kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Царство Растений. Разнообразие, распространение и значение растений

Нажмите, чтобы узнать подробности

В течении данного урока у учащихся формируются знания об основных представителях царства растений

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Царство Растений. Разнообразие, распространение и значение растений»

Технологическая карта урока биологии

Учитель: Семенова Татьяна Васильевна, МБОУ СОШ №45

Тема урока

«Царство Растений. Разнообразие, распространение и значение растений».

Цель урока

Сформировать у учащихся знания об основных признаках представителей царства растений, продолжить формирование знаний о многообразии растений.

Задачи урока

Образовательные: создать условия для знакомства с особенностями строения, многообразием растений на Земле, их значением в природе и жизни человека;

Развивающие: развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно- следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память.

Воспитательные: продолжить формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к растениям.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся познакомятся с общей характеристикой царства растения, разнообразием растительного мира; научатся выделять существенные признаки растений, различать растения среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладеют умением объяснять роль растений в природе, обосновывать необходимость охраны растительного мира.

Метапредметные: учащиеся освоят основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за растениями, классифицировать их, определяя принадлежность биологических объектов к царству растения; научатся работать с разными источниками информации, находить информацию о растениях в учебнике.

Личностные: учащиеся продолжат развивать познавательные потребности на основе интереса к изучению растений, у них сформируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, произойдет осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, продолжат развивать

умения слушать и слышать других

Основные понятия

Царство Растения, неограниченный рост, ботаника, фотосинтез.

Учебник

Пономарева И.Н. Биология – 6 класс. Просвещение/Вентана-Граф, презентация учителя

Формы работы

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально.

Методы

Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентации, рабочий лист ученика.



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга (“Ладошка к

ладошке”). Сегодня мы с вами будем работать под девизом “ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!”. Конечно за один урок абсолютно все узнать невозможно, но если приложить трудолюбие, активность и старание, то результаты будут успешными.

Несколько уроков мы с вами говорили о представителях разных царств организмов. Предлагаю вам выполнить следующее задание: (Грибы или бактерии). Работа в паре. Отвечают поочередно.

  1. Организмы, состоящие из грибницы.


2.Только одноклеточные организмы.


3.В клетке имеют ядро.


4. Имеют споры размножения.


5. Растут в течение всей жизни.


6.В клетке не имеют ядра.


Какие Царства живой природы вы еще знаете?










Вспоминают, проговаривают характерные признаки, работая в парах.

О каких царствах говорилось?





Называют царства Бактерий, Грибов,Животных

Мотивационно-ориентировочный этап

А теперь поработаем по карточкам. Посмотрите на группы слов в первом столбике, постарайтесь определить, кто из них третий лишний? Запишите «чужака» во втором столбике. Работа выполняется в паре. Отвечают поочередно.

Группа живых объектов

«Чужак»

Царство «чужака»

Береза, рыба, клюква.



Ворона, подберезовик, ласточка



Груздь, опенок, бацилла.



Заяц, дуб, гусеница.



Вопрос к классу: Какое царство органического мира мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Дидактическая игра «Четыре подсказки». Ребятам нужно догадаться, о чем пойдет речь на уроке, используя как можно меньше подсказок. Ответ можно записать на черновике в любой момент.

Подсказки:

1.Среди этих организмов встречаются хищники.

2.Среди них есть гиганты и карлики.

3.Они могут жить до 5000 лет. (Сосна долговечная)

4.Они все зеленые.

Какую цель поставим перед собой?

Зачем нам эти знания?



Высказывают предположения









Царство растений.











Отвечают на вопросы

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

Продолжим изучение биологии наукой, изучающей растения. Это Ботаника. Что означает это слово? (стр.3)

Задание № 1 Работа в рабочем листе.

Я знаю Хочу узнать Я узнал

«БОТАНЭ»

переводится как зелень, трава

Заполняют графы:

«Я знаю».

«Хочу узнать»

Делятся знаниями с классом.


Распространение растений. Куда бы мы ни посмотрели, почти всюду мы видим растения или предметы, сделанные из них. Растения растут в безводных пустынях и топких болотах, в морях и океанах, высоко в горах. Огромное их разнообразие в лесах и степях, а летом их можно найти даже в ледяной пустыне.

Как вы думаете, почему так неравномерно распределены растения на планете Земля? (климатические условия на планете различные, значит в разных климатических зонах способны обитать различные виды растений, приспособленные к определенным условиям.) В каждой климатической зоне обитает своя группа растений, приспособленная к данным условиям

А на какие группы подразделяют растения? (Классификация растений.).

Задание в рабочем листе: Перечислены группы растений по отношению к факторам среды. Выберите из перечисленного:

Водные, теневыносливые, морозостойкие, тенелюбивые, засухоустойчивые, холодостойкие, теплолюбивые, жаростойкие, светолюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые, водные.

1в.- По отношению к теплу;

2в.- По отношению к свету;

3в.- По отношению к влаге.

Ученые разделили Царство растений на два подцарства: Низшие и Высшие.

Работа в рабочем листе: (заполните таблицу, используя текст учебника стр.9)

Группа

растений

Особенности строения

Представители

Низшие

не имеют корней, стеблей

водоросли

Высшие

имеют корни

деревья

Вопрос: Растения – это объекты живой или неживой природы?

