kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение мнемотехники на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье изложены основные приемы мнемотехники. Приведены примеры применения мнемотехники на уроках биологии. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение мнемотехники на уроках биологии»

Применение мнемотехники на уроках биологии.

В современном информационном обществе человек вынужден постоянно напрягать память: запоминать огромную информацию, хранить ее и воспроизводить для получения необходимого результата. Хорошая память – основа жизненного успеха. В памяти сохраняется опыт, накопленный человеком в течение его жизни, который помогает справиться с какой-либо ситуацией, найти решение проблемы. Именно память, как особое отличительное свойство человеческого мозга, позволяет человеку учиться и совершенствоваться.

В этом, может помочь мнемоническое запоминание, или так называемая мнемотехника.

Идея мнемоники состоит в том, чтобы сухую «неудобную» информацию превращать в яркую, эмоционально-окрашенную, смешную, необычную, интересную, а для этого придется проявить воображение.

Первый метод мнемотехники – нахождение ассоциаций с запоминаемой информацией. Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами, при которой появление одного образа влечет за собой появление другого. Например, представляя зиму, мы вспоминаем снег, холод, лыжи, санки, коньки, новый год и др. Ассоциаций много, их классифицировал американский психолингвист Дж. А. Мюллер. Главное в образовании ассоциаций – это яркость образа, чем ярче воображение, тем легче создавать связи, тем эффективнее работает память. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, абсурдными, смешными, необычными.

Многим людям сложно запоминать цифры (коды, пароли). Если вместо цифр использовать связанные с ними образы, то процесс запоминания существенно упрощается. Цифры легко ассоциировать с образами: 0-баранка, 8-матрешка, 4-стул и т.д. Чтобы запомнить необходимую числовую информацию, например число 802457, нужно придумать историю с персонажами – ассоциациями, чем нелепее, тем лучше – матрешка нацепила на себя бублик и пошла кормить утку, сидевшую на стуле, яблоками, растущими на кочерге.

Второй метод мнемотехники «Метод Цицерона» (метод мест). Суть его состоит в том, что «единицы информации», которые необходимо запомнить, мысленно расставляются в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке (например, по часовой стрелке). Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию.

Третий метод использования созвучных слов при запоминании иностранных слов. Я (йа) – по-русски, если перевернуть, получится английское I (ай). Strawberry – штрафбери.

Четвертый метод - «Запоминалки.» Для запоминания точной справочной информации используются вербально-логические методы, в народе их называют запоминалками, где информация сохраняется в виде легко запоминаемой фразы или стихотворения. Самая известная фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В ней закодирован порядок цветов составляющий спектр. Вот примеры запоминалок из различных областей знаний:

  • из геометрии:

Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

Медиана – это обезьяна, которая прыгает по сторонам и делит их пополам.

  • из английского языка:

Рыбу ловишь – не шумишь

Рыба по-английски – fish.


Куклу я твою нашел,

Кукла по-английски – doll.


На доске рисую мелом

Грушу – pear, дыню – melon,

Если захотите, Вам

Нарисую сливу – plum.

Виноград мы съели весь,

Виноград иначе – grapes.

Арбуз предпочитаю сливам

Арбуз иначе – water-melon.

Клубнику ты скорей бери,

Клубника это – strawberry.

  • из русского языка:

Кое, либо, то, нибудь – дефис ставить не забудь.


Собирать, стирать, задира,

Повнимательней гляди,

Если в слове имя Ира,

Значит в корне буква И.


Надеваю одежду, одеваю Надежду.


Падежи русского языка: Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку.


Срубили ель, сорвали щавель.


Фёкла красная, как свёкла.

  • из химии:

Сначала вода, потом кислота,

Иначе случится большая беда.


Не секрет, что биология подчас требует запоминания сложной терминологии, заучивания определенных понятий. Помочь в этом могут приемы мнемотехники.


Приведем примеры применения мнемотехники на уроках биологии:


Раздел Ботаника.

  • Таксоны у растений:

Цирк - огромный купол пестрый,
Словно радугой  вознесся.

Ц – царство, О – отдел, К – класс, П – порядок, С- семейство, Р – род, В – вид.


Царствуют они кругом - пёстрые симпатичные растения всюду.


