kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Многообразие пресмыкающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка на урок по теме: "Многообразие пресмыкающихся". Цель урока: изучение многообразия пресмыкающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Многообразие пресмыкающихся.»

Урок «Многообразие пресмыкающихся»

Цель: изучить многообразие пресмыкающихся.

Задачи:

Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение многообразия пресмыкающихся.

Развивающая: формирование умений работать с текстом учебника, дополнительной литературы; навык распознавания представителей разных отрядов пресмыкающихся; навык оказания первой помощи при укусе ядовитой змеей.

Воспитательная:  умения работать индивидуально и в парах, воспитание бережного отношения и любви к природе, воспитание положительной мотивации учения.

Предполагаемые результаты:

Предметные: учащиеся знакомятся с характеристикой отрядов и их представителями.

Личностные: учатся определять по внешнему виду и особенностям жизнедеятельности к какому отряду относится животное, осваивают приемы первой помощи при укусе змеи.

Метапредметные:

Познавательные: развитие умений работать с текстом, иллюстрациями, таблицами, анализировать, сравнивать, обобщать, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу).

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, формулировать вопросы и отвечать на них.

Регулятивные: формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, цель учебной деятельности, выдвигать версии, оценивать результат своего труда и исправлять ошибки самостоятельно.

Оборудование: медиапроектор, экран, раздаточный дидактический материал, презентация.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

1.Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Кого нет? К уроку мы готовы, у всех на столах (учебник, тетрадь, пенал, дневник). Садитесь.

2.Актуализация опорных знаний и умений учащихся, мотивация учебной деятельности.

Давайте вспомним, какой класс животных мы с вами изучаем? (класс пресмыкающиеся)

Опрос учащихся.

Почему изучаемый класс получил название Пресмыкающиеся? (Короткие конечности, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землей и оно волочится по земле).

Где обитают пресмыкающиеся? (леса, овраги, места, хорошо прогреваемые солнцем).

Ребята на примере какого представителя мы рассматривали этот класс? (Яшерица)

Работа у доски (1слайд презентации)

1. Расскажите внешнее строение пресмыкающихся на примере ящерицы. (тело ящерицы состоит из следующих отделов: это голова, туловище, хвост, передние и задние конечности. Снаружи тело покрыто плотной сухой кожей, в которой развиваются роговые чешуйки и щитки. В коже нет желез, это предохраняет от потери влаги. На голове: пара ноздрей, рот, глаза, барабанные перепонки.)

2. В чем особенности строения скелета пресмыкающихся? (череп, позвоночник из пяти отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой отдел позвоночника; пояс передних конечностей, пояс задних конечностей, плечо, предплечье, кисть, бедро, голень, стопа. К туловищным позвонкам причленяются ребра, что образует грудную клетку. Она предохраняет внутренние органы от повреждений и участвует в механизме дыхания: расширяется при вдохе и спадает при выдохе).

3. Вспомните пищеварительную систему пресмыкающихся. (Питается насекомыми и червями. Пища смачивается слюной в ротовой полости. Через глотку, по пищеводу в желудок. Переваривание пищи происходит в большом желудке. Окончательное пищеварение - в тонком отделе кишечника. Непереваренные остатки пищи поступают в клоаку, а из нее наружу.)

3. Новая тема. Давайте посмотрим на слайд.

Назовите изображенных на слайде животных. Что объединяет всех этих животных, похожи они на нашу ящерицу, какой можно сделать вывод (они относятся к одному классу) Классу Пресмыкающихся.

Мы видим много разных животных, это разные отряды, которые относятся к одному классу. Как будет называться тема нашего урока?


Тема урока: МНОГООБРАЗИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ.

Запишем тему урока.

Таким образом, мы должны изучить особенности строения и жизнедеятельности животных каждого отряда класса Пресмыкающихся и познакомиться с их представителями. Мы будем изучать отряды, представленные на слайде.

За работу на уроке я буду вас оценивать. Критерии оценивания следующие:

активность устных ответов, полностью грамотно заполненная таблица. И выполнение самостоятельной работы.

Ребята, мы сегодня с вами будем герпетологами. Так называют специалистов по изучению рептилий.

Мы будем работать в парах. Обратите внимание, у вас на столах лежат листочки с таблицей. Время выполнения задания 6 минут. За это время вы читаете дополнительную информацию и учебник (п.42). И заполняете в таблице свой отряд, который указан в таблице, после этого мы сверяем таблицу друг с другом, обмениваемся информацией и составляем полную таблицу.

Идет работа в парах.

А теперь зоологическая ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Она очень короткая, шуточная, но вы должны вспомнить разницу между земноводными и пресмыкающимися.

(если речь идет о земноводных – наклон вперед, о пресмыкающихся – хлопок над головой)

З: кожа голая, тонкая (наклон вперед)

П: кожа имеет роговые чешуйки (хлопок)

З: в скелете нет ребер (наклон вперед)

П: оплодотворение внутреннее (хлопок)

З: оплодотворение наружное (наклон вперед)

П: Сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке (хлопок)

П: Крупный передний мозг (хлопок)

П: Откладывают яйца (хлопок)

Молодцы!

Давайте обсудим, что у вас получилось.

Сейчас мы проговариваем и сверяем ответы с правильными, составляем полную таблицу. (параллельно высвечиваю на слайде). Итак, отряд Чешуйчатые….

Давайте сверим, все правильно, все записываем.

Таблица: «Многообразие пресмыкающихся».







План

характеристики

Класс Пресмыкающиеся

Отряд Чешуйчатые

Отряд Крокодилы

Отряд Черепахи

Отряд Клювоголовые

Подотряд Ящерицы

Подотряд Змеи

Численность

3300

2700

21

200

1

Покров тела

Мелкая роговая чешуя.

Мелкая роговая чешуя.

Крупные роговые щитки.

Жесткий костный панцирь, мелкая роговая чешуя.

Мелкая роговая чешуя, гребень, гребень из пластинок.

Зубы

Мелкие, конические.

Острые и тонкие.

У ядовитых змей – крупные острые, загнутые назад ядовитые зубы.

Крупные, конические, в ячейках.

Отсутствуют.

Мелкие, конические.

Строение конечностей

Две пары, пятипалые.

Или отсутствуют.

Отсутствуют.

Две пары, на передних – пять пальцев, на задних – четыре, перепонки.

Две пары, у морских – ласты.

Две пары, пятипалые.

Особенность представителей


Могут отбрасывать хвост.

Веки срослись, немигающий взгляд.

Длинная морда.

Могут прятаться в панцирь.

Третий глаз.

Самый крупный представитель

Комодский варан 3м.

Сетчатый питон. Анаконда.

6-10 м.

Гребнистый крокодил. 7м.

Слоновая черепаха.

Зеленая суповая черепаха.

150 см. 400 кг.

Гаттерия 76 см.




















Заполняя таблицу, вы увидели, что некоторые пресмыкающиеся достаточно опасны для здоровья и даже жизни человека. Так некоторые змеи очень ядовиты, поэтому их укус опасен для человека. Например, это кобры и гадюки. При укусе яд змей выходит из специального зуба. Яд нужен змеям для того, чтобы убивать свою добычу, а также, чтобы защитить себя от нападения. Представьте, что вы путешествуете, и вас укусила змея. А вы находитесь далеко от цивилизации, от больниц и вы можете не успеть. И действовать нужно очень быстро…

Не менее опасен крокодил. Это хищник, который может напасть на человека…

Варан…

Анаконда…

Но с другой стороны, изучив характер и повадки животных, человек очень часто какие-то качества людей сравнивает с животными, например, неуклюжий как медведь, хитрая, как лиса, трусливый, как заяц. А какие качества в человеке можно сравнить с пресмыкающимися? Например, медлительного человека называют? (черепахой), а человек, который без конца меняет свое мнение, двуличный? (хамелеон). Да, даже есть такой рассказ у Чехова «Хамелеон», где главный герой за несколько минут шесть раз изменил своё мнение. А еще, какие бывают сравнения? А человек ядовитый, как змея. Вот так биология связана с нашей обычной жизнью.

А теперь мы проверим, как вы усвоили новые знания.

Самостоятельная работа. Ученик читает задание (По предложенному характерному признаку определите отряд (подотряд) класса Пресмыкающиеся) Раздать листочки.

Костный панцирь – Ч

Роговые щитки – К

Глаза и ноздри на возвышении – К

Веки неподвижные – З

Пищу глотают целиком – З

Втягивают голову и ноги – Ч

Мелкие чешуйки – З или Я

Бывают морскими, сухопутными и пресноводными – Ч

Могут отбрасывать хвост – Я

Есть ядовитые экземпляры – З

Поменяйтесь работами, оцените работу. На слайде вы видите критерии оценивания.

Поставьте оценку:

  • 5-6 правильно – «3»

  • 7-8 правильно – «4»

  • 9-10 правильно – «5»

Оценки за урок. В дневник.


Рефлексия учебной деятельности.

Итак, давайте подведем итоги нашего занятия. Мы сегодня провели большую работу. Вы все хорошо поработали, особенно… Сегодня мы узнали все многообразие нашей природы. Мы изучили отряды пресмыкающихся.

Что вам сегодня особенно понравилось?



Д/з § 4, стр. 202 вопр.3,4.Подготовить дополнительный материал о представителях отрядов класса Пресмыкающиеся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Многообразие пресмыкающихся.

Автор: Медянцева Марина Петровна

Дата: 25.01.2023

Номер свидетельства: 624082

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "многообразие пресмыкающихся "
    ["seo_title"] => string(36) "mnoghoobraziie-priesmykaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "153965"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421082893"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Разработка урока биологии "Многообразие пресмыкающихся их роль в природе и практическое значение" "
    ["seo_title"] => string(112) "razrabotka-uroka-biologhii-mnoghoobraziie-priesmykaiushchikhsia-ikh-rol-v-prirodie-i-praktichieskoie-znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "240333"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444996961"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Многообразие и значение рептилий. Обобщение материала по разделу "Класс Пресмыкающиеся". "
    ["seo_title"] => string(104) "mnoghoobraziie-i-znachieniie-rieptilii-obobshchieniie-matieriala-po-razdielu-klass-priesmykaiushchiiesia"
    ["file_id"] => string(6) "125148"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414923075"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Урок по биологии в 7 классе «Многообразие пресмыкающихся : отряды Черепахи и Крокодилы»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_biologii_v_7_klasse_mnogoobrazie_presmykaiushchikhsia_otriady_cherepakhi"
    ["file_id"] => string(6) "528512"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574620578"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) ""Интересные факты о пресмыкающихся""
    ["seo_title"] => string(39) "interesnye_fakty_o_presmykaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "648164"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1711601160"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства