Просмотр содержимого документа
«Роль голосеменных в экосистемах. Понятие о фитонцидах. Значение голосеменных в жизни человека.»»
План – конспект урока на тему: « Роль голосеменных в экосистемах. Понятие о фитонцидах. Значение голосеменных в жизни человека.»
Цели: образовательные – закрепить знания учащихся об особенностях строения, размножения голосеменных, раскрыть их роль в экосистемах и жизни человека, дать понятие о фитонцидах;
развивающие – активизировать познавательный интерес, совершенствовать умения анализировать, выбирать главное, устанавливать причинно –следственные связи, развивать монологическую речь, внимание и память ( зрительную, слуховую), развивать коммуникативные умения: кратко и точно излагать мысли, слушать, отвечать на вопросы;
воспитательные – осуществлять экологическое, гигиеническое, эстетическое воспитание, прививать культуру труда и умения применять знания в работе.
Методы:
Оборудование: натуральные объекты ( веточки сосны обыкновенной и сибирской, ели, можжевельника, гербарии тисса, кипариса, туи), таблица «Использование кедровых лесов», магнитная доска, магниты, таблички, фишки (в виде шишичек), шишки голосеменных, стаканчики с напитком, тексты, листочки с заданиями, скипидарная мазь, пихтовое масло, янтарные бусы.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Здравствуйте. Садитесь. Меня зовут Т.А. Я рада, что работаю сегодня именно с вами и надеюсь на сотрудничество.
2.Повторение.
На предыдущем уроке вы начали изучение растений отдела голосеменные, познакомились с их многообразием, особенностями строения и размножения. Сегодня мы вспомним все это и выясним значение голосеменных в экосистемах и жизни человека. Ваши знания пригодятся для успешного выполнения заданий. Будьте внимательны: Объявляется аукцион знаний! Все полные правильные ответы будут отмечаться « шишечками», а от их количества зависеть ваша оценка.
1. А начнем с загадок.
Этой бабке 100 лет,
Горба у нее нет,
Высоконько торчит,
Далеконько глядит,
Придет смерть за старушкой-
Станет бабка избушкой.
( Сосна).
Ее всегда в лесу найдешь-
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
(Ель).
Тем, кто первыми отгадал загадки, я предлагаю выполнить задание: выбрать из перечня признаки, характерные для растений-отгадок. (Раздаю листочки с заданием) .
Выбери признаки, характерные для ели ( сосны).
Растение светолюбивое.
Растение теневыносливое.
Растение можно встретить на песках, болотах и даже голых скалах.
Растение растет только на богатой питательными веществами, хорошо увлажненной почве.
Листья узкие, игольчатые.
Хвоинки соединены по 2, живут 2-3 года.
Остроконечные хвоинки сидят поодиночке, живут 5-7 лет.
Лидеры светлохвойной тайги.
Лидеры темнохвойной тайги.
Во время сильного ветра деревья выворачиваются с корнями.
Образуют два вида шишек: мужские и женские.3
Дерево хорошо использовать для укрепления оврагов.
2.Пока ребята готовятся ( думаю, что справятся они быстро), обратимся к натуральным объектам на ваших партах.
А) найдите и поднимите : 1- сосну обыкновенную,
2- сосну сибирскую
3- можжевельник.
По каким признакам определили?
Б) какое растение из этих лишнее ? Почему? ( Можжевельник.1- листья чешуйчатые. 2- он кустарник, а ель и сосна – деревья.
3. А сейчас я попрошу вас объяснить смысл старинных поговорок:
А) В свое время сосна красна, придет время – краска опадет. ( На сосне образуются женские одиночные красноватые шишки, которые когда созревают – опадают). Демонстрация ветки сосны с шишками..
Б) Не расти яблочку на елке. ( Яблоко – плод, а у ели плодов не образуется, семена созревают в шишках. Отсюда и название – голосеменные). Демонстрация еловых шишек.
Проверка задания 1. Последним слушать признаки сосны.