  • Название ткани ЛИМПОПО

Лист имеет

Механическую

Проводящую

Основную

Покровную

Образовательную


  • Характеристика Классов Двудольных и Однодольных Цветковых растений


Признаки

Однодольных

Признаки

Фраза

Количество семядолей в зародыше

1 семядоля

1 СЕМЁН

Жилкование

Дуговое

Долго


Параллельное

Пил

Тип корневой системы

Мочковатая

Молоко



Признаки

Двудольных

Признаки

Фраза

Количество семядолей в зародыше

2 Семядоли

2 СЕМЁНА

Жилкование

Сетчатое

Съели

Тип корневой системы

Стержневая

Сало


Раздел Животные


  • Основные ткани животных: ЭТА МОСКВА НЕДАРОМ СТРОИЛАСЬ.

Эпителиальная

Мышечная

Нервная

Соединительная.


  • Таксоны у животных:

В – вид, Р – род, С- семейство, П – порядок, К – класс, Т – тип, Ц – царство.

Вся родня собралась посмотреть, как танцуют цыганочку.


Раздел Анатомия человека

  • Зрительный анализатор. Фоторецепторы
    Днем работают с колбочками, ночью ходят с палочками – для запоминания специфики работы фоторецепторов сетчатки глаза.


  • Как запомнить строение и функции надкостницы (периост).

Обеспечить кости рост

Предназначен периост.

В нем и нервы, и сосуды,

Все питание оттуда,

Для сращенья перелома

Роль надкостницы огромна.

 

  • Эпифизарный хрящ – обеспечивает рост костей в длину.

Хрящ эпифизарный –

Это очень просто,

В костях парных и непарных

Он есть зона роста.


Прием образование смысловых фраз

  • Круги кровообращения

Большой круг кровообращения начинается с левого желудочка и заканчивается в правом предсердии. Для лучшего запоминания используем фразу:

«БОЛЬШОЙ ЛЕВ ЖЕЛАЕТ ПРАВИТЬ ПРИДВОРНЫМИ»


А в малом (легочном) круге кровообращения с правого желудочка и заканчивается в левом предсердии.

«МАЛЫЙ ПРАВИТ ЖЁСТКО – ЛЕВАЧЕСТВО ПРЕСЁК»


Прием образования предложения по согласным буквам.

Обозначение на рисунках определенным цветом артериальной и венозной крови я предлагаю следующие предложения.

Артериальная - Аленький цветочек (красная)…….

Венозная Синий Василечек……(синий)……..


Прием образования слова по согласным буквам с дополнением фрагментов

  • Кровеносные сосуды в системе можно представить используя

Вены

Артерии

Капилляры - сокращенно ВАКуоли.


  • Запомнить Ткани  поможет слово ЭСМИНЕЦ
    Эпителиальная
    Соединительная
    Мышечная
    И
    Нервная ткань
    Единое
    Целое


  • ЦНС. Строение головного мозга
    Охранять Здоровье Граждан,
    (Их) Болезненное Тело, 
    Облегчать людскую Стражду –
    Явно Благостное Дело. Правильно?
    Стихотворение поможет запомнить названия 12 пар черепно-мозговых нервов, начиная с первой пары: Обонятельный (I), Зрительный (II), Глазодвигательный (III), Блоковый (IV), Тройничный (V), Отводящий (VI), Лицевой (VII), Слуховой (VIII), Языкоглоточный (IX), Блуждающий (X), Добавочный (XI), Подъязычный – XII пара нервов.

Раздел Общая биология

В теме деление клетки учащимся порой трудно запомнить последовательность фаз деления, поможет приём составление фразы:


  • Митоз

Чтобы лучше запомнить последовательность фаз митоза предлагается следующее предложение: Профаза. Метафаза, Анафаза, Телофаза - «Поставить МАТ»


  • Профаза мейоза I

Тут на помощь пришла аббревиатура: ЛЗПДД.

Стадии профазы  мейоза I: (Любит Зина ПДД)

Л – лептотена (завершение репликации ДНК)

З – зиготена (конъюгация гомологичных хромосом)

П – пахитена (кроссинговер)

Д-  диплотена (выявление хиазм)

Д – диакинез (терминализация хиазм).


