kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Преподавание биологии в условиях дистанционного обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются преимущества и недостатки использования дистанционного обучения в образовательном процессе. Особое внимание уделяется системе контроля.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Преподавание биологии в условиях дистанционного обучения"»

Преподавание биологии в условиях дистанционного обучения.

Аннотация: В статье рассматриваются преимущества и недостатки использования дистанционного обучения в образовательном процессе. Особое внимание уделяется системе контроля.

Ключевые слова: дистанционное обучение, биология, компьютерное тестирование.

В последнее время из-за эпидемиологической ситуации в школах России стала применяться новая форма обучения – дистанционная.

Дистанционное обучение – совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и учителей в процессе обучения, предоставление учащимся возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала [1].

В настоящее время дистанционное образование в мировой практике базируется на шести моделях, одна из них (школьная) представлена на схеме ниже [3]:

Как показал мой опыт работы, на современном этапе модель реализуется лишь частично.

В моем понимании схема должна еще включать основные этапы

занятия и отражать формы взаимодействия педагога и обучающегося.

Я бы дополнила эту модель дистанционного взаимодействия участников процесса обучения следующими элементами:



ЭТАПЫ УРОКА:



Взаимодействие участников (учитель – ученик) через:





Итог взаимодействия:

Учитель, его функции:


Формы взаимодействия с учеником:

Результат: повышение эффективности обучения



Уроки во время дистанционного обучения я проводила в двух режимах.

Первый – занятия в режиме онлайн, во время которых педагог и его ученики выходят на связь в запланированное время. Для проведения занятий была использована платформа Zoom. Платформа Zoom позволяет проводить качественные видео- и аудиоуроки. Для проведения онлайн-занятий обучающимся отправляю ссылку. По ней обучающиеся могут зайти на конференцию и с компьютера, и с мобильного телефона. Я, как организатор мероприятия, могу демонстрировать рабочий стол, что дает мне возможность более глубоко осветить любой вопрос.

Второй вариант – занятия в режиме офлайн, когда ученик получает задание по теме и выполняет его в удобное для себя время, но ему обязательно сообщается дата сдачи отчета.

Преимущества онлайн-занятий заключаются в том, что я могла установить двустороннюю связь со своими учениками, дать им необходимые инструкции по обработке информации, пояснить непонятные вопросы. Однако, при проведении таких уроков есть и свои минусы:

  1. Не все ученики имеют техническую возможность выйти на связь с педагогом;

  2. Большая проблема с учениками, которые и раньше на уроках не работали: при дистанционном обучении они очень редко выходят на связь. Обычно приходится обращаться за помощью к классному руководителю;

  3. Педагог не видит, какие ошибки делают ученики при выполнении задания.

Преимущества офлайн-занятий:

  1. Обучающийся сам распределяет для себя нагрузку;

  2. Есть возможность воспользоваться справочным материалом или найти нужную информацию в Интернете;

  3. Имеется возможность избежать устного ответа тем ученикам, у которых есть проблемы с коммуникацией или речью.

Недостатки уроков офлайн:

  1. Выполненное задание, к сожалению, не всегда является самостоятельной работой ученика. Очень часто приходится проверять работы, написанные «под копирку»;

  2. Сдача домашнего задания растягивается по времени;

  3. Учителю приходится тратить на проверку гораздо больше сил, к тому же нет возможности указать каждому на его ошибки.

Каждый урок стараюсь заранее продумать. Для этого использую алгоритм, который размещен на сайте «Дистанционный Институт Современного Образования» [2]. Обязательно продумываю способы предоставления материала, разрабатываю задания по теме проводимого урока, довожу до учеников критерии оценивания.

Чтобы облегчить усвоение нового материала я использую презентации, подключаю для просмотра демонстрацию рабочего стола. На слайдах размещаю основную информацию, которую необходимо усвоить. Во время объяснения задаю вопросы ученикам, чтобы вовлечь их в диалоговое взаимодействие. В презентации могут быть различные задания. Обязательно провожу инструктаж по их выполнению и предоставлению отчета. Контроль знаний делаю либо в форме тематической проверочной работы, либо в форме тестирования.

Многие материалы я размещаю на своем сайте ifvallerie.ucoz.com, чтобы дети, которые не смогли присутствовать на онлайн занятиях, смогли потом выполнить это задание или ознакомиться с основными моментами урока. Например, составление отчета по лабораторной работе (11 класс) «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» 

Цель: выявить последствия антропогенной деятельности человека в экосистемах Самарской области.

Ход работы.

1. Ознакомиться с экологическими проблемами Самарской области, используя следующие источники:

http://ecology-of.ru/ekologiya-regionov/problemy-ekologii-samarskoj-oblasti/

https://ekovolga63.ru/vosem-glavnyh-ekologicheskih-ugroz-samarskoj-oblasti/

https://betosteel.ru/ecology/samara-7.html

2. Заполнить таблицу:

Экологические проблемы

Причины

Пути решения проблемы

 (не менее пяти)

 

 

 

3. Описать и оценить экологическую ситуацию в г. Самара.

4. Используя данные экологического бюллетеня по Самарской области за 2019г.:

http://pogoda-sv.ru/docs/ecology_info/ecology_review/sam_2019.pdf 

а) стр. 30-31, сравнить уровень загрязнения рек Самарской области за 2018 и 2019гг. Построить диаграммы, иллюстрирующие загрязнение за указанное время.

б) стр.15-21. сравнить уровень загрязнения атмосферы за 2018 и 2019гг. Самары, Тольятти, Новокуйбышевска и Чапаевска формальдегидом и аммиаком. Построить диаграммы, иллюстрирующие изменение уровня загрязнения в перечисленных городах за указанное время.

5.Сделать вывод: Какие экологические проблемы в Самарской области, по вашему мнению, самые серьезные и требуют решения в первую очередь?  Обосновать, почему [7].

Материалы для дистанционного обучения можно взять и из различных интернет источников, например, сайт московского городского методического центра [5].

Дистанционное обучение удобно использовать для детей с ОВЗ, так как они в силу своего состояния не могут посещать школу в обычном рабочем режиме. Можно применять его для обучения детей, которые находятся на спортивных сборах или соревнованиях, в отъезде по уважительной причине или пропускают занятия по болезни. Дистанционное обучение не дает таким ученикам отстать от рабочей программы [6].

Особое внимание хочу уделить системе контроля знаний. Очень удобно использовать разработанные педагогами онлайн тесты. На мой взгляд, компьютерное тестирование дает возможность анализировать учебный процесс, так как преподаватель получает "обратную связь" и определяет, насколько ученики усвоили пройденный материал. Мне нравится онлайн конструктор   тестов   “Online    Test Pad” (http://onlinetestpad.com). С помощью этого ресурса можно разработать тест и оценить усвоение обучающимися пройденную тему.

Несомненными плюсами прохождения онлайн тестов являются:

  • объективность;

  • дифференциация;

  • индивидуальный подход.

Однако, не надо забывать и о минусах такой проверки знаний. Прежде всего к ним следует отнести:

  • технические накладки, например, плохой интернет;

  • выбор ответа наугад;

  • прохождение теста анонимно, просмотр ошибок и верных ответов. Вторичное прохождение теста уже под своей фамилией со списанными ответами.

С учетом указанных недостатков итоговые тестирования я провожу, размещая варианты заданий на своем сайте. Заранее сообщаю ученикам номер варианта и ссылку на его размещение. Однако текст задания открываю лишь в назначенное время, время выполнения ограничиваю. Пример такого тестового задания можно посмотреть на сайте [8]. Данный вариант, к сожалению, тоже не лишен недостатков. Не все ученики присылают ответы вовремя, объясняя задержки проблемами с интернетом. А самое главное, что в данном случае ученик также может воспользоваться дополнительными источниками информации.

В заключение хочу отметить, что дистанционное обучение может быть эффективным. Результативность любого вида обучения на расстоянии сильно зависит от следующих компонентов:

  • от эффективности взаимодействия преподавателя и обучаемого;

  • от выбора педагогических технологий;

  • от качества применяемых методических материалов;

  • от эффективности обратной связи [4].

Список литературы:

1. Никитин А.Б. и др. Интерактивные информационные технологии на основе Web-серверов и систем компьютерной видеоконференцсвязи // А.Б. Никитин // Дошкольное образование. – 1998. – №1.

2. Сайт «Дистанционный Институт Современного Образования» [Электронный ресурс]– – Режим доступа: URL: https://diso.ru/blog/36

3. Полат Е.С. Модели дистанционного обучения. – Режим доступа: URL:

https://hr-portal.ru/article/modeli-distancionnogo-obucheniya-polat-es

4. Полат Е.С. Петров А.Е. АКСЕНОВ Ю.В. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций в России. – Режим доступа: URL: https://journals.susu.ru/pit-edu/article/viewFile/174/135

5.Сайт https://mosmetod.ru – Режим доступа: URL:

https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/biologiya/metodicheskie-materialy/materialy-dlya-organizatsii-distantsionnogo-obucheniya-biologiya-5-9-klassy.html

6. Чевтаева В.Г., Маковеева О.С. Проблемы дистанционного обучения биологии на современном этапе. – Режим доступа: URL:

http://birskin.ru/index.php/2012-03-27-12-36-17/47-7-/355-2018-04-23-05-22-22

7. Фалина И.В. Инструкция к л.р. «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»– Режим доступа: URL: http://ifvallerie.ucoz.com/news/objavlenie_dlja_11_klassa/2020-05-09-93

8. Фалина И.В. Тест для обучающихся 9-го класса по теме «Многообразие организмов». – Режим доступа: URL:

http://ifvallerie.ucoz.com/news/test_mnogoobrazie_organizmov/2020-11-24-100






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад "Преподавание биологии в условиях дистанционного обучения"

Автор: Елена Владимировна Степанова

Дата: 29.05.2022

Номер свидетельства: 608319

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Доклад на МО преподавателей общеобразовательного цикла "Системно-деятельностный подход в преподавании биологии в условиях введения ФГОС""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_mo_prepodavatelei_obshcheobrazovatelnogo_tsikla_sistemno_deiatelnostny"
    ["file_id"] => string(6) "522899"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1571238856"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Доклад: "ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЕНТ ПО БИОЛОГИИ" "
    ["seo_title"] => string(49) "doklad-osobiennosti-podgotovki-k-ient-po-biologii"
    ["file_id"] => string(6) "151030"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420624626"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства