Этапы урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент (1 мин.) | У. приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. | Уч-ся занимают рабочие места, психологически настраиваются на работу. |
Подготовка учащихся к активному усвоению знаний, предъявление учебных задач (5 мин.) | У. проводит биологическую разминку с целью актуализации знаний, которые послужат опорой для освоения нового материала. Задания биологической разминки 1. Из группы понятий исключить лишнее и объяснить, почему это понятие лишнее. Слайд 1 (Ответы:1 – лишнее понятие «хлоропласты», т.к. этот органоид имеют только клетки растений; 2 – нервная ткань, т.к.это вид ткани животных; 3 – корень, т.к. другие понятия обозначают части органа растения «побег») 2. Из предложенных понятий выстроить цепочку: орган, клетка, системы органов, ткань и подобрать соответствующее определение. Слайд 2 У. организует выход на тему урока Слайд 3 У. предъявляет учебные задачи (цели, поставленные для ученика, в виде задач сообщаются учащимся, поэтому ребёнок, не являясь субъектом целеполагания, становится субъектом целеосуществления) Слайд 4 | Уч-ся выполняют задания биологической разминки, принимают участие в обсуждении ответов. Уч-ся оказываются в ситуации недостаточности знаний и выходят на тему урока. Записывают тему урока в тетрадь. Уч-ся слушают и осмысливают учебные задачи урока. |
Изучение нового материала (решение учебных задач) (23 мин.) | У. организует работу групп: - на начало работы мальчиков распределяет по группам в качестве командиров (подчёркивает значимость и ответственность данной роли); - объясняет обязанность командира - следить за соблюдением правил, организовывать работу группы и обязанность секретаря, которого выбирает командир, - фиксировать предложения, идеи, делать записи всёго того, что обсудит и решит группа. - оглашает правила работы в группе, вывешивает на доску, раздаёт командирам (Приложение 1). - сообщает, как будет оцениваться работа на уроке (за работу группе после представления результатов выставляется общая отметка, индивидуальные отметки члены группы определяют сами в зависимости от участия в работе по выполнению задания, но не выше общей). | Мальчики 5-ой группы пересаживаются в 1-4 группы. Уч-ся определяют свою роль в группе. Командир группы выбирает секретаря. Уч-ся вспоминают правила работы в группах. Уч-ся задают уточняющие вопросы по организации работы. |
| У. организует выполнение учащимися заданий по решению учебных задач - информирует учащихся о системах органов животных и порядке их изучения на уроке («Органы в организме многоклеточных животных образуют системы органов: пищеварительную, дыхательную, кровеносную, выделительную, опорно-двигательную, нервную, эндокринную, половую. Сегодня на уроке мы рассмотрим такие системы органов как пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная. Каждая группа будет самостоятельно работать над изучением одной из систем органов, а потом результаты своей работы представит всем остальным). Слайд 5 - даёт информацию об условном обозначении систем органов на схематических рисунках цветом, на стол ставит цветовой символ системы органов, которую группа будет изучать; | Уч-ся слушают учителя и готовятся к работе. Уч-ся узнают над изучением какой системы органов будут работать. |
| - раздаёт задания (Приложение 2 ); Слайды 7, 10, 13, 16 - консультирует учащихся по выполнению заданий; - контролирует время выполнения заданий; | Каждая группа получает распечатку слайда с заданием. Командиры организуют работу по выполнению заданий и наблюдают за активностью членов группы. Уч-ся по группам в течение 7-10 мин. выполняют задания. |
| - помогает учащимся, работающим у интерактивной доски; - даёт пояснения по работе с таблицей «Системы органов животных» ((Приложение 3) сведения во вторую графу заносятся учащимися дома) - организует фронтальную работу по определению функций изучаемых систем органов (Приложение 4) | 1-2 ученика от группы переносят выполненное задание на интерактивную доску (перемещение объектов пальцем). Слайды (ИД) 1-4 (Приложение 5) (Соответствуют слайдам PowerPoint 6, 9, 12, 15) Во время выполнения представителями групп заданий на интерактивной доске остальные учащиеся в тетрадь перечерчивают таблицу и заполняют первую графу (карточка); выбирают из предложенного перечня функции рассматриваемых систем органов и записывают их в третью графу таблицы (карточки). |
| У. организует афиширование результатов работы групп. - перед тем как группа начнёт представлять на ИД выполненное задание, на слайде презентации демонстрирует само задание; - слушает учащихся; - предъявляет на слайде презентации PowerPoint образец выполненного задания; Пищеварительная система – Слайды 6, 7 Дыхательная система – Слайды 9, 10 Выделительная система – Слайды 12, 13 Кровеносная система – Слайды 15, 16 - привлекает учащихся других групп к оценке представленных результатов работы; - оценивает результаты работы групп, выставляет группе общую отметку; - организует решение учащимися биологических задач (после ознакомления с пищеварительной и выделительной системами); Слайды 8, 14 - знакомит учащихся с дополнительной занимательной информацией: рубрика «Это интересно знать» (после ознакомления с выделительной системой). Слайд 11 | Группы представляют выполненные на интерактивной доске задания (изменения сохраняются), дают ответы на вопросы, если они были предусмотрены заданием. Слайды (ИД) 1-4 Уч-ся других групп оценивают по образцу полноту и правильность выполнения задания. Уч-ся отвечают на вопросы, обсуждают ответы, вносят дополнения. Уч-ся слушают дополнительную информацию, задают вопросы. |
Первичное закрепление и обобщение материала (6 мин.) | У. организует подведение итогов работы - предлагает выполнить задание: сконструировать предложение из словосочетаний и фраз, которое является выводом о взаимосвязи органов, образующих систему, между собой в связи с выполняемой функцией; Слайд 17 - задаёт вопрос: «В чём проявляется взаимосвязь между строением систем органов и выполняемыми функциями?» Слайды (ИД) 1-4 или Слайды 7,10,13,16 | Уч-ся из предложенных словосочетаний составляют вывод и озвучивают варианты, делают запись в тетради (при наличии времени). Уч-ся отвечают на данный вопрос по каждой из изученных систем органов. |
Рефлексия учащихся (3 мин.) | У. задаёт вопросы рефлексии Решены ли нами учебные задачи, поставленные в начале урока? (Гиперссылка на Слайд 4) Какие способы решения учебных задач были наиболее интересными и помогли понять, запомнить материал темы, научиться чему-то? Как вы оцениваете работу своей группы (отношения в группе, активность членов группы при выполнении задания)? Слайд 18 | Уч-ся отвечают на вопросы рефлексии (один из группы озвучивает коллективное мнение или высказываются индивидуально по желанию). |
Оценка деятельности на уроке (1 мин.) | Даёт общую оценку работе учащихся на уроке. | Командир согласовывает отметки членам группы в зависимости от активности в работе. Секретарь записывает отметки на листе и после урока передаёт его учителю. |
Домашнее задание (1 мин.) | У. задаёт и комментирует домашнее задание. - Параграф 7, с. 46-47, заполнить вторую графу таблицы. - Дополнительное задание (самостоятельная работа по желанию учащихся): подобрать информацию об изученных системах органов к рубрике «Это интересно знать». Слайд 19 | Уч-ся записывают д/з в дневники, задают уточняющие вопросы. |