II. Сжатое изложение нового материала. 1.Подготовка к восприятию нового материала. Учеными установлено, что сегодня на Земле господствуют растения, размножающиеся семенами. Возникновение семенного размножения, появление семени-важный этап в историческом развитии растений, так как в семени зародыш в течении длительного времени сохраняется от неблагоприятных условий. В отличие от спор семена имеют запас питательных веществ. Сегодня мы с вами изучим одну из групп семенных растений. Посмотрите, на слайде изображена известная картина одного русского художника. Кто знает, как называется картина и кто ее автор? Какие деревья изображены на картине? Относятся ли они к числу споровых растений? 2. Формулирование темы и цели урока. Сегодня мы познакомимся с древней группой семенных растений, которые относятся к отделу Голосеменные Сейчас откройте ваши тетради и запишите число и тему урока: "Отдел Голосеменные". Давайте с вами попробуем сформулировать цель нашего урока. Цель нашего сегодняшнего урока является изучить характеристику отдела, многообразие представителей, значение в природе и жизни человека Голосеменных. 3. Изучение нового материала. а) Голосеменные-первые семенные растения. Теперь взглянем на карту растительности России. Что мы видим? Огромные пространства заняты лесами, основу которых составляют голосеменные растения. А их всего лишь 550 видов. Почему же они получили такое название? Посмотрите, у меня есть яблоко, можем мы сейчас увидеть его семена? Что нужно сделать, чтобы семена рассмотреть? То есть семена яблони спрятаны внутри плода, они со всех сторон защищены мягкой тканью. А вот семена в шишках сосны или лиственницы, как только созреют, сразу высыпаются, потому что они открыто лежат на чешуях шишек. Поэтому Голосеменные получили такое название. Голосеменные были первыми семенными растениями на планете. Своего расцвета они достигли около 150 млн. лет назад. Голосеменные растения вытеснили споровые растения и встали на ступеньку выше. И вот здесь возникает вопрос- Почему голосеменные вытеснили споровые? Если голосеменные растения смогли вытеснить споровые растения, то возможно они имеют некоторые преимущества. Перенесёмся в те времена, когда безмолвном лесу господствуют гигантские папоротники, хвощи и плауны. Повсюду вода, сыро и тепло. Но со временем климат стал сухим. Как это отразилось на жизни споровых? (Стали вымирать). Какую роль играет вода в размножении споровых? (Мужская гамета движется к женской по воде). Прослушайте текст и выделите две-три главные особенности, благодаря которым голосеменные заняли господствующее положение после смены климата. Голосеменные растения представлены деревьями, кустарниками (травянистых растений нет) Листья большинства хвойных узкие, игольчатые – так называемая хвоя. У некоторых видов, например у кипариса, листья – чешуйчатые Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковым веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям. б) Класс Хвойные. Из современных голосеменных растений наиболее известны Класс Хвойные. Они устойчивы к неблагоприятным условиям и широко заселяю леса нашей страны и многих стран мира. К ним относятся ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис. Некоторые из них достигают больших размеров калифорнийское мамонтово дерево, дугласова пихта. в) Сосна обыкновенная. Характерные особенности голосеменных мы свами изучим на примере сосны обыкновенной. Сосны — это светолюбивые деревья, они не выносят затенения. Сосны могут поселяться на разных почвах. Они имеют мощную разветвлённую корневую систему и способны укореняться и расти на песчаных дюнах и склонах, на болотах и даже на каменистых скалах. Сосна имеет корень, стебель и листья. Нижние сучья на соснах быстро отмирают, так как питательные вещества в нижней части деревьев расходуются быстрее, чем накапливаются в процессе фотосинтеза. Листом сосны является хвоинка. Хвоинки расположены по две вместе на коротеньких побегах. Хвоя у дерева меняется постепенно. Хвоинки опадают вместе с побегом через 2–3 года. Через небольшую поверхность хвои испаряется небольшое количество воды, поэтому сосны являются засухоустойчивыми растениями. Весной на верхних ветвях сосны образуются два типа шишек. Мужские шишки растут тесными группами в нижней части новых побегов. Женские шишки образуются на верхушках ветвей, они одиночные и имеют красноватый цвет. Женские шишки остаются на дереве несколько лет. Они растут и меняют цвет сначала на зелёный, а позже — на коричневый. В мужских шишках развивается пыльца. У каждой частички пыльцы имеются два воздушных пузырька, которые помогают ей удерживаться в воздухе. Когда пыльца созревает, она переносится ветром на женские шишки. Среди чешуек женских шишек находятся семязачатки. Когда пыльца попадает на семязачаток, происходит опыление. Женские шишки меняют цвет — становятся зелёными и опускаются вниз. Следующей весной происходит оплодотворение, и среди чешуек шишки начинают расти семена. Семена созревают и хранятся в шишках до следующей весны. Только на третий год семена высыпаются. У каждого семени имеется крыло, чтобы ветер мог его унести как можно дальше. Попав в благоприятные условия, семена прорастают. Сосны бывают высотой до 30–40 м, а продолжительность их жизни может составлять 350–400 лет. Г) Условия произрастания. Особенности строения сосны и ели. На цветных карточках нарисуйте за 10 сек. контур сосны на одной стороне и контур ели- на другой. Ель и сосна это деревья, у них есть ствол и крона. Какая крона у сосны? Ответ: у сосны на верхушке, без формы, у ели в виде конуса. Продолжим сравнение этих деревьев Половина класса читает описание сосны и заполняет третий столбик в таблице. Вторая половина читает описание ели и заполняет второй столбик в таблице. Работаем в парах, обсуждаем шепотом. Текст 1,2 Два ученика приглашаются к доске. Они зачитывают признаки ели и сосны в сравнении. |