2. Мотивационно-целевой | Предлагаю проблемную ситуацию, которая представляет собой отрывок из стихотворения: Что такое сердце? Камень твёрдый? Яблоко с багрово-красной кожей? Может быть, меж рёбер и аортой Бьётся шар, на шар земной похожий? Так или иначе, всё земное Умещается в его пределы, Потому что нет ему покоя, Потому что до всего ему есть дело. Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока:(Строение и работа сердца). А что для вас сердце? Зачем оно нам нужно? Учащиеся высказывают свои предположения… Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. Действительно, сердце всю жизнь перекачивает кровь из своей левой половины в аорту, из нее в артерии, капилляры, вены, и по двум полым венам возвращает кровь в правую половину (при этом учитель показывает по презентации перемещение крови по сердцу). Здесь все просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само совершенство! Нет другого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но все же оно таит в себе удивительные загадки, нерешенные и по сей день. Какова же цель нашего урока. Учащиеся формулируют цели урока: изучить строение, работу и функции сердца, выяснить взаимосвязь строения сердца и выполняемых им функций, строение сердца и особенности его работы. Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки о «Живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. С 1968 года от Вильяма Гарвея ведёт своё начало научная кардиология – наука о сердце и системе кровообращения. | Учащиеся затрудняются ответить на поставленный вопрос и выдвигают гипотезы, которые не могут обосновать. Учащиеся анализируют результаты исследований ученых о строении сердца и кардиологии –как науки о сердце. | анализ, синтез, сравнение, обобщение (П); – извлечение необходимой информации из текстов (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – подведение под понятие (П); – выполнение пробного учебного действия (Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); |
3. Первичное восприятие и усвоение новых знаний | Объяснение учителя. Познакомимся со строением сердца. И начнем с его местоположения. (Слайд 1 ) Слово «сердце» происходит от слова «середина». Сердце находится между правым и левым легкими и лишь слегка смещено в левую сторону. Верхушка сердца направлена вниз, вперед и немного влево, поэтому удары сердца максимально ощущаются слева от грудины. Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака. Представим его размеры. Задание 1 .Предлагаю работу с учебником с.112, «Строение сердца», верхний абзац. Ответьте на вопросы. 1.Из каких отделов состоит правая и левая части сердца? 2.Какие клапаны находятся между ними? 3.Для чего нужны клапаны? 4.Куда поступает кровь из желудочков и какие клапаны там находятся? Из ваших ответов можно сделать вывод. Кровь движется в одном направлении: из предсердий в желудочки, из желудочков в артерии. Запишем вывод в рабочие тетради. 2. Объяснение учителя. Еще раз рассмотрим строение сердца, используя модель сердца. Обратите внимание, что стенки левого желудочка толще, чем стенки левого желудочка, потому что левый желудочек выполняет большую работу - он выталкивает кровь по большому кругу кровообращения. От него отходит самая крупная артерия – аорта, от правого желудочка - легочная артерия, а к сердцу кровь поступает по венам. 3.Посмотрим видеофрагмент о работе сердца. Вы увидели, что сердце работает постоянно, и днем и ночью, независимо от сознания. Проталкивая около 5 литров крови в минуту, оно обеспечивает кислородом каждую клетку в организме. В среднем сердце совершает около 3 млрд. сокращений. Постановка проблемы: Сердце – удивительный и надёжный мотор, который работает в течение всей жизни (до 10 и более лет) без остановки и «ремонта». Объясните, в чём причина такой неутомимости и работоспособности сердца, его мышц. Пользуясь текстом учебника, дети ищут ответ, а потом вместе с учителем заполняют таблицу. Физкультминутка. А сколько раз сердце сокращается в минуту? Ответы детей. Интересные факты: 1.Различна частота сокращений у детей и взрослых: у детей до года – 100-200 ударов в минуту, в 10 лет – 90, в 20 и старше – 60-70, после 60 лет число сокращений учащается и доходит до 90-95 2.За 70 лет сердце сокращается 2,5 млрд. раз, этой работы достаточно, чтобы поднять ж/д состав на гору Монблан 3.Кровью, которую перекачивает сердце в течение жизни человека, можно наполнить 4375 ж/д цистерн, а если бы сердце перекачивало не кровь, а воду, то из перекаченной им воды за 70 лет можно было бы создать озеро глубиной 2,5 м, шириной 7 км и длиной 10 км. Вы знаете, что любая мышца, сокращаясь, постепенно утомляется, и ей необходим отдых, чтобы восстановить работоспособность. А наше сердце работает круглосуточно, всю жизнь. Возникает проблемный вопрос: Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления? Когда оно отдыхает? (Слайд 2) Задание 3: проработать текст учебника в группах “Сердечный цикл” и заполнить таблицу в рабочей тетради. Вопросы классу: 1.Какова продолжительность всего сердечного цикла? 2.Сколько времени работают предсердия? 3.Сколько времени они отдыхают? 4. Сколько времени работают желудочки? 5. Сколько времени они отдыхают? 