Ель – 2, 4, 5, 7, 9, 10, 11.
Сосна – 1 ,3, 5, 6, 8, 11, 12.
Почему именно сосну используют? ( Хорошо развит главный корень, уходит глубоко).
Новый материал.
Конечно, это далеко не единственная польза от голосеменных. Сейчас вам предстоит выяснить какое же значение имеют они в природе (экосистемах) и жизни человека. Откройте тетради, запишите число и тему урока. Записи постарайтесь сделать, как на доске.
Значение голосеменных
в экосистемах и жизни человека.
( схема заполняется по ходу урока).
1. Корм для животных. 1. Изготовление музыкальных
инструментов.
2. Лесообразующие растения. 2. Производство бумаги.
3. Обогащение атмосферы 3. Производство мебели.
кислородом.
4. Освоение новых земель. 4. Сырье для промышленности.
5. Хранители вод. 5. В медицине ( камфара, бальзам,
эфедрин, скипидар, деготь).
6. Пищевые продукты.
7. Противодействие явлениям природы.
8. Декоративные растения.
9. Янтарь.
Эстетическое значение.
Объединитесь в группы ( по 2 пары) и поработайте с текстами, которые есть у вас на партах. Задача: кратко сформулировать изложенное, чтобы затем вместе составить план.
Текст № 1.
Кедровая древесина – хороший материал для производства музыкальных инструментов. Это некогда обнаружили немецкие торговые фирмы, закупавшие в России кедровое масло. Они потребовали поставлять им емкости с маслом в таре из кедровых досок. Разбирали эту тару и продавали
на заводы музыкальных инструментов.
Из древесины кавказской пихты делают контрабасы.
Мало кто знает, что ели мы, пожалуй, обязаны скрипичной музыкой. Ни одно дерево не дает такой певучей и звонкой древесины. Из ели делали свои замечательные скрипки самые знаменитые мастера – Страдивари и Амати.
Из живицы хвойных получают канифоль. Без нее не было скрипичной музыки – музыканты натирают ею смычки.
Текст № 2.
Бумага, на которой напечатаны ваши учебники, скорее всего получена из еловой древесины – главного сырья для бумажного производства. Также большая часть заготавливаемой пихтовой древесины идет на производство бумаги. Используется она и в строительстве.
Лучшим на свете строительным материалом является, пожалуй, кедровая древесина. Из нее сделаны саркофаги египетских фараонов.
Необыкновенная древесина у тисса. В народе тисс зовут « негниючкой» или « негной – деревом». Ни на воздухе, ни в воде тиссовая древесина не гниет, сохраняясь веками. Поэтому ее используют для строительства плотин, кораблей. Ее прочность заставляет вспомнить железо. Наконец, трудно найти древесину по красоте равной тиссовой. Окрашенная в разные оттенки красного и розового цветов, она вместе с древесиной некоторых других пород зовется «красным деревом», из которого издавна изготавливалась дорогая мебель, поделки.
Древесина лиственницы также хорошо сохраняется много сотен и даже тысяч лет. Свойство этого дерева таково, что в воде оно становится прочнее. Не мудрено, что лиственницу активно использовал для строительства флота Петр I. Полученную из живицы канифоль используют для изготовления лаков, сургуча, пластмассы, мыла.
Текст № 3.
Всем знаком стойкий, смолистый аромат хвойного леса. Его создают эфирные масла, входящие в состав живицы – смолы хвойных растений. Этот сильный запах отпугивает некоторых насекомых, оздоравливает воздух, убивая бактерий. Поэтому так полезно дышать воздухом соснового бора. Именно здесь строят санатории для людей с заболеваниями органов дыхания.
После того, как ученики выделяют эту особенность, вводится понятие
фитонциды – образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие других организмов (главным образом бактерий).
Еще древние греки умели получать из живицы скипидар. Хорошо очищенный, он в настоящее время применяется для приготовления мазей, пластырей, ингаляций. Демонстрация скипидарной мази.
