмы, состоящие из грибницы. | | 2.Только одноклеточные организмы. | | 3.В клетке имеют ядро. | | 4. Имеют споры размножения. | | 5. Растут в течение всей жизни. | | 6.В клетке не имеют ядра. | | Какие Царства живой природы вы еще знаете? | Вспоминают, проговаривают характерные признаки, работая в парах. О каких царствах говорилось? Называют царства Бактерий, Грибов,Животных |
Мотивационно-ориентировочный этап | А теперь поработаем по карточкам. Посмотрите на группы слов в первом столбике, постарайтесь определить, кто из них третий лишний? Запишите «чужака» во втором столбике. Работа выполняется в паре. Отвечают поочередно. Группа живых объектов | «Чужак» | Царство «чужака» | Береза, рыба, клюква. | | | Ворона, подберезовик, ласточка | | | Груздь, опенок, бацилла. | | | Заяц, дуб, гусеница. | | | Вопрос к классу: Какое царство органического мира мы будем изучать на сегодняшнем уроке? Дидактическая игра «Четыре подсказки». Ребятам нужно догадаться, о чем пойдет речь на уроке, используя как можно меньше подсказок. Ответ можно записать на черновике в любой момент. Подсказки: 1.Среди этих организмов встречаются хищники. 2.Среди них есть гиганты и карлики. 3.Они могут жить до 5000 лет. (Сосна долговечная) 4.Они все зеленые. Какую цель поставим перед собой? Зачем нам эти знания? | Высказывают предположения Царство растений. Отвечают на вопросы |
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала | Продолжим изучение биологии наукой, изучающей растения. Это Ботаника. Что означает это слово? (стр.3) Задание № 1 Работа в рабочем листе. Я знаю Хочу узнать Я узнал | «БОТАНЭ» переводится как зелень, трава Заполняют графы: «Я знаю». «Хочу узнать» Делятся знаниями с классом. |
| Распространение растений. Куда бы мы ни посмотрели, почти всюду мы видим растения или предметы, сделанные из них. Растения растут в безводных пустынях и топких болотах, в морях и океанах, высоко в горах. Огромное их разнообразие в лесах и степях, а летом их можно найти даже в ледяной пустыне. Как вы думаете, почему так неравномерно распределены растения на планете Земля? (климатические условия на планете различные, значит в разных климатических зонах способны обитать различные виды растений, приспособленные к определенным условиям.) В каждой климатической зоне обитает своя группа растений, приспособленная к данным условиям А на какие группы подразделяют растения? (Классификация растений.). Задание в рабочем листе: Перечислены группы растений по отношению к факторам среды. Выберите из перечисленного: Водные, теневыносливые, морозостойкие, тенелюбивые, засухоустойчивые, холодостойкие, теплолюбивые, жаростойкие, светолюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые, водные. 1в.- По отношению к теплу; 2в.- По отношению к свету; 3в.- По отношению к влаге. Ученые разделили Царство растений на два подцарства: Низшие и Высшие. Работа в рабочем листе: (заполните таблицу, используя текст учебника стр.9) Группа растений | Особенности строения | Представители | Низшие | не имеют корней, стеблей | водоросли | Высшие | имеют корни | деревья | Вопрос: Растения – это объекты живой или неживой природы? - Что делают живые организмы? - Ребята, а ведь растения все время находятся на одном месте, не видно, как они захватывают пищу, как вдыхают и выдыхают… Проблема: Являются ли они живыми??? | Учащиеся отвечают, что климатические условия на планете различные, значит в разных климатических зонах способны обитать различные виды растений, приспособленные к определенным условиям. Работают с учебником, заполняют таблицу. Живой. Передвигаются, дышат, питаются, растут… Высказывают свое мнение. |
| Задание. Дышат ли растения? Демонстрационный опыт. Ребятам предлагается подышать на стеклышко. Так и растения дышат, и доказать это можно проделав домашний опыт: на лист или побег комнатного растения надеть полиэтиленовый пакет и через некоторое время наблюдать на его стенках капельки воды. Задание: Питаются ли растения? Волчиха охотится, чтобы накормить своих детенышей. Птицы целыми днями ловят мошек. Олени едят траву. Наверное, и растениям, чтобы расти, нужно кушать. Но разве кто-нибудь из вас видел, как едят береза, яблоня или дуб? Конечно, нет. Такого никогда не бывает. Растения никогда никого не едят. Может быть, они едят землю? Нет. В нашем классе растут растения, но земля из горшков никуда не девается. Оказывается, растения - волшебники и умеют делать удивительное чудо - создавать себя из того, что нельзя удержать в руке, зажать в кулаке и даже на весах взвесить трудно."Это явление фотосинтеза. И вот вам еще один опыт. Знаменитый опыт Джозефа Пристли (Слайд). Что мы видим? Два прозрачных колпака, под ними мышки, одна живая, другая - нет. Учитель. Отчего могла погибнуть вторая мышка. -- Она перегрелась? Учитель. Они обе на солнце. ---Задохнулась? Учитель. Да. А почему? ---Под колпаком кончился кислород. Учитель. А почему у второй не кончился? --А там еще растение есть, под колпаком. Может, оно помогло? Учитель: Да, вы правы. На свету растения выделяют кислород. Это фотосинтез | Дышат Оно станет влажным, помутнеет, так как при дыхании вместе с углекислым газом выделяются пары воды. Высказывают предположения. |
| Почему из космоса наша планета Земля видится в зелено-голубых тонах? Наличие в клетках пигментов. Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты. …Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса,... Осень. А.С. Пушкин Найдите корень в слове РАСТЕНИЕ. Как вы думаете, растет ли растение всю жизнь. Проблема: Что было бы, если бы на Земле не было растений? Подумайте и запишите на листе А4. Работа в группе из 4-5 человек | В зеленых частях растений, особенно листьях, образуется вещество зеленого цвета – хлорофилл (в переводе с греческого «хлорос» – зеленоватый, «филлон» – лист). Растут всю жизнь (Неограниченный рост). Думают, записывают, обсуждают. |
Обобщение усвоенного материала | Проверка усвоения пройденного материала: Задание в рабочем листе: Как называется зелёный пигмент растений? А) хлорофилл Б) эвкалипт В) мицелий Г) хитин Какие из перечисленных ниже групп организмов НЕ относятся к царству Растения? А) папоротники Б) грибы В) голосеменныеГ) водоросли Растения растут: А) только на свету Б) всю жизнь В) только весной Органы и ткани есть у : А) Низших растений Б) Высших растений В) У всех растений Главное значение растений А) Являются пищей человеку Б) Выделяют кислород В) Являются сырьем Выделение кислорода растением на свету называется: А) дыхание Б) питание В) фотосинтез | Ученику необходимо выделить признаки царства Растений. Проверяют по ключу. Оценивают работу друг друга. 1-А, 2-Б, 3-Б, 4-Б, 5-Б, 6- В. 6-«5» 5-«4» 4-«3» |
Домашнее задание | Записывают домашнее задание | 1.Текст учебника стр 3-10 2 Сообщения о растениях «Самое-самое-самое»… 3.Подумайте: «- Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: “Ура! Я растение!”. Так ли это? |
Рефлексия | Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников. Работа в рабочих листах. -Я узнал (а)... - Меня удивило... - Работая в группе, я ... - Мне трудно представить, что... Спасибо за внимание, урок окончен. | Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели. |