- Что делают живые организмы?

- Ребята, а ведь растения все время находятся на одном месте, не видно, как они захватывают пищу, как вдыхают и выдыхают…

Проблема: Являются ли они живыми???








Учащиеся отвечают, что климатические условия на планете различные, значит в разных климатических зонах способны обитать различные виды растений, приспособленные к определенным условиям.











Работают с учебником, заполняют таблицу.




Живой.


Передвигаются, дышат, питаются, растут…


Высказывают свое мнение.



Задание. Дышат ли растения?

Демонстрационный опыт. Ребятам предлагается подышать на стеклышко. Так и растения дышат, и доказать это можно проделав домашний опыт: на лист или побег комнатного растения надеть полиэтиленовый пакет и через некоторое время наблюдать на его стенках капельки воды.

Задание: Питаются ли растения? Волчиха охотится, чтобы накормить своих детенышей. Птицы целыми днями ловят мошек. Олени едят траву. Наверное, и растениям, чтобы расти, нужно кушать. Но разве кто-нибудь из вас видел, как едят

береза, яблоня или дуб? Конечно, нет. Такого никогда не бывает. Растения никогда никого не едят. Может быть, они едят землю? Нет. В нашем классе растут растения, но земля из горшков никуда не девается. Оказывается, растения - волшебники и умеют делать удивительное чудо - создавать себя из того, что нельзя удержать в руке, зажать в кулаке и даже на весах взвесить трудно."Это явление фотосинтеза.

И вот вам еще один опыт. Знаменитый опыт Джозефа Пристли (Слайд). Что мы видим?

Два прозрачных колпака, под ними мышки, одна живая, другая - нет. Учитель. Отчего могла погибнуть вторая мышка.

-- Она перегрелась? Учитель. Они обе на солнце.

---Задохнулась? Учитель. Да. А почему?

---Под колпаком кончился кислород. Учитель. А почему у второй не кончился?

--А там еще растение есть, под колпаком. Может, оно помогло?

Учитель: Да, вы правы. На свету растения выделяют кислород. Это фотосинтез


Дышат

Оно станет влажным, помутнеет,

так как при дыхании вместе с углекислым газом выделяются пары воды.















Высказывают предположения.


Почему из космоса наша планета Земля видится в зелено-голубых тонах?

Наличие в клетках пигментов. Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты.

…Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса,...

Осень. А.С. Пушкин

Найдите корень в слове РАСТЕНИЕ. Как вы думаете, растет ли растение всю жизнь.

Проблема: Что было бы, если бы на Земле не было растений? Подумайте и запишите на листе А4.

Работа в группе из 4-5 человек

В зеленых частях растений, особенно листьях, образуется вещество зеленого цвета – хлорофилл (в переводе с греческого

«хлорос» –

зеленоватый,

«филлон» – лист).

Растут всю жизнь (Неограниченный рост).


Думают, записывают, обсуждают.

Обобщение усвоенного материала

Проверка усвоения пройденного материала:

Задание в рабочем листе:

  1. Как называется зелёный пигмент растений?

А) хлорофилл Б) эвкалипт В) мицелий Г) хитин

  1. Какие из перечисленных ниже групп организмов НЕ относятся к царству Растения?

А) папоротники Б) грибы В) голосеменныеГ) водоросли

  1. Растения растут:

А) только на свету Б) всю жизнь В) только весной

  1. Органы и ткани есть у :

А) Низших растений Б) Высших растений В) У всех растений

  1. Главное значение растений

А) Являются пищей человеку Б) Выделяют кислород В) Являются сырьем

  1. Выделение кислорода растением на свету называется: А) дыхание Б) питание В) фотосинтез

Ученику необходимо выделить признаки царства Растений.



Проверяют по ключу. Оценивают работу друг друга.

1-А, 2-Б, 3-Б, 4-Б, 5-Б, 6- В.

6-«5»

5-«4»

4-«3»

Домашнее задание

Записывают домашнее задание

1.Текст учебника стр 3-10

2 Сообщения о растениях «Самое-самое-самое»… 3.Подумайте:

«- Зелёная квакша, увидев своё отражение в

воде, закричала: “Ура! Я растение!”. Так ли это?

Рефлексия

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников. Работа в рабочих листах.

-Я узнал (а)...

- Меня удивило...

- Работая в группе, я ...

- Мне трудно представить, что... Спасибо за внимание, урок окончен.

Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Царство Растений. Разнообразие, распространение и значение растений

Автор: Татьяна Васильевна Семенова

Дата: 20.02.2023

Номер свидетельства: 626244

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Календарно - тематическое планирование по биологии,  6 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-biologhii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250613"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447092735"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Мир живой природы нашего края. "
    ["seo_title"] => string(34) "mir-zhivoi-prirody-nashiegho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "116649"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412569415"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Тема: Разнообразие растений на Земле."
    ["seo_title"] => string(36) "tiemaraznoobraziierastieniinaziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "293508"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455475925"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Программа факультатива по биологии "Жизнь растений" "
    ["seo_title"] => string(52) "proghramma-fakul-tativa-po-biologhii-zhizn-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "153792"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421070482"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "тематическое планирование по биологии 6 класс "
    ["seo_title"] => string(51) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-biologhii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "137467"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417356480"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства