Открытый урок по биологии
Класс 8 б
Тема урока «Слуховой анализатор»
Тип урока – урок изучения нового
Цель урока (для учителя): способствовать формированию и развитию образовательных компетенций учащихся.
Задачи:
Образовательные:
- создание условий для формирования и развития основных образовательных компетенций ученика, показать строение и роль слухового анализатора в связи организма с окружающей средой
Развивающие:
- способствовать развитию научного мышления, развитию умений анализировать информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументируя свою точку зрения; устанавливать причинно-следственные связи;
- способствовать развитию коммуникативных навыков;
- содействовать формированию умения интегрировать материал разных учебных предметов (анатомия, физиология и гигиена человека, физика, музыка, литература и т.д.).
Воспитательные:
- формировать культуру умственного труда
- формирование сознательной дисциплины на уроке, основанной на интересе к предмету, уважении мнения товарища, взаимопомощи;
- способствовать формированию навыков бережного отношения к своему здоровью на основе знаний о профилактике нарушений слуха, о вредном воздействии шума на организм человека.
Развивающие:
- формирование ценностных ориентиров учеников, их способности видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение;
- формирование навыков деятельности по отношению к информации окружающего мира;
- формирование способов физического, интеллектуального саморазвития;
- формирование основ личной гигиены, заботы о собственном здоровье.
Цель урока (для обучающихся): выяснить устройство и функции слухового анализатора, правила гигиены слуха.
Задачи:
Образовательные:
- рассмотреть строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха, выяснить суть работы слуховых рецепторов и слухового анализатора в целом;
- продолжить формирование понятия анализатор;
- выяснить причины нарушений работы слухового анализатора, сформулировать и обосновать правила гигиены слуха;
Развивающие:
- развивать умения анализировать информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументируя свою точку зрения; устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать навыки общения;
- развивать умение интегрировать материал разных учебных предметов (анатомия, физиология и гигиена человека, физика, музыка, литература и т.д.).
Воспитательные:
- формировать культуру умственного труда
- формировать сознательную дисциплину на уроке, основанную на интересе к предмету, уважении мнения товарищей, взаимопомощи;
- учиться бережному отношению к своему здоровью на основе знаний о профилактике нарушений слуха, о вредном воздействии шума на организм человека.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: обучающиеся должны знать значение слуха в жизни человека, различие в понятиях «орган слуха» и «слуховой анализатор», особенности строения и функции наружного, среднего и внутреннего уха; как преобразуется звуковая волна в наружном, среднем и внутреннем ухе; иметь понятие о причинах нарушений работы слухового анализатора, мерах профилактики. Обучающиеся должны уметь пользоваться терминологией, объяснять связь строения с выполняемыми функциями.
Метапредметные:
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, умение отделять главное от второстепенного, поиск и выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Коммуникативные: умение слушать учителя, строить эффективное взаимодействие со сверстниками при выполнении заданий.
Личностные: формирование познавательных интересов, личностного отношения к изучению материала, готовность делать осознанный выбор в отношении собственного здоровья.
Основные понятия: наружное ухо: ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка; среднее ухо: слуховые косточки, слуховая труба, перепонка овального и круглого окна; внутреннее ухо: костный лабиринт, перепончатый лабиринт, улитка, рецепторы слуха; воспаление среднего уха, тугоухость.
Технологии: ИКТ, элементы ТРКМ, технологии сотрудничества и коммуникативного обучения, здоровьесберегающие технологии.
Формы групповая и фронтальная форма работы учащихся.
Методы обучения: метод самостоятельной работы с текстом, метод индивидуальной творческой работы, метод эвристической беседы.
Оборудование: проектор, презентация; учебник М.Б.Жемчугова, Н.И.Романова, биология 8 класс (М.: Русское слово.2017); дидактический материал: рабочие листы, карточки-схемы, карточки с заданиями для закрепления, видеоматериал «Строение слухового анализатора», музыкальные отрывки из произведений Бетховена «Лунная соната».
Учебно-познавательная деятельность
Этапы урока (время) | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося |
Организация начала урока (3 минуты) | Приветствие учащихся, проверка готовности, эмоциональный настрой | Проверка готовности к уроку |
Актуализация опорных знаний (подготовка к усвоению нового материала) (5 минут) | Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала, задавая вопросы: (звучит отрывок из произведений Бетховена) - Что мы слышим? - Что такое музыка? - Что такое звук с точки зрения физики? - А можем ли мы увидеть звук? - В какой среде звук распространяется быстрее? В твёрдой, жидкой или воздушной? Мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. - Какой вопрос мы сегодня будем рассматривать на уроке? Какова цель нашего урока? Цель (уточнение): выяснить строение и принципы работы слухового анализатора. Знакомит с рабочими листами, напоминает принцип работы. - Что такое анализатор? Каковы его части? | Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников; формулируют (уточняют) цель урока, задачи; строят высказывания, устанавливают причинно-следственные связи Предполагаемые ответы: - Мы слышим музыку. Музыка – это звуки. Звук (с точки зрения физики) – механические упругие волны, которые распространяются в разных средах. Быстрее звук проходит в твёрдой среде. Формулируют тему, цель урока - знакомство с органом слуха, выяснение механизма его работы, правил сохранения хорошего слуха. Работают в парах по заполнению схемы «Строение анализатора» в рабочих листах. |
Открытие и усвоение новых знаний (10 минут) | Задача: изучить строение органа слуха. Для её решения предлагаю заполнить таблицу на рабочих листах. Для выполнения задания необходимо воспользоваться текстом учебника (стр.296, п. 54); распределяет по рядам (наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо) – время на выполнение 5 минут. Во время ответов (при необходимости корректирует, добавляет, подводит к правильному ответу) После заполнения строки по строению и функциям наружного уха предлагает вопрос: Кого называют «копошей»? Предлагает учащемуся сделать небольшое сообщение по этой теме (даётся заранее) Физкультминутка: на раковине находится много активных точек, которые связаны с различными органами человека. Для их активизации рекомендуется делать массаж. Что мы с вами сейчас и сделаем. 1. Пальчиками помассируйте мочки ушей. Массируем сразу оба уха. 2. Прижмите уши, не напрягаясь и резко отпустите. Делаем так 5-6 раз. При проверке информации по среднему уху предлагает провести самонаблюдение. Зажмите нос, закройте рот, сделайте глотательное движение. Что ощущаете? Ощущается толчок в барабанной перепонке. При глотании захватывается немного воздуха из носоглотки от чего в ней понижается давление. Евстахиева труба открывается и воздух устремляется из среднего уха в носоглотку, и барабанная перепонка втягивается внутрь полости среднего уха. Резкие изменения внешнего давления вызывают прогиб барабанной перепонки и даже могут порвать её. | - Ищут и отбирают необходимую информацию, начинают заполнение таблицы (свою строку). По мере ответов одноклассников, проверяют корректируют содержимое таблицы; анализируют полученные данные, устанавливают причинно-следственные связи, сравнивают, строят высказывания. - Сообщение учащегося о копоушках - Выполняют самомассаж ушных раковин - Проводят самонаблюдение |
Первичная проверка понимания нового материала. (15 минут) | Предлагает видеоролик о устройстве и работе слухового анализатора и предлагает выполнить схему «Передача звуковой волны» (в паре). Одному из учащихся предлагается выполнить её на доске. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выбору способа действия при работе с информацией. Решение проблемных задач: работа в парах (применение полученных знаний в практической деятельности) - Как сохранить наш слух? Предлагается заполнить фишбоун, используя текст учебника (стр.298, «Гигиена слуха») Устанавливает осознанность восприятия материала, организует первичное обобщение, побуждает к высказыванию собственного мнения. Подводит к выводу о необходимости соблюдения гигиены органа слуха | Просматривают видеоролик и составляют схему из предложенных элементов. Соотносят с правильным ответом, корректируют. Применяют полученные знания в новых ситуациях, объясняют с точки зрения полученной и усвоенной информации, знаний из других областей науки. Принимают мнение одноклассников: соглашаются или корректно оспаривают услышанное. Поиск необходимой информации, преобразование её в графическую форму; установление причинно-следственных связей. |
Закрепление новых знаний. (3 минуты) | Предлагает выполнить работу на закрепление полученных знаний (блиц –опрос) | Выполняют тестовое задание «Выбери верное суждение» |
Подведение итогов урока (3 минуты) | - Что нового мы сегодня узнали на уроке? Орган слуха, слуховой анализатор нужен нам для восприятия и анализа звуковой информации. «Самая большая роскошь на Земле – роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент Экзюпери). Спасибо за работу. Не забудьте в рабочих листах поставить смайлик, отображающий ваши ощущения после урока. | Ответы обучающихся. Высказывание мнения об уроке. Заполнение рабочих листов. |
Информация о домашнем задании (2 минуты) | Даёт пояснения по подготовке домашнего задания: п.54, повторить строение слухового анализатора, правила гигиены слуха; закончить работу в рабочих листах. Задание дополнительное (для желающих): Ухоиглотерапия в нашей жизни. Ототопика – что это? Гимнастика для ушей Составить кроссворд «Слуховой анализатор» | Фиксируют домашнее задание. При необходимости задают уточняющие вопросы. Сдают рабочие листы. |
| | |