Из живицы пихты получают бальзам и масло. Демонстрация пихтовогомасла. А из хвои и веток пихты – искусственную камфару – лекарство от болезней сердца.
К голосеменным относятся также эфедры, чьи побеги напоминают стебли хвощей. В них содержится алкалоид эфедрин, из которого изготавливают одноименное сердечное и противоастматическое лекарство.
Многим ли известно, что еловая и сосновая хвоя в 6 раз богаче витамином С, чем апельсин и лимон. Есть ее просо так, конечно, не стоит ( в отличии от этих фруктов), но она служит хорошим сырьем для приготовления витаминных настоев. Дегустация настоя.
Текст № 4.
В некоторых странах молодые, сочные листья саговников употребляют в пищу. В Африке используют их сердцевину и зовут « хлебным деревом». Крупные семена сибирской сосны - ценный пищевой продукт. В сельском хозяйстве издавна применяют для витаминизации корма животных муку, приготовленную из хвои.
Из смолы древних хвойных образовался янтарь, который с глубокой древности был излюбленным материалом для изготовления украшений. Демонстрация янтарных бус.
Из камбия сосны получают ванилин, который широко применяют в пищевой промышленности.
Древесина хвойных жарко горит. Это особенно важно для коренного населения Восточной Сибири и Дальнего Востока, где кедровый стланник
Сосну сажают там, где нужно оказать противодействие опасным явлениям природы: остановить движущиеся пески, расползающийся овраг.
Наконец, представители голосеменных очень декоративны. Они украшают улицы многих городов.
Текст № 5.
Огромное значение имеют голосеменные как лесообразующие породы.
В нашей стране большая часть лесных площадей занята именно хвойными лесами. На первом месте – лиственница –38 %, затем сосна –16% и ель – 10%.
Сосна – лесной пионер, завоеватель новых земель. Она поселяется на новых открытых местах. У нее крепкие корни, стойкий ствол иона нетребовательна к условиям жизни.
Весной пыльца из мужских шишек сосны покрывает желтым налетом землю, листья, поверхность водоемов. Ее охотно поедают рыбы.
Белки, бурундуки и медведи – всего до 70 видов зверей и 200 видов птиц лакомятся семенами сибирской сосны. Все потребители откликаются на их урожай усиленным ростом. Съедобные семена – не единственное достоинство сибирской сосны. Ее ароматные выделения оздоравливают воздух? . Как эти вещества называются?
Сосны – хранители вод: под их сенью не высыхают и не мелеют реки.
Среднеазиатский горный можжевельник зовут арчой. Он играет большую роль в природе гористых районов. Удерживая корнями почву и камни, он предотвращает сели ( грязевые потоки с гор) и горные обвалы.
Текст № 6.
В 19 веке ежегодный сбор кедрового ореха в России составлял 200 тысяч тонн. К середине 20 века сбор орехов снизился в 15 –20 раз.
Единственный недостаток кедра – слишком медленный рост. Поэтому, несмотря на высокие достоинства древесины, заготовку кедров уже давно пора прекратить, ограничив хозяйственную деятельность в кедровниках лишь сбором урожая орехов.
Хвойные мало устойчивы к загрязнению воздуха. Это одна из причин сокращения их численности. Другая – « черные лесорубы», ведущие бесплановую вырубку лесов.
В одном итальянском городе принят закон, что каждый желающий построить дом, должен посадить кипарис. Но есть, к сожалению, и другие примеры. В 50-х годах 20 века в СССР стали в массовом порядке вырубать кипарисы и уничтожили 75 тысяч взрослых деревьев. Причина была самая нелепая: это растение, прекрасно оздоровляющее воздух, обвинили в распространении туберкулеза.
Для производства бумаги необходимо использовать и другие ресурсы, например, макулатуру. 60 кг макулатуры позволяет сохранить одно большое дерево. 1 млн. макулатуры позволяет сэкономить 4млн м первоклассной древесины, сохранить от вырубки лесополосу шириной 100 метров и длиной от Москвы до Санкт- Петербурга. Бережное отношение к учебникам.
Говоря о голосеменных, нельзя не затронуть вопрос об использовании их для новогодних праздников. Заготовители хвойных пород для елочных базаров должны руководствоваться принципом использования деревьев, которые вырубают для очистки и прореживания лесов; хорошо бы создавать больше специальных питомников.
На обсуждение группам – 2-3 минуты. Предложенные и отредактированные пункты заносятся на магнитную доску
( заготовленные таблички ) и одновременно записываются в тетрадь
( в схему).
Закрепление.
Сегодня мы с вами остановились на важном и интересном вопросе. Каком?
Роль г/с в экосистемах и жизни человека.
Также затронули вопрос о необходимости их рационального использования и охраны.
Я предлагаю вам ответить на мои вопросы.
Это произошло в 1596 году. Знаменитый путешественник Жан Картье отправился в экспедицию к берегам Канады. Через некоторое время все на корабле заболели цингой. Когда корабль подошел к реке Святого Лаврентия, 26 матросов умерли. Индейцы, живущие в этих местах. Дали путешественникам совет, который помог им вылечиться от страшной болезни. Что же посоветовали индейцы?
Приготовить отвар из сосновой хвои.
« Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом.»
Объясните, почему воздух хвойного леса полезен? Хвойные выделяют бав – фитонциды, убивающие бактерии. Лесной воздух влияет не только на органы дыхания, но и рефлекторно через кожу на весь организм.
3.Объясните выражение « Неприхотливость сосен – их счастье». Сосновые боры не вырубают под с/х угодья, так как почва бедная.
4.Это растение считают самым лекарственным из хвойных. Тувинцы верят в его охраняющую силу: им окуривают помещения, клубы дыма направляют вслед врагу, чтобы не возвращался, а ветками выгоняют скот на пастбища, чтобы защитить его от болезней. Можжевельник.
5 « Берете книги и тетрадь,
Садитесь вы за стол,
А вы могли бы рассказать
Откуда стол пришел?» ( С. Маршак)
6. Кому и как хвойные сумели послужить дважды? Скрипачам.
7. Объясните смысл поговорки : « В ельнике трудиться, в березняке – веселиться, а в кедровнике – Богу молиться!» Сибирская сосна очень красива, величава, декоративна.
8. Во время проведения Всемирного лесного конгресса в 1960 году в Сиэтле ( США).лесоводы 96 стран решили заложить парк Дружбы народов, где представитель каждой страны должен был посадить свое национальное дерево. Какое дерево было выбрано нашей делегацией? Лиственница. Улица Нормандия – Неман : по одну сторону растут каштаны, как символ какой страны, по другую – лиственницы.
9 « Янтарь есть произведение царства растений ,» - говорил М. Ломоносов. Прав ли он?
10. Это растение называют « деревом сюрпризов». В посуде из его древесины долго не скисает молоко, в шкафах – не заводится моль. О каком дереве идет речь? Сибирская сосна.
Исходя из того, о чем мы сегодня говорили, какой вывод можно сделать, что предложить? Г/с имеют большое значение в природе и жизни человека.
По таблице « Использование кедровых лесов» еще раз напомните всем .
Но их разнообразие невелико: 700 видов, из них 550 – хвойные.
Значит? Лес нужно беречь, экономно относиться к его богатствам. Пользоваться дарами леса, но не приносить вреда.
Перед вами ель. Соответствующими значками укажите, что можно, а чего нельзя делать. На магнитной доске – ель (рисунок) , на столе – знаки разного цвета: черные и красные ( нельзя шуметь, вырубать и т д) . Ученики по цепочке выходят, берут любой знак , объясняют его и вешают на ель.
Домашнее задание.
Параграф № 16 до конца.
Сообщения, стихи, мини-сочинение о значении г/с.
Давайте подсчитаем, у кого сколько « шишек».
Ребята, хочу поблагодарить вас за сотрудничество. Без вас у меня ничего бы не получилось. Я бы особенно отметила бы работу следующих учеников:………..