Тема урока: Витамины.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «витамины», определить содержание их в продуктах питания и ролью для жизни человека.
Задачи:
Образовательная: углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержания их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ.
Развивающая: развивать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.
Воспитательная: формирование положительной мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке, умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы, понимать важность сохранения своего здоровья.
Оборудование: мультимедийная презентация «Витамины, таблица «Суточные нормы витаминов», тестовыми заданиями для закрепления материала, учебник, тетрадь.
Основные термины: витамины, авитаминоз, гипервитаминоз, поливитамины.
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
- Организационный момент
- Изучение нового материала
Актуализация знаний
- Часто в различных источниках, мы слышим фразы «Чудесные вещества», «Азбука здоровья».
- О чем говорится? (о витаминах)
Тема нашего урока – Витамины и их роль в организме человека. На уроке мы познакомимся с историей открытия витаминов, их особенностями, содержанием в различных продуктах и влиянием витаминов на организм человека.
История открытия витаминов
- Кто впервые доказал наличие в пище веществ, названных витаминами?
В 1881 г. русский врач Н. И. Лунин произвел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других - искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, сои и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Мыши, получавшие искусственное молоко, переставали расти, теряли в весе, при более длительном кормлении – погибали. Опыты Н. И. Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердилась. Из опытов стало ясно, что в природной пище содержатся какие-то необходимые вещества, создать которые сам себе организм не может.
- Что же это за вещества нам сегодня и предстоит узнать.
Н. И. Лунин решил, что в пище есть еще какое-то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами (от лат., «вита»- жизнь, «амин» - содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.
- Что такое витамины? Что между ними общего?
Витамины - это низкомолекулярные вещества, обладающие большой биологической активностью. Действие их проявляется в малых количествах и выражается в регулировании процессов обмена веществ.
Витамины обозначают буквами латинского алфавита. Им присваивают химические названия. Если рассматривается группа витаминов, то внизу ставится цифра.
Классификация витаминов.
Водорастворимые – С, Р, РР, Н, группы В.
Жирорастворимые – А, D, Е, К.
Что такое авитаминоз и гиповитаминоз?
При длительном недополучении организмом какого-либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все-таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется гиповитаминоз.
Витамины в основном непрочные соединения: они быстро разрушаются при нагревании пищевых продуктов. Натуральные витамины содержатся в продуктах растительного и животного происхождения.
Большинство витаминов быстро разрушается в организме, и поэтому необходимо постоянное их поступление извне. Количество витаминов, ежедневный прием которых необходим для нормального развития организма и предупреждения гипо- и авитаминозов, называется профилактической дозой.
Некоторые люди, предполагая, что витамины «не повредят», принимают их в чрезмерных количествах. Состояния, при которых наблюдаются передозировки витаминов, называются гипервитаминозами. В своем большинстве витамины быстро выводятся из организма, но такие витамины, как А,В1,D,РР, удерживаются в организме более длительное время. Поэтому использование высоких доз витаминов может привести к передозировке — вызвать головные боли, нарушения пищеварения, изменения кожи, слизистых, костей.
Чтобы более подробно познакомиться с витаминами выполним самостоятельную работу Заполнение таблицы
Название витамина
В каких продуктах содержится
Значение для организма
Какие болезни развиваются при недостатке витамина
Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах.
Для сохранения витаминов в приготовляемой пище необходимо знать, что высокая температура разрушает витамин С и значительно снижает содержание витаминов группы В. Одним из лучших методов сохранения продуктов со сравнительно небольшими потерями витаминов является консервирование с помощью низкой температуры, т. е. путем охлаждения и замораживания.
Охлаждение предусматривает поддержание в толще продукта температуры в пределах 0.+4°С. Замораживание связано с образованием в цитоплазме клеток кристаллов льда. Особенно ценным является метод быстрого замораживания продуктов, так как при этом хорошо сохраняются витамины. В этом случае нужно также использовать быстрое размораживание.
Обычная естественная (солнечная) сушка продуктов сопровождается значительным разрушением витаминов. В наибольшей степени обеспечивает сохранность витаминов вакуумная сушка. Она проводится в условиях разрежения при температуре не выше 50 °С.
Одним из способов сохранения витаминов является квашение продуктов, когда в процессе молочнокислого брожения образуется молочная кислота, способствующая сохранению в заквашиваемых продуктах витамина С.
Это интересно
Основные группы продуктов питания обогащенные витаминами.
-мука и хлебобулочные изделия - витамины группы В ;
-продукты, детского питания - все витамины ;
-напитки, в том числе сухие концентраты, - все витамины, кроме А, D;
-молочные продукты - витамины A, D, E, C;
-маргарин, майонез - витамины A, D,E;
-фруктовые соки - все витамины, кроме A, D;
- Как вы думаете, что мешает усвоению витаминов в организме?
Алкоголь – разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний…
Никотин - разрушает витамины А, С, Е, селен.
Кофеин – убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка…
Аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия.
Антибиотики – разрушают витамины группы В, железо кальций, магний.
Снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.
- Какие витамины и витаминные комплексы вы знаете, и какие принимаете сами?
Алфавит, Аскорбиновая кислота, Биовиталь гель, Джунгли, Дуовит, Йодомарин, Кальций D3 Никомед, Компливит, Мультитабс, Пиковит, Ревит, Фолиевая кислота, Центрум, Черника форте, Nutrilait и др.
3. Закрепление пройденного материала.
1. Решение биологических задач
1 задача: Больная М., 13 лет,увлеклась новомодной диетой и, пытаясь похудеть, в течение месяца исключала из пищи все жиры. На прием поступила с признаками сумеречной слепоты («куриная слепота»): кожа сухая, волосы ломкие, на слизистой ротовой полости мелкие язвы…
При дефиците какого витамина в организме возникают названные нарушения? Какие продукты питания можно рекомендовать для излечения?
2 задача: В Х1Х в. Русские матросы стали свидетелями странной болезни, распространенной в портах Восточного Китая и острова Ява. Больные люди еле – еле передвигали ноги, будто на них висели вериги. Больных буквально завязывало в узел, затем следовали паралич и смерть.
- У нас такой болезни нет, а здешний народ болеет оттого, что чёрного хлебца не ест! – говорили матросы.
Как называется это заболевание и каковы его причины?
Ответ: Это болезнь бери – бери. Она возникает при недостатке в пище витамина В1, которого много в отрубях, оболочках зерен и в хлебе. Болезнь обычна в районах, где население питается полированным рисом.
Перечисленные симптомы характерны для дефицита в организме жирорастворимого витамина А. Больной рекомендуется включать в рацион: сливочное масло, тресковую печень, салаты из помидоров и моркови с растительным маслом.
3 задача. Страничка из бортового журнала чайного клипера «Глория»
«…Ураган настиг наш корабль как удар молнии. Синие воды Индийского океана скрылись под седой пеной, мачты ломались и падали за борт, ветер ревел как тысячи разъяренных демонов. Ещё вчера это был самый быстрый парусник. Наши трюмы полны чая нового урожая, и мы ожидали премию за срочную доставку груза в Британию. Мы совершенно потеряли ход, но трюмы и груз не пострадали от воды, вдоволь было сухарей и солонины, было даже достаточно пресной воды. Дни потянулись монотонной чередой, и через месяц команду сразила странная болезнь. Силы покидали людей, заболевший человек становился равнодушным к собственной судьбе. Любое действие требовало страшных усилий. На коже появились багровые пятна. Распухали и кровоточили дёсны, расшатывались и выпадали зубы. Больные матросы умирали один за другим. Корабельный доктор безнадежно качал головой и называл эту болезнь научным словом «скорбут». Что это за болезнь, каковы её причины? Могли бы вы на месте доктора спасти заболевших?
Ответ: Спасение от скорбута (цинги) – под ногами у больных, в трюме. Чайный лист, и чай, особенно зелёный, содержит значительное количество витамина С.
4 задача. Молодая мама не любила гулять с маленьким сыном. Она укладывала ребенка в комнате, закрывала окна занавесками, чтобы солнечный свет не проникал внутрь, а сама включала телевизор и смотрела любимый сериал. Через некоторое время бабушка заметила,что у малыша деформировалась грудная клетка, на ребрах появились утолщения, ножки стали искривляться. Бабушка настояла на том, чтобы ребенка показать врачу. Какой диагноз поставил врач и какое назначил лечение?
2. Тестовый тренажер
1. Витамины это…
а) минеральные вещества;
б) органические вещества;
в) белки.
2. Авитаминоз – это…
а) переизбыток витамина;
б) недостаток витамина;
в) нормальное содержание витамина
3. К водорастворимым витаминам относятся:
а) С, РР, группы В;
б) D, А, К;
в) только группа В
4. В цитрусовых большом количестве содержится:
а) витамин А;
б) витамин Е;
в) витамин С.
5.Отсутствие какого витамина приводит к заболеванию бери-бери?
а) витамина К;
б) витамина В;
в) витамина С.
6. Переизбыток витаминов вызывает:
а) гипервитамноз;
б) авитаминоз;
в) головокружение
7. Витамины были открыты:
а) Эйкманом;
б) Луниным;
в) Фрунком.
8.Источниками витамина D являются:
а) Жирная рыба, масло, солнечный загар;
б) свежие овощи, фрукты, молоко;
в) водоросли, мясо, яйца.
9 У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении, что может быть причиной?
а) недостаток витамина В;
б) недостаток витамина А;
в) недостаток витамина Е
10.Недостаток витамина С приводит к заболеванию:
а) Цинга;
б) Пеллагра;
в) Рахит.
4. Домашнее задание.
Параграф 51, написать сообщение «Витамины», составить кроссворд.
5. Рефлексия
Что мы сегодня изучали?
Какие новые термины вы сегодня узнали?
Отметьте на полях значком
Круг – понял
Квадрат – понял, но не все
Треугольник – не понял
6. Итог урока