kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Регуляция работы сердца

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен конспек урока по теме: "Регуляция работы сердца". Также в ней присутсвуют карточки для проверки домашнего задания и закрепления пройденного материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Регуляция работы сердца»

Тема урока: Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

Цель:

  • раскрыть связь строения сердца с его функцией, ввести понятие об автоматизме сердечной деятельности

  • развивать объективное отношение учащихся к ответам своих одноклассников

  • воспитывать внимательное отношение к своему здоровью


Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданием



  1. Организационный этап.


  1. Проверка домашнего задания.


  1. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания (донор)

  2. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови (гемофилия)

  3. Красные кровяные клетки (Эритроциты)

  4. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов (вакцина)

  5. Белые кровяные клетки (лейкоциты)

  6. Жидкая часть крови (плазма)

  7. Группа крови универсального донора (1)

  8. Сосуды, несущие кровь от сердца (артерии)

  9. Кровь, насыщенная кислородом (артериальная)

  10. Самый крупный сосуд (аорта)

  11. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу (вены)

  12. Кровь, насыщенная углекислым газом (венозная)


  1. Мотивационный этап.


По мнению японского профессора К. Ниши, «здоровье человека зависит от того, как обращается кровь по сосудам, насколько беспрепятственно протекает она, какова скорость и сила ее движения, насколько совершенен ее состав».

«Жизнь — это и есть движение, а движение есть жизнь».

  1. Изучение нового материала.



Долгое время сердце было самым загадочным и непреступным органом человеческого тела.

В 1543 году А. Ве­за­лий вы­пу­стил труд о стро­е­нии че­ло­ве­че­ско­го тела, чем по­ло­жил на­ча­ло на­уч­ной ана­то­мии

Од­на­ж­ды Ве­за­лий про­во­дил вскры­тие трупа с целью уста­нов­ле­ния его смер­ти, но после вскры­тия груд­ной клет­ки он об­на­ру­жил бью­ще­е­ся серд­це. Тогда ин­кви­зи­ция об­ви­ни­ла его в убий­стве че­ло­ве­ка и при­го­во­ри­ла к дли­тель­но­му па­лом­ни­че­ству.



Сердце лягушки продолжает биться, если его вынуть из организма. Сердце собаки вне организма может сокращаться в течении нескольких суток, если через него пропускать физиологический раствор.
Впервые восстановил деятельность сердца человека русский физиолог, профессор Александр Александрович Кулябко в 1903 году . Он оживил сердце, спустя 20 часов после смерти. Сердце забилось , когда через его коронарные сосуды пропустили питательный раствор близкий по составу крови.
Способность ритмически сокращаться без внешних раздражений, под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце, называется автоматией сердца – определение записать в тетрадь

Автоматия сердца - это периодическое возникновение возбуждения в самой сердечной мышце, вызывающее ее ритмическое сокращение. Импульсы возникают в определенном участке миокарда предсердий (синусно-предсердном узле), а затем распространяются по сердечной мышце. Сердечные сокращения являются непроизвольными - человек не может их усиливать, ослаблять или изменять частоту.

Сердце работает ритмично. Сердечный цикл состоит из трех фаз:

• сокращение предсердий - 0,1 с

• сокращение желудочков - 0,3 с (вместе две фазы составляют систолу)

• одновременное расслабление предсердий и желудочков - 0,4 с (диастола).

Следовательно, весь цикл предсердия работают 0,1 с, а 0,7 с отдыхают; желудочки

работают 0,3 с, а 0,5 с отдыхают. – запись в тетрадь в виде таблицы

Фазы сердечных циклов

продолжительность




Этим объясняется способность сердечной мышцы работать, не утомляясь, в течение всей жизни. Сердце взрослого человека в норме сокращается в среднем 70 раз в минуту. Желудочки сердца в состоянии покоя при каждом сокращении выбрасывают около 60 мл крови. При сокращении сердца 70 раз в минуту за одну минуту сердце выбрасывает в сосуды примерно 4200 мл крови. За 70 лет жизни сердце человека перекачивает около 150 тыс. т крови. Сердце годовалого ребёнка сокращается 120-150 раз в минуту, с 1 года до 5 лет – 100 раз.


Сердце в покое за сутки сокращается примерно 100000 раз. При этом оно перекачивает около 10 т крови. Сократительную функцию сердца обеспечивает сердечная мышца. Она похожа на скелетную поперечно - полосатую мышцу.

В сердечной мышце есть особые клетки, в которых периодически возникает возбуждение, передающееся на мышечные стенки обоих предсердий и желудочков. Поэтому отделы сердца сокращаются последовательно - сначала предсердия, а затем желудочки.

Способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце, получила название автомитии сердца. Автоматия обеспечивает относительно независимую от нервной системы работу сердца.

Регуляция работы сердца.

Частота и сила сокращений сердца зависят от условий внешней и внутренней среды организма. Когда частота и сила сокращений сердца увеличиваются, в сосудистую систему выбрасывается больше крови в единицу времени. Замедление и ослабление сердечных сокращений приводит к уменьшению количества крови, поступающей в кровеносные сосуды организма. Таким образом, снабжение всех органов тела кpoвью может изменяться.

Работа сердца изменяется рефлекторно с участием автономной нервной системы. Импульсы, приходящие к сердцу по парасимпатическим нервам, замедляют и ослабляют его сокращения, а по симпатическим - усиливают и учащают их.

Гуморальная регуляция связана с гормоном надпочечников адреналином, солями кальция и другими веществами, усиливающей и учащающими сердечные сокращения. Противоположное действие на работу сердца оказывают соли калия и некоторые биологически активные вещества.

Нервная и гуморальная регуляции совместно обеспечивают очень точное приспособление деятельности сердца к условиям окружающей среды. Так, при физической работе импульсы от рецепторов мышц, сухожилий поступают в центральную нервную систему, которая регулирует работу сердца. Это усиливает поток импульсов к сердцу по симпатическим нервам. Одновременно увеличивается содержание адреналина в крови. Частота и сила сердечных сокращений возрастают. В результате удовлетворяется возросшая потребность работающих мышц в кислороде и питательных веществах.

5.Закрепление знаний.

Вставьте пропущенное слово.

1. ______________и __________________– органы кровообращения.

2. Сосуды, по которым кровь течет от сердца, называются _____________; сосуды, несущие кровь к сердцу, называются _________________, мельчайшие кровеносные сосуды – ________________ .

3. Сердце является полым мышечным органом, разделенным на ________ камеры, стенки ___________ гораздо толще стенок ____________, внутри сердца обратному току крови препятствуют _______________ и _____________клапаны.

4. Сердечный цикл занимает по времени __________ и состоит из сокращения ____________ – 0,1, с сокращения _______________ – 0,3 с и паузы – ___________________ .

5. Сердце способно сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, это явление называют _____________; ускоряют работу сердца __________________нервы и гормон ________________, а замедляют ритм импульсы _________________ нерва и гормон ___________ .



6. Итог урока

«Жизнь — это и есть движение, а движение есть жизнь. Зачастую один вид больного человека подтверждает слова: где нет движения, там нет жизни. Окаменевший неподвижный позвоночник. Напряженные застывшие мышцы шеи и затылка. Холодные безжизненные руки и ноги, в которых почти не циркулирует кровь. Этот человек думает, что болезнь пришла к нему откуда-то и вырвала его из нормального хода жизни. На самом деле все наоборот. Человек нарушил один из главных Законов Природы — закон движения. Он сам вырвал себя из вечно движущейся и вечно меняющейся природы. Он обрек себя на неподвижность — а значит, на болезнь».

  1. Домашнее задание

§ 19, 20

Практическая работа с. 91-92 учебник

  1. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания

  2. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови

  3. Красные кровяные клетки

  4. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов

  5. Белые кровяные клетки

  6. Жидкая часть крови

  7. Группа крови универсального донора

  8. Сосуды, несущие кровь от сердца

  9. Кровь, насыщенная кислородом

  10. Самый крупный сосуд

  11. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу

  12. Кровь, насыщенная углекислым газом



  1. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания

  2. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови

  3. Красные кровяные клетки

  4. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов

  5. Белые кровяные клетки

  6. Жидкая часть крови

  7. Группа крови универсального донора

  8. Сосуды, несущие кровь от сердца

  9. Кровь, насыщенная кислородом

  10. Самый крупный сосуд

  11. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу

  12. Кровь, насыщенная углекислым газом



  1. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания

  2. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови

  3. Красные кровяные клетки

  4. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов

  5. Белые кровяные клетки

  6. Жидкая часть крови

  7. Группа крови универсального донора

  8. Сосуды, несущие кровь от сердца

  9. Кровь, насыщенная кислородом

  10. Самый крупный сосуд

  11. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу

  12. Кровь, насыщенная углекислым газом







  1. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания

  2. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови

  3. Красные кровяные клетки

  4. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов

  5. Белые кровяные клетки

  6. Жидкая часть крови

  7. Группа крови универсального донора

  8. Сосуды, несущие кровь от сердца

  9. Кровь, насыщенная кислородом

  10. Самый крупный сосуд

  11. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу

  12. Кровь, насыщенная углекислым газом

Вставьте пропущенное слово.

1. ______________и __________________– органы кровообращения.

2. Сосуды, по которым кровь течет от сердца, называются _____________; сосуды, несущие кровь к сердцу, называются _________________, мельчайшие кровеносные сосуды – ________________ .

3. Сердце является полым мышечным органом, разделенным на ________ камеры, стенки ___________ гораздо толще стенок ____________, внутри сердца обратному току крови препятствуют _______________ и _____________клапаны.

4. Сердечный цикл занимает по времени __________ и состоит из сокращения ____________ – 0,1, с сокращения _______________ – 0,3 с и паузы – ___________________ .

5. Сердце способно сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, это явление называют _____________; ускоряют работу сердца __________________нервы и гормон ________________, а замедляют ритм импульсы _________________ нерва и гормон ___________ .

Вставьте пропущенное слово.

1. ______________и __________________– органы кровообращения.

2. Сосуды, по которым кровь течет от сердца, называются _____________; сосуды, несущие кровь к сердцу, называются _________________, мельчайшие кровеносные сосуды – ________________ .

3. Сердце является полым мышечным органом, разделенным на ________ камеры, стенки ___________ гораздо толще стенок ____________, внутри сердца обратному току крови препятствуют _______________ и _____________клапаны.

4. Сердечный цикл занимает по времени __________ и состоит из сокращения ____________ – 0,1, с сокращения _______________ – 0,3 с и паузы – ___________________ .

5. Сердце способно сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, это явление называют _____________; ускоряют работу сердца __________________нервы и гормон ________________, а замедляют ритм импульсы _________________ нерва и гормон ___________ .

Вставьте пропущенное слово.

1. ______________и __________________– органы кровообращения.

2. Сосуды, по которым кровь течет от сердца, называются _____________; сосуды, несущие кровь к сердцу, называются _________________, мельчайшие кровеносные сосуды – ________________ .

3. Сердце является полым мышечным органом, разделенным на ________ камеры, стенки ___________ гораздо толще стенок ____________, внутри сердца обратному току крови препятствуют _______________ и _____________клапаны.

4. Сердечный цикл занимает по времени __________ и состоит из сокращения ____________ – 0,1, с сокращения _______________ – 0,3 с и паузы – ___________________ .

5. Сердце способно сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, это явление называют _____________; ускоряют работу сердца __________________нервы и гормон ________________, а замедляют ритм импульсы _________________ нерва и гормон ___________ .

Вставьте пропущенное слово.

1. ______________и __________________– органы кровообращения.

2. Сосуды, по которым кровь течет от сердца, называются _____________; сосуды, несущие кровь к сердцу, называются _________________, мельчайшие кровеносные сосуды – ________________ .

3. Сердце является полым мышечным органом, разделенным на ________ камеры, стенки ___________ гораздо толще стенок ____________, внутри сердца обратному току крови препятствуют _______________ и _____________клапаны.

4. Сердечный цикл занимает по времени __________ и состоит из сокращения ____________ – 0,1, с сокращения _______________ – 0,3 с и паузы – ___________________ .

5. Сердце способно сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, это явление называют _____________; ускоряют работу сердца __________________нервы и гормон ________________, а замедляют ритм импульсы _________________ нерва и гормон ___________ .



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Регуляция работы сердца

Автор: Лазарева Римма Михайловна

Дата: 16.11.2016

Номер свидетельства: 359445

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "презентация урока биологии "Регуляция работы сердца" "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-uroka-biologhii-rieghuliatsiia-raboty-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "139439"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417712867"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Конспект урока побиологии на тему "Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной деятельности" (8 класс)."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_pobiologhii_na_tiemu_rieghuliatsiia_raboty_sierdtsa_i_sosudov_av"
    ["file_id"] => string(6) "446572"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1514217501"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Конспект урока побиологии на тему "Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной деятельности" (8 класс)."
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt_uroka_pobiologhii_na_tiemu_rieghuliatsiia_raboty_sierdtsa_i_sosudov_1"
    ["file_id"] => string(6) "446576"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1514218119"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Методическая разработка урока"Строение и работа сердца 8 класс" "
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-stroieniie-i-rabota-sierdtsa-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "199773"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428649290"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок биологии "Строение и работа сердца""
    ["seo_title"] => string(43) "urok-biologhii-stroieniie-i-rabota-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "269237"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450790253"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства