Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная биология"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТИМИРЯЗЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МОУ Тимирязевской СШ
_______________ /Мурзина Е. Н./
« 28__» _08__2020 года
«Утверждаю»
Директор МОУ Тимирязевской СШ
________________/В. Б. Селиванова/
Приказ № 328___ от 29.08. 2020года
Название программы внеурочной деятельности, направление:
«Занимательная биология», общеинтеллектуального направления
Срок реализации программы: 1 год
Фамилия, имя, отчество, должность разработчика: Вагина Елена Геннадиевна, учитель биологии
Класс: 6
Год составления программы:2020
Рабочую программу составила _________ /Е.Г.Вагина/
подпись расшифровк
Пояснительная записка
Рабочая программа для курса биологии 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного основного общего образования») с изменениями.
• Основной образовательной программы ООО МОУ Тимирязевской СШ (приказ № 167 от 29.05.2020).
С учетом авторской программы основного общего образования по биологии для 5-9 классы И.Н. Пономаревой (Биология. 5-9 классы. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И.Н.Пономарёвой - М.: Вентана-Граф, 2017), авторской рабочей программы внеурочной деятельности Севериной Ирины Владимировны "Удивительный мир природы",
Актуальность создания программы обусловлена в первую очередь необходимостью формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению курса биологии, а также определенного набора знаний, опираясь на которые можно с большей эффективностью осуществлять преподавание биологии в школе.
Общие цели и задачи учебного предмета соответствуют ФГОС ООО
Цели программы:
• формирование и развитие познавательного интереса к биологии как науки о живой природе
• формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
• воспитание ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в окружающей среде, т.е. экологической культуры.
Задачи:
повышение экологической культуры учащихся
формирование навыков научно-исследовательской деятельности.
воспитание трудолюбия, внимательности, аккуратности при выполнении работ;
воспитание бережного отношения к природе;
формирование эстетического вкуса учащихся в процессе оформления цветочных композиций;
развитие биологического мышления учащихся в процессе изучение основных ботанических понятий и явлений;
развитие навыков самостоятельной работы, наблюдательности и творческих способностей учащихся при выполнении практических работ.
В учебном плане МОУ Тимирязевской СШ на 2020-2021 учебный год на освоение программы внеурочной деятельности «Занимательная биология» в 6 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты (личностные УУД):
• формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам
• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье – сберегающих технологий
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
• ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);
• планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);
• работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
• сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
• владеть основами самоконтроля и самооценки;
• осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
• участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;
• оценивать работу одноклассников;
• в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;
• проявлять уважение и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению;
• критично относится к своему мнению.
Познавательные УУД
• выделять главные существенные признаки понятий;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
• сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
• классифицировать информацию по заданным признакам;
Предметные результаты
Обучающийся научится:
•выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для живых организмов;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними;
Обучающийся получит возможность научиться:
• находить информацию в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
• использовать приемы размножения и выращивания культурных растений;
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий
Содержание программы внеурочной деятельности
1.Организационное занятие ( 1 ч).
Знакомство с кружковцами и их интересами. План работы на год. Перспективы занятий на последующие годы. Правила поведения в кружке. Знакомство с литературой. Знакомство с наглядными пособиями кабинета биологии.
2.Осенние явления в природе ( 5 ч).
Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников.
Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений.
Практическая работа №1. Сбор различных плодов и семян (боб, орешек, коробочка, стручок, семянка, зерновка и др.) для изготовления наглядных пособий.
Практическая работа № 3. Сбор материала для изготовления поделок из природного материала.
Практическая работа № 4. Изготовление поделок из природного материала
3. Зеленые спутники человека (6 ч).
Викторина «Путешествие с комнатными растениями».
Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временем года. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника проведения этой работы. Практическая работа № 5 .Уход за комнатными растениями.
Питание, дыхание и фотосинтез как основные процессы жизнедеятельности организма. Питание комнатных растений. Питательные вещества, необходимые для правильного развития комнатных растений
Виды удобрений, их характеристика. Подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.
Значение комнатных растений в жизни человека. Комнатные растения и чистота воздуха в помещении.
4. Часы занимательной биологии ( 6 ч).
Живые барометры. Растения – приборы и индикаторы. Растения – гиганты и карлики. «Зелёный космонавт». «Растения – кроты». Корень жизни (растения – лекари). Флора Ульяновской области. Охраняемые растения Ульяновской области. Растения –хищники.
Практическая работа № 6. Изготовление кормушек и их развеска. Наблюдение за кормящимися птицами. Их определение.
Приспособления растений к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений.
Жизнь животных зимой. Приспособления животных к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Учеты животных по белой тропе.
6. Биологическая гостиная (4 ч).
КВН «В мире животных». Конкурс рисунков о природе. День птиц (интерактивный устный журнал «В мире птиц» для учащихся 1-2 класов).День Земли ( выступление экологической агитбригады для учащихся 5 классов)
7. Мы должны их спасти ( 5 ч).
Роль животных в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды животных. Законы об охране животных.
Практическая работа № 7. Выпуск газеты «Красная книга».
Роль растений в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды растений. Законы об охране растений.
Практическая работа.№ 8 Выпуск газеты «Берегите первоцветы!».
Практическая работа № 9. Экодесант.Уход за цветниками
8.Зеленая аптека (1 ч).
Роль лекарственных растений в жизни человека. Лекарственные растения местной флоры, их биологические особенности. Охрана лекарственных растений.
Итоговое занятие
Подведение итогов работы кружка за год.
Тематическое планирование
№, Тема
Количество
часов
1.Организационное занятие
1
2.Осенние явления в природе
5
3. Зеленые спутники человека
6
4.Часы занимательной биологии
6
5. Зима в жизни растений и животных
5
6. Биологическая гостиная
4
7. Мы должны их спасти
5
8.Зелёная аптека. Итоговое занятие
2
Итого: 34часов
Перечень практических работ
№ п/п
Тема
1
Сбор различных плодов и семян (боб, орешек, коробочка, стручок, семянка, зерновка и др.) для изготовления наглядных пособий.
2
Изготовление наглядных пособий: коллекций плодов и семян
3
Сбор материала для изготовления поделок из природного материала
4
Изготовление поделок из природного материала
5
Уход за комнатными растениями
6
Изготовление кормушек и их развеска. Наблюдение за кормящимися птицами. Их определение
7
Выпуск газеты «Красная книга».
8
Выпуск газеты «Берегите первоцветы!».
9
Экодесант. Уход за цветниками
Итого: 9
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Формы проведения занятий
Дата
план
факт
1
Вводное занятие. Инструктаж по правилам техники безопасности
1
Организационное занятие
Тема 1. Осенние явления в природе (5 ч)
2
Осенние явления в природе
1
Экскурсия
3
Практическая работа №1. Сбор природного материала для изготовления наглядных пособий
1
Практико-ориентированное занятие
4
Практическая работа № 2. Изготовление наглядных пособий
1
Практико-ориентированное занятие
5
Практическая работа № 3. Сбор природного материала для изготовления поделок (шишек, желудей, хвои, и другого природного материала)
1
Практико-ориентированное занятие
6
Практическая работа № 4. Изготовление поделок из природного материала
1
Практико-ориентированное занятие
Тема 2. Зелёные спутники человека (6 ч)
7
Викторина «Путешествие с комнатными растениями»
1
Интеллектуально-познавательное занятие
8-
9
Виды ухода за комнатными растениями. Практическая работа №5. Уход за комнатными растениями.
2
Практико-ориентированное занятие
10
Питание, дыхание и фотосинтез как основные процессы жизнедеятельности организма.