коммуникативные— формулирование собственного мнения, способность слушать мнение других, организация групповой деятельности в сотрудничестве, взаимный контроль и взаимопомощь.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения:беседа, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: - Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! И от этих улыбок мы будем добрыми, счастливыми и здоровыми!
II. Проверка домашнего задания слайд 1
Ученики: самостоятельно работают на листочках. РАБОТА В ПАРАХ
В заимопроверка, выставляют баллы оценивания работы и передают информацию результатов учителю.
- Организация внимания:
слайд 2
Читает стихотворение Полыскалова Александра. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
Не рви цветов, не надо! Их нежный аромат Наполнил воздух сада, Они так красят сад! Ведь у тебя, малютка, Есть дома много роз... А здесь вот незабудка, Вот ландыш, полный слез, Левкой, такой душистый, Горошек, резеда, Ромашки серебристой Пахучая гряда, И с нивы занесенный Прелестный василек, И мак, кичливо-сонный, И белый - белый дрок. Не рви цветов, не надо! Их нежный аромат Наполнил воздух сада, Они так красят сад!
слайд 3
«На высоком холме стоит вишневый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены пять зеленых зубцов, а во втором – пять больших белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки.» Что это за замок?
Ребята, о чем это стихотворение и загадка? Значит, что мы будем изучать сегодня на уроке, какая тема урока? (Цветы)
А что мы должны узнать о цветах?
III. Актуализация материала:
У читель: У нас сегодня необычный урок – это урок биологии.
слайд 4
Учитель:Прежде, чем перейдем к нашей новой теме давайте еще раз вспомним: 1.Что такое орган?
2.Какие органы цветкового растения вам известны?
3.Назовите вегетативные органы.
4.Что называется побегом?
5.Назовите генеративные органы
Ученики: 1. (Часть тела, выполняющая определенную функцию)
2. (Вегетативные, генеративные)
3. (Корень, побег)
4.(Стебель с расположенными на нем листьями и почками)
5.(Цветок, плод, семя)
Учитель: Почему корень, стебель, листья относят к вегетативным органам, а цветок к генеративным?
Ученики:Корень, стебель, листья – это органы питания, а главная функция цветка – размножение.
Учитель:Давайте попробуем сформулировать задачи нашего урока.
У ченики:пытаются сформулировать задачи урока.
слайд 5
Учитель:Сегодня мы узнаем о том, какое строение имеет цветок, какую роль он играет в жизни растений, а также познакомимся с мифами и легендами народов мира о цветах.
с лайд 6
Учитель:Цветы возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И все же при виде цветов мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов.
- Цветы – удивительнейшее лекарство для души. Нельзя не согласиться с великим сказочником Гансом Христианом Андерсеном: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”.
А что такое Цветок? Найдите ответ в учебнике слайд 7 инет (1.00– 1.05)
IV. Изучение нового материала:
Учитель:Рассмотрите на фотографии цветки , гербарии на столах, цветущие растения и скажите, что у них общего и в чем различие. (НА СТОЛАХ ФОТО ЦВЕТОВ, КАРТИНКИ)
Ученики:Опираясь на предыдущие знания, дети отвечают, что у всех цветков есть венчик и чашечка, тычинки и пестик. Цветки различаются формой, окраской, размерами.
У читель:Давайте более подробно изучим строение цветка. Для этого зарисуйте схему цветка и, используя рисунки, текст учебника, подпишите части цветка. слайд 8 РАБОТА В ГРУППАХ
Ученики:учащиеся выполняют работу в рабочих тетрадях. РАСПЕЧАТАТЬ СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА Р/Т
Учитель: После того, как дети выполнили работу, проверяем правильность выполнения задания. Обращаем внимание на то, что цветок – это укороченный видоизмененный побег. (Проверка на слайд 9)
Инет 1.05 – 1.52
У читель: Отгадайте загадку. Подумайте, какую роль выполняет околоцветник?слайд 10
Учащиеся: Защита внутренних частей и привлечение насекомых.
Учитель: Из чего он состоит?
Учащиеся: Из лепестков и чашелистиков.
Учитель:Посмотрите на слайд и скажите, чем отличаются околоцветники изображенных цветков? Прочитав текст «Околоцветник двойной и простой» дайте понятие простого и двойного околоцветника. Запишите определения в своих тетрадях.
слайд 11
Учащиеся: Работают с книгой, записывают определения.
Инет 1.52-3.30
Физминутка
А сейчас мы проведём упражнение на снятие мышечного напряжения.
1.Сядьте на корточки.
2.Опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастают прекрасные цветы.
3.Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко.
4.Из семечка проклюнулся росток и из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны.
5.Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.
6.Поднимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из- под опущенных век, улыбнитесь медленно поворачивая голову влево и вправо.
Учитель:Рассматриваем следующий слайд 12. (Дается понятие правильного и неправильного цветка с оформлением схемы в тетради.)
Инет 3.30-4.10
Учитель: Какое строение имеют пестик и тычинка?
Учащиеся: Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника с пыльцой. Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи. В завязи находятся семязачатки.
Учитель: Почему их называют главными частями цветка?
Учащиеся: Тычинка и пестик участвуют в размножении.
Учитель: Какая часть будет являться мужской, а какая – женской? С помощью каких символов их обозначают?
( Вспоминаем, что женские органы обозначают знаком Венеры, а мужские – знаком Марса.)
У чащиеся: Тычинки –это мужские органы. Пестик – это женский орган.
слайд 13
Инет 4.10-4.30
У читель:Отгадайте загадку . слайд 14
Учащиеся:Обсуждают , почему цветок не образовал плода.
Учащиеся:Рассматривая схемы на слайде, дети формулируют определения обоеполых и однополых цветков, находят отличия.
слайд 15
ИНЕТ 4.30- 5.00
Учащиеся:Рассматриваем схемы на следующем слайде. С помощью текста учебника учащиеся дают определения однодомным и двудомным растениям, зарисовывают схемы в тетради.
Учитель:Подумайте, где могут нам пригодиться знания об однодомных и двудомных растениях?
Учащиеся:При озеленении улиц тополями, выращивании в саду актинидии, облепихи, выращивании тыквенных растений.
Учащиеся:Используя символы и прочитав материал учебника дети самостоятельно составляют формулу цветка вишни.
с лайд 17
V Закрепление слайд 18
1 . Учащиеся:Работа с тестовыми заданиями.
2 . Учащиеся:Называют по очереди части цветка и называют их функции.
слайд 19
3.Учитель:Переставьте или добавьте вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей цветка.
с лайд 20
V Выводы
У читель биологии: Ребята, мы очень много нового и интересного узнали о цветке на сегодняшнем уроке. Какое значение имеет цветок в природе и жизни человека?
Учащиеся: самостоятельно
формируют выводы урока.
Рефлексия
- Какое настроение вызвал у вас урок?
Продолжите, пожалуйста, предложение:
Достигли ли вы поставленной цели урока? В какой степени?
Что узнали нового на уроке?
Что вас удивило?
(высказывания детей).
Оцените свое самочувствие на уроке:
Синий лепесток-урок понравился, мне все было понятно,
Белый лепесток – урок не очень понравился, многое было не понятно,
Красный лепесток – трудно определиться, понравился урок или нет.
Учитель:Подводит итоги урока и выставляет текущие оценки.