6. Какой вывод напрашивается из этих данных? Ответ свяжите с проблемным вопросом. Обсуждаем результаты работы. Постановка проблемного вопроса. С очень давних времен люди пытались познать свой организм, интересовались функциями различных органов и, конечно, работой сердца. Среди ярких имен эпохи Возрождения видное место занимает имя Андрея Везалия – врача, основателя научной анатомии. Будучи придворным врачем в Мадриде, произошло событие, послужившее поводом для суда инквизиции над гениальным анатомом. Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся. Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему же все-таки сокращалось сердце? Как объяснить роковой случай с Везалием? Ответ. Эти факты свидетельствуют о том, что сердце имеет собственный “встроенный” в него механизм, возбуждающий сокращения мышечных волокон. В сердце кроме обычных мышечных волокон есть скопления клеток и другого типа. Эти уклейки очень возбудимы. Их особенность заключается в том, что они обладают автоматизмом, т.е. возбуждение возникает в них самих, а не приходит из других участков нервной системы. В сердце есть два участка скопления клеток, или, их называют узлами: одно – в правом предсердии, у места впадения верхней полой вены (синоатриальный узел), другое – в том же предсердии, но у перегородки, отделяющей предсердие от желудочка (атриовентрикулярный узел). Задание 4 Какими же особенностями обладает сердечная мышца? (Работа с учебником на с. 112) «Особенности сердечной мышцы». Записать определение «автоматия» сердца. Учитель: Наверняка, каждый из вас обращал внимание на то, как сильно бьется сердце, когда волнуешься, недаром есть выражения – “сердце готово выпрыгнуть из груди”, “от страха сердце в пятки убежало”, “бешено бьется сердце” и др. Проблемный вопрос: Что происходит с сердцем? Почему оно ведет себя по-разному? Задание 5 Какие способы регуляции деятельности организма знаете? Нервная и гуморальная регуляция оказывают влияние и на работу сердца. (Учащиеся читают раздел учебника «Регуляция работы сердца). Затем по схеме на слайде 11 объясняют, как осуществляется нервная и гуморальная регуляция Задание 6. Обобщить все выводы и дать ответ на главный проблемный вопрос. Посмотрим видеофрагмент о регуляции работы сердца. Учитель. Ребята! Приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Что чувствует Дима, Денис, Вася? Да, бьются ваши сердца. Такие как ваши кулачки. Иногда человеку говорят: «У тебя доброе сердце». Что значит доброе сердце? А слышали, как говорят? «Сердце болит, ноет». Вспомните, а болело ли оно у вас? Наши сердца настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Сердце наш советник, а иногда и приказчик. Когда вы спокойны – оно бьётся ровно, когда вы соритесь – учащённо и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: ОСТАНОВИСЬ, успокойся, не злись. «Прости», - просит оно. Задание 7. Задача: Работа в группах. Представьте ритмичную работу сердца 80-летнего человека и, исходя из продолжительности фаз сердечного цикла, определите, сколько лет из 80 у него: а) отдыхали мышцы желудочков сердца; б) отдыхали мышцы предсердий; в) были закрыты створчатые клапаны; г) были закрыты полулунные клапаны. (Ответы:50 лет, 70, 30, 50) Среди многочисленных факторов окружающей среды очень плохо влияют на сердце никотин и алкоголь. Отрицательно влияют на сердце не только эти вещества, но больно ранят сердце грубые слова, зло, несправедливость. И как положительно сказывается на сердце доброе слово, улыбка, хорошее настроение, чуткое внимательное отношение, т.е. положительные эмоции. Сердце – это особенный орган. Во все века оно было в почете у поэтов, сколько стихов и песен сложено о нем. Вспомните, какими эпитетами награждают сердце: беспокойное, трепетное, благородное, бесстрашное, чистое, храброе, чуткое, щедрое, нежное, доброе человеческое сердце. И уж совсем на особом пьедестале находится сердце матери – безгранично доброе и любящее, всепрощающее. Учащиеся формулируют итоги урока: что узнали нового, какие выводы сделали. | Работа с учебником, учащиеся изучают строение сердца (учащиеся приходят к выводу, что сердце в течении всей жизни перекачивает кровь, в чем проявляется связь строения и функции выполняемом органом). Учащиеся выдвигают гипотезы? Заполняют таблицей. . Учащиеся из заполненной таблицы делают вывод, что такое сердечный цикл Учащиеся выявляют что такое сердечный ритм. Учащиеся должны вспомнить материал о. том что в природе нет вечных двигателей, почему сердце работает «без отдыха» в течении всей жизни. Учащиеся выдвигают гипотезы, как регулируется работа сердца, что представляет сердечный цикл. Выявляют что такое автоматия сердца. Решение практической задачи. Вспоминают о вредном влиянии вредных привычек на здоровье человека. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение(П); – подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной информации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной информации (П); – подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной информации (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной информации (П); – подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной информации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной информации (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); |