  • Конъюгация – процесс точного и тесного сближения гомологичных хромосом.

КОНЬ отправился на ЮГ покупать АКЦИИ.


  • Кроссинговер – процесс обмена участками гомологичных хромосом во время конъюгации в профазе I мейоза.  Кросс сегодня говорят.


  • Митохондрии - Митя ходит (похожи на следы)


  • Обмен веществ и энергии
    Метаболизм включает два противоположных процесса: анаболизм – процесс образования сложных веществ из простейших компонентов и катаболизм – процесс распада сложных органических веществ на более простые. Пользуясь приемами мнемонического запоминания можно без труда запомнить:

Анаболизм – Ася строит; Катаболизм – Коля рушит.


Прием - АГГЛЮТИГРАММЫ (склейки)

  • Эмбриональное развитие

Слово-образ «богиня»
Бластула
О
Гаструла
И
Нейрула
Я родился

Для лучшего запоминания расположения зародышевых слоев

ЭКТОДЕРМЫ, МЕЗОДЕРМЫ, ЭНТОДЕРМЫ- Пример: ЭК-оМЕ-ЭН


  • Нуклеиновые кислоты
    Чтобы учащиеся не путали комплементарные азотистые основания, им можно предложить для запоминания пары слов:
    ДНК

Ананас – Тарелка
Цыпленок – Гнездо.  (Ананас на тарелке, цыпленок в гнезде). А=Т Ц=Г.

РНК

Гуляющий - Цыган

Украл - Автомобиль ( Г=Ц У=А)

Генетика. Хромосомный механизм определения пола 
Папа – икс и игрек
Мама – два икса.
Если будет игрек икс,
То родится только сын. ХУ

Два икса (и точка),
Родится дочка. ХХ


  • Функции белков
    Нелепая фраза быстро запоминается школьниками, и по ней несложно воспроизвести многочисленные функции белков: Каждая Девушка Должна Точно Знать Свой Седьмой Этаж.
    Начало каждого слова соответствует определенной функции белков:

  1. Каталитическая,

  2. Двигательная,

  3. Дыхательная,

  4. Транспортная,

  5. Защитная,

  6. Строительная,

  7. Сигнальная,

  8. Энергетическая.

  • Геохронологическая шкала
    Геологические периоды можно запомнить с помощью шуточной фразы:

Каждый Отличный Студент Должен Курить Папиросы - Кембрийский, Ордовикский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский,

Ты, Юра, Мал – Триасовый, Юрский, Меловой,

Пей Ночью Чай - Палеоген, Неоген, Четвертичный.

  • Атмосфера 
    От ближайшего к Земле слоя до самых отдаленных слоев атмосфера разделяется на Стратосферу, Мезосферу, Ионосферу и самый внешний слой – Экзосферу. Чтобы запомнить порядок их расположения, скажите: Смелые Мореплаватели Исследуют Экватор.


  • Аминокислоты поможет запомнить стихотворение:
    Алый Вальс. Летит из лога
    Медь Прощаний, Трав Финал. 
    Глина Серая, Тревога, 
    Церемонность, Тишина. 
    Аспидные Глуби Листопада
    (Падают в) Гигантские Аркады. 
    То есть: Аланин, Валин, Лейцин, Изолейцин, Метионин, Пролин, Триптофан, Фенилаланин, Глицин, Серин, Треонин, Цистеин, Тирозин, Аспарагин и Аспарагиновая кислота, Глутамин и Глутаминовая кислота, Лизин, Гистидин, Аргинин.


Мнемотехника помогает развивать:

1. ассоциативное мышление

2. зрительную и слуховую память

3. зрительное и слуховое внимание

4. воображение и связную речь

5. ускоряет процесс автоматизации и дифференциации учебного материала.


К. Д.Ушинский - основоположник научной педагогики: «Учите ребёнка каким - нибудь

неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать

таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

В заключение следует сказать, что использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным мнемоника справляется просто великолепно. Попробуйте применить основные мнемонические приемы на себе — и вы скоро ощутите ее полезность и незаменимость.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение мнемотехники на уроках биологии

Автор: Ирина Анатольевна Куренкова

Дата: 24.04.2024

Номер свидетельства: 649567


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства