Просмотр содержимого документа
«Симуляция как признак профессионализма»
Н.Г. Капустина, преподаватель
Кяхтинский Филиал «ББМКМЗРБ»
«Любая деятельность может быть либо технологией,
либо искусством.
Искусство основано на интуиции, технология – на науке.
С искусства все начинается, технологией заканчивается,
чтобы затем все началось сначала»,
В.П. Беспалько,
доктор педагогических наук, профессор.
Симуляция как признак профессионализма
Одним из методов повышения качества практической подготовки будущих фельдшеров, медицинских сестёр является использование симуляционных технологий, которые формируют профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности.
Симуляция в медицинском образовании это современная технология обучения, для оценки практических навыков, умений и знаний, и основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации , для чего могут использоваться биологические, механические, электронные и виртуальные (компьютерные) модели.
В настоящее время по уровню реалистичности выделяют семь групп симуляционных технологий для обучения в медицине.
Реактивный: манекены низшего класса реалистичности (Low-Fidelity).
Автоматизированный: манекены среднего класса реалистичности, видеооборудование.
Аппаратный: симулятор среднего класса в палате, оснащенной медицинской мебелью и аппаратурой, тренажер, укомплектованный реальным медицинским оборудованием
Интерактивный: роботы-симуляторы пациента высшего класса реалистичности (High Fidelity) и виртуальные симуляторы с обратной тактильной связью.
Интегрированный: комплексные интегрированные симуляционные системы – взаимодействующие виртуальные симуляторы.
В нашем медицинском колледже имеются два симуляционных кабинета, а так же на теоретических занятиях применяются элементы симуляционных технологий в виде электронных учебников, обучающих компьютерных программ, тренажеров практических навыков, манекенов сердечно-лёгочной реанимации, отработки методик пальпации, перкуссии и аускультации, муляжи по анатомии человека .
На базе доклинической практики в колледже для более эффективного применения симуляционных технологий в одном кабинете собраны манекены для отработки практических навыков по ПМ. 01 «Диагностическая деятельность»,и ПМ. 02 «Лечебная деятельность», который используется при обучении студентов по специальности «Лечебное дело»,а во втором кабинете используются симуляционные технологии по ПМ. 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»,по специальности «Сестринское дело».
Поэтому применение современных технологий в преподавание очень важно для подготовки компетентных специалистов.
Например: при преподавание такой дисциплины как «Пропедевтика в терапии и гериатрии» для отработки манипуляций использую следующие уровни симуляционного оборудования:
- визуальный уровень – знакомлю студентов с практическими действиями, их последовательностью и техникой выполнения манипуляции;
- тактильный уровень– на этом уровне студенты сами воспроизводят и отрабатывают практические навыки, в ходе выполнения той или иной манипуляции приобретают мануальные навыки.
Другие уровни не использую т.к. кабинеты недостаточно оснащены манекенами среднего и высшего класса реалистичности и виртуальными симуляторы с обратной тактильной связью.
Так же в колледже я преподаю на первом курсе «Анатомию и физиологию человека», данная дисциплина являются тем фундаментом, на котором строятся знания студентов – медиков.
В кабинете анатомия человека имеется большое количество муляжей, по всем системам человека ,которые позволяют так же использовать элементы симуляционных технологий, например: использую традиционные образовательные технологии это плакаты, схемы, анатомические модели, простые компьютерные программы , электронные учебники имеется интерактивное пособие по темам: «Кровь и группы крови», «Костная система». Любые инновационные педагогические технологии позволяют изучать анатомию наглядно, динамично, и объемно.
Использование симуляционных кабинетов и элементов симуляционных технологий позволяют не только овладеть различными навыками , но и выработать умение взаимодействовать друг с другом, работать в одной команде.
При преподавании на курсах повышения квалификации использую несколько симуляционных уровней такие как визуальный, показываю слайдовые презентации, виртуальный (компьютерные) модели на этом уровне слушатели отрабатывают навыки на реалистичных манекенах сердечно-лёгочной реанимации (СЛР), использую реактивный и автоматизированный уровни, например: пластиковые манекены и фантомы базового уровня- манекен СЛР «Максим» и манекен « Алекс».
Прохождение симуляционной технологии направлено на формирование у
Симуляционные технологии новые , практикоориентированные к медицинскому образованию, повышают качество, они тесно связывают учебный процесс с практикой и с реалистичность клинической ситуацией. Симуляционное обучение помимо вышеперечисленных достоинств имеет еще одно важное преимущество- возможность объективного контроля знаний и умений.
Работа на любом тренажере и симуляторе может быть зафиксирована при помощи видеоаудио записи, проанализирована и оценена, как объективный критерий, вместо проведения теоретических экзаменов.
При использовании симуляционных технологий происходит снижение ошибок при выполнении манипуляций, уменьшение осложнений и повышение качества медицинской помощи населению.
Таким образом, применение симуляционных технологий имеют цель:
- повысить безопасность учебного процесса для пациентов и обучаемых;
- повысить уровень профессионального мастерства и практических навыков; -- формирование профессиональных компетенций в соответствии с современными алгоритмами.
Список литературы:
1. Муравьев К.А., Ходжаян А.Б., Рой С.В. Симуляционное обучение в медицинском образовании – переломный момент// Фундаментальные исследования – 2011 – № 10 (часть 3) – стр. 534-537;
2. Журнал Виртуальные технологии в медицине, №1 (7), 2012 http://www.medsim.ru