«Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»
Утверждаю:
Директор ЧТПрИС
________________М.Н. Балабанова
«____»_________________2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
по специальности среднего профессионального образования
23.01.09 Машинист локомотива
Квалификация:
Слесарь по ремонту подвижного состава
Помощник машиниста тепловоза
Форма обучения: очная
Срок получения СПО по ППКРС 3 года 10 месяцев
на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального
образования: технический
Черемхово, 2021
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций – М.,2015, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО»
Разработчик:
Козлова Екатерина Александровна-преподаватель
Рассмотрена и одобрена на заседании
методической комиссии преподавателей
общеобразовательных дисциплин
Протокол № 10
от «25» июня 2021 г.
Председатель МК________Н.С. Именных
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
9
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
биология
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.09 Машинист локомотива. Программа учебной дисциплины предназначена для изучения биологии в образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных итворческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен:
знать/понимать:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов
самостоятельная работа обучающихся 18 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
лабораторные занятия
2
практические занятия
5
контрольные работы
2
зачеты
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
работа с учебником,
решение задач и упражнений,
работа с тестами,
составление конспекта,
заполнение таблиц,
тематический диктант.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология
Наименование разделов и тем
№ урока
Содержание учебного материала
Объем часов
Уровень освоения
Домашнее задание
Введение
1
Краткая история развития биологии.
2
1
В. И Сивоглазов и др.
Биология.
Введение стр. 4.5§ 1
2
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Методы биологии.
§1,ответить на вопросы
Тема 1.
Содержание учебного материала
9
Учение о клетке
3
1.1
История изучения клетки. Клеточная теория.
1
Гл. 2 § 1, ответить на вопросы.
4
1.2
Химический состав клетки
1
§ 2
5
1.3.
Неорганические вещества клетки. Вода, минеральные соли.
1
§ 3, ответить на вопросы, приготовить сообщение.
6
1.4
Органические вещества клетки. Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
1
§ 4,§ 5§ 6 ответить на вопросы
7
1.5.
Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты.
1
§ 7, 9, ответить на вопросы, зарисовать.
8
1.6
Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение.
2
§ 9, § 11приготовить доклад
9
1.7
Лабораторная работа №1Работа с микроскопом: изучение строения клетки. Органоиды клетки, характеристика и значение.
2
§ 7,§ 8
10
1.8
Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.
1
Гл. 3§ 2, § 3ответить на вопросы.
11
1.9
Практическая работа № 1 Сравнение строения клеток растений и животных
1
Гл. 2 § 10
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником, работа с тестами, составление таблицы, работа с тестами, с дополнительной литературой, практическая работа.
5
Тема 2.
Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Содержание учебного материала
4
12
2.1
Организм – единое целое. Многообразие организмов.
1
Гл. 3§ 1
13
2.2
Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение.
1
§ 5, ответить на вопросы
14
2.3
Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
1
Гл. 3 § 6 § 7, ответить на вопросы.
15
2.4
Практическая работа № 2 Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства
1
Гл. 3§ 8
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником, работа с тестами, составление таблицы, работа с тестами, с дополнительной литературой, практическая работа.
6
Тема 3.
Основы генетики и селекции
Содержание учебного материала
16
3.1
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики.
Практическая работа № 3 Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.
2
20
3.5
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов.
2
§ 13
21
3.6
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные заболевания..
1
§ 14 § 15
1
Решить задачу.
22
3.7
Виды изменчивости: модификационная и генетическая..
1
§16, ответить на вопросы
23
3.8
Основные понятия селекции. Селекция растений и животных.
1
§18 гл. 3, ответить на вопросы
24
3.9
Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
1
Стр. 177- 178.
25
3.10
Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения селекции организмов.
1
Стр.180. ответить на вопросы, приготовить сообщение
26
3.11
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных.
1
§19, изучить конспект.
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником, работа с тестами, составление таблицы, работа с тестами, с дополнительной литературой, практическая работа.
6
Тема 4
Эволюционное учение
Содержание учебного материала
5
Стр. 197§ 1 гл 4
27
4.1
История развития эволюционных идей.
1
Гл.4§1
28
4.2-
Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Учение Ч..Дарвина
1
Гл.4§1, §2 ,§ 3,§ 4
29
4.3
Практическая работа № 4 Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»
2
30
4.4
Борьба за существование, ее виды.
1
§ 9,§ 10изучить конспект
32
4.5
Сохранение многообразия видов, как основа устойчивого развития биосферы..
1
§12
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником, работа с тестами, составление таблицы, работа с тестами, с дополнительной литературой, практическая работа.
6
Тема 5.
История развития жизни на земле.
Содержание учебного материала
5
33
5.1
Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира.
1
§ 14, приготовить сообщение.
34
5.2-5.3
Урок- конференция:Современные гипотезы о происхождении человека. Эволюция человека. Человеческие расы.
1
§§15 -20, ответить на вопросы
35
5.4
Общая характеристика геохронологической таблицы. Лабораторная работа№2 Заполнение геохронологической таблицы.
1
36
5.5
Дифференцированный зачёт
1
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником, работа с тестами, составление таблицы, работа с тестами, с дополнительной литературой, практическая работа.
6
Итого
54 часа
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете «Химия, биология, экология». Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебников
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова «Общая биология» 10 -11 классы. М: Дрофа, 2013г.
Дополнительные источники:
- Общая биология . учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. М. Дрофа. 2003г.
Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии, 2003
Интернет-ресуры:
- учительский портал http://www.biologia.ru/
- портал 1 сентября http://1september.ru/
- электронная газета «Биология» http://his.1september.ru/index.php
http://ru.wikipedia.org/wiki
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Знания:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности
тестирование, контрольная работа
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем
тестирование, контрольная работа
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере
тестирование, контрольная работа
биологическую терминологию и символику
тестирование, контрольная работа
итоговая контрольная работа
контрольная работа
Умения:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
тестирование, рефераты
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию
лабораторная работа
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа
текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях
лабораторная работа
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать