Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологические исследования"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологические исследования"
Одной из целей предлагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений и навыков учащихся в области исследовательской деятельности. Данная программа может быть востребована учителями биологии, экологии, географии, химии педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления. Программа внеурочной деятельности “Экологические исследования” – учебно-познавательной направленности. Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологические исследования"»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Экологические исследования»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Экологические исследования» разработана на основании следующих документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарте основного общего образования от 17.12.2010 №1897.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682).
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Программа воспитания и социализации учащихся (основное общее образование).
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями на другую, формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.
Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся основной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Актуальность проектно-исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Современные развивающие программы основного образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Одной из целей предлагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений и навыков учащихся в области исследовательской деятельности. Данная программа может быть востребована учителями биологии, экологии, географии, химии педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления. Программа внеурочной деятельности “Экологические исследования” – учебно-познавательной направленности. Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа).
Субъекты реализации: участниками осуществления программы являются дети 5-11 класс (10 – 16 лет) общеобразовательной школы, родители (лица, их заменяющие), руководитель. Набор учащихся свободный: принимаются все желающие на бесплатной основе. Количество учащихся в коллективе: 15 человек. Возраст детей, участвующих в программе – средний и старший школьный. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.
Цель: создание условий для развития индивидуального творческого потенциала учащихсячерез освоение учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи:
Познавательные:
расширить знания учащихся по биологии и экологии, географии;
сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности - анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;
изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;
рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;
развить умение проектирования своей деятельности;
научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
научить оформлять результаты своей работы.
Развивающие:
способствовать развитию логического мышления, внимания;
развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
продолжить развитие творческих способностей.
Воспитывающие:
продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;
совершенствовать навыки коллективной работы;
способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;
усиление контактов школьников с природой.
Включать учащихся в коммуникативную учебную деятельность
Программа внеурочной деятельности «Экологические исследования» реализуется при рассмотрении четырех модулей: «Юный географ», «Юный биолог», «Юный химик» и «Юный эколог» по итогам рассмотрения каждого из модулей учащиеся достигнут следующих результатов:
1-й уровень: приобретение социальных навыков: через рассмотрение вопросов Введения и модуля «Юный Географ».
2-й уровень: формирование ценностного отношения к социальной реальности: у учащихся формируется позитивное отношение к базовым ценностям общества через изучение вопросов модуля «Юный биолог» и «Юный химик».
3-й уровень: получение опыта самостоятельного общественного действия через написание проектов, исследовательских работ и их защита, разработка игр и их проведения.
Программа внеурочной деятельности «Экологические исследования» рассчитана на 1 год обучения и включает в себя 34 часа учебного времени из них: Введение 2 часа, 4 модуля: Юный географ - 10 часов, Юный биолог - 8 часов, Юный химик - 4 часов, Юный эколог - 10 часов.
Режим занятий: занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Формы обучения: программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций, а также проведение практических работ, экскурсий, круглых столов, игр, создание электронных презентаций, заочные путешествия, викторины, конкурсы, творческие проекты.
Виды деятельности: игровая, познавательная, досугово - развлекательная, художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая, добровольческая деятельность), трудовая (производственная) деятельность, туристо-краеведческая.
Условия реализации программы:
уровень освещенности кабинета и температурный режим: соответствует санитарно–гигиеническим нормам и требованиям;
материально-технические условия: мебель, шкаф для хранения оборудования, парты, стулья, школьная доска, стенды для выставок; оборудование и материалы: канцелярские принадлежности, приборы для исследований, компьютер, мультимедийный проектор;
дидактические и методические условия: книжные издания, наглядные пособия, методики для исследовательской деятельности имеются или изготавливаются детьми, частично имеются или находятся детьми через Интернет;
кадровое обеспечение: педагоги школы естественно - научного цикла, библиотекарь.
Способы диагностики:
Тема
Форма контроля
Введение
Беседа, план работы.
Юный географ
Беседа, результаты опросов и исследований, презентация сообщений, листовки, буклет, паспорт редких видов растений и животных, игра, результаты игры.
Юный биолог
Составление паспорта растения (исходя из перечня, составленного на предыдущем занятии): Разработка вопросов для игры путешествия с использованием дополнительной литературы и проведение игры среди параллели 5-7 классов.
Юный химик
Сообщения о химических предприятиях города, о выпускаемой ими продукции и ее использовании. Практические работы.
Юный эколог
Создание листовок. Изготовление поделок из бытовых отходов. Уборка школьной территории. Разработка свода правил, создание листовок, и их распространение. Создание экологического отряда. Игра «Я соблюдаю правила!» Разработка вопросов для игры путешествия с использованием дополнительной литературы и проведение игры среди параллели 8-11 классов.
Заключение
Круглый стол подготовка, проведение конференции исследовательских работ учащихся. Анализ и самоанализ результатов работы за год.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Срок реализации программы – 1 учебный год. Курс обучения рассчитан на 34 часа. Для реализации программы необходим коллектив детей среднего и старшего школьного возраста (учащиеся 5 - 11 класса). Зачисление группу производится по желанию детей и родителей. Занятия по 40 минут проходят 1 раз в неделю. Место проведения занятий – школьный кабинет. Курс не требует от детей специальной предварительной подготовки. В программе предусмотрена теоретическая и практическая деятельность детей, в результате которой учащиеся защищают проекты, исследовательские работы.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное. План внеурочной деятельности МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» предусматривает для учащихся 5- 11 класса 1 час в неделю курсов общеинтеллектуальной направленности.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Знаково-символические действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение (2 часа).
1. Экология. Предмет экологии, структура экологии. Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения. Биология, география. Методыисследования. Связь предметов. Задачи курса.
2. Методика проектной деятельности, структура проектной работы. Выбор темы и постановка проблемы. Особенности и этапы исследования проекта. Анализ и обработка исследовательской (проектной) работы Работа с литературой. Выводы исследовательской (проектной) работы. Оформление исследовательской (проектной) работы.
Форма организации: лекции
Виды деятельности: познавательная.
3. Знакомство со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов. Знакомство с исследовательскими (проектными) работами.
Форма организации: практическая работа.
Вид деятельности: познавательная и трудовая.
Модуль 1 Юный географ (10 часов).
1. Географическое положение и история заселения Вологодской области. История становления нашего города (2 часа). Учащиеся знакомятся с географическим положением Вологодской области, историей заселения и освоения территории. Знакомство с историей и становлением города. Изучение топонимики города Череповца. Практическая работа №1: работа с картами и атласом Вологодской области «Географическое положение Вологодской области и города Череповца».
Форма организации: лекция и беседа.
2. Выдающиеся люди нашего города (1 час). Вклад выдающихся людей города Череповца в его развитие. Знакомство с творческими людьми города. Практическая работа № 2 «Сбор материала и подготовка сообщений о выдающихся людях города».
Форма организации: лекция и беседа.
3. Редкие виды флоры и фауны Вологодской области (3 часа). Знакомство с растительным и животным миром Череповецкого района. Выявление благоприятных и вредных факторов, влияющих на изменение привычных сред обитания животных и растений. Знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу. Оценка состояния сред обитания растений и животных, занесенных в Красную Книгу. Практическая работа №3 «Подготовка паспорта редких и охраняемых видов растений и животных Череповецкого района».
Форма организации: коллективное творческое дело.
Вид деятельности: досугово - развлекательная деятельность.
4. Охраняемые территории: Дарвинский Государственный Биосферный заповедник (2 часа). Географическое положение Дарвинского заповедника, история создания заповедника, цель создания. Жизнь на территории заповедника. Охраняемые виды. Современное состояние заповедника и видов, обитающих в нем. Участие в конкурсах, проводимых Дарвинским заповедником. Практическая работа № 4 «Рисунки, листовки, составление буклета о Дарвинском заповеднике».
Вид деятельности: познавательная и трудовая деятельность.
5. Череповец Родина моя (2 часа). Знакомство с современной экономической ситуацией в городе. Определение роли градообразующих предприятий в стабилизации экономической ситуации в городе. Практическая работа № 5 «Составление вопросов (совместно с учителем) для игры «Череповец Родина моя» и проведение ее внутри группы».
Форма организации: коллективное творческое дело.
Вид деятельности: досугово - развлекательная деятельность.
Модуль 2 «Юный биолог» (8 часов).
1. Роль комнатных растений в жизни человека (1 час). Значение растений в жизни человека. Самые распространенные комнатные растения. Ядовитые комнатные растения. Нужен ли уход за комнатными растениями?
Форма организации: лекция.
Виды деятельности: познавательная.
2. Растения в школе и на пришкольном участке (1 час). Экскурсия на пришкольный участок и по территории школы. Составление перечня растений, выращиваемых на территории школы.
Форма организации: экскурсия.
Вид деятельности: краеведческая деятельность.
3. Растения, которые нас окружают (1 час). Составление паспорта растения (исходя из перечня, составленного на предыдущем занятии). Практическая работа № 1 «Составление паспорта растения».
Вид деятельности: познавательная.
4. Озеленение школьного участка (3 часа). Подбор растений, которые можно выращивать в школе. Определение критериев, по которым будет произведен отбор растений (безопасность, простота ухода, внешний вид и т.д.), выбор грунта, посев и уход за всходами. Практическая работа № 2 «Озеленение школы».
Вид деятельности: трудовая деятельность.
5. Игра-путешествие «В мире комнатных растений» (2 часа). Разработка вопросов для игры путешествия (совместно с учителем) с использованием дополнительной литературы и проведение игры среди параллели 5-6 классов.
Форма организации: коллективное творческое дело.
Вид деятельности: досугово - развлекательная деятельность.
Модуль 3 «Юный химик» (4 часа).
1. Предмет химии. Химия и основные отрасли хозяйства (1 час). Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Физические тела и вещества. Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение. Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Отрасли хозяйства, использующие знания химии.
Форма организации: лекция.
Вид деятельности: познавательная.
2. Химия и медицина. Лекарства, витамины, ферменты (1 час). Биологическое значение химических веществ. Значение химических знаний при производстве лекарственных препаратов. Понятие витаминов, их классификация. Названия витаминов, их биологическое значение, содержание в различных продуктах питания. Опыт «Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом (обнаружение витамина С)». Ферменты, понятие о ферментах, их значение, нахождение в живых организмах. Опыт « Разложение пероксида водорода». Практическая работа № 1 « Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом (обнаружение витамина С)».
Вид деятельности: познавательная и трудовая деятельность.
3. Химия и промышленность (1 час). Химические промышленные предприятия Череповца. Название предприятий, выпускаемая ими продукция, ее использование (сообщения о химических предприятиях города, о выпускаемой ими продукции и ее использовании). Экологическая безопасность.
Форма организации: заочное путешествие.
Вид деятельности: туристо-краеведческая деятельность.
4. Химия и пища. Химия в повседневной жизни (1 час). Состав пищи: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, их значение. Пищевые добавки. Опыты «Обнаружение масла в семенах подсолнечника, определение крахмала в пшенице и картофеле, определение витамина С в различных соках». Разделение смесей (просеивание, отстаивание, фильтрация, использование магнита). Адсорбция (понятие об адсорбции и адсорбентах). Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы. Практическая работа№2 «Обнаружение масла в семенах подсолнечника»; Практическая работа №3 «Определение крахмала в пшенице и картофеле»; Практическая работа № 4 «Определение витамина С в различных соках».
Вид деятельности: познавательная и трудовая деятельность.
Модуль «Юный эколог» (10 часов).
1. Я и экология (1 час). Общие представления о науке экология. Методы исследования. Экологическая безопасность. Модели поведения.
Форма организации: лекция.
Вид деятельности: познавательная деятельность.
2. Глобальные экологические проблемы (1 час). Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.
Форма организации: беседа.
Вид деятельности: проблемно-ценностное общение.
3. Пути решения экологических проблем (2 часа). Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Как разлагается мусор? Правила утилизации бытовых отходов. Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды? Разработка свода правил, создание листовок и их распространение (изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п.).
Форма организации: круглый стол, создание листовок.
Вид деятельности: проблемно-ценностное общение, социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность).
4. Переработка и повторное использование бытовых отходов (2 часа). Изготовление поделок из бытовых отходов.
Форма организации: коллективное творческое дело.
Вид деятельности: художественное творчество.
5. Трудовой десант: уборка пришкольной территории (1час).
Форма организации: акция.
Вид деятельности: трудовая деятельность.
6. Зачем нужны знания по экологии (3 часа)? Разработка свода правил, создание листовок, и их распространение. Правила поведения в лесу и на берегу водоема. Лесные пожары. Создание и распространение листовок «Как прекрасен этот мир!» Игра «Я соблюдаю правила!», самостоятельная разработка вопросов для игры и ее проведение среди параллели учащихся 5-6 классов.
Форма организации: агитбригада создание экологического отряда.
Вид деятельности: проблемно-ценностное общение, социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность).
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п
Тема
Количество
часов
Теория
Практика
Введение
2 часа
2
Экология. Предмет экологии, структура экологии. Методы исследования.
1 час
1
Методика проектной деятельности, структура проектной работы.
1 час
1
Модуль 1. Юный географ
10 часов
4,5
5,5
Географическое положение и история заселения Вологодской области. История становления нашего города.
2 часа
1
1
Выдающиеся люди нашего города.
1 час
0,5
0,5
Редкие виды флоры и фауны Вологодской области.
3 часа
1
2
Охраняемые территории: Дарвинский Государственный Биосферный заповедник
2 часа
1
1
Череповец Родина моя.
2 часа
1
1
Модуль 2 « Юный биолог»
8 часов
2,5
5,5
Роль комнатных растений в жизни человека.
1 час
1
Растения в школе и на пришкольном участке.
1 час
0,5
0,5
Растения, которые нас окружают
1 час
1
Озеленение школьного участка
3 часа
1
2
Игра-путешествие «В мире комнатных растений»
2 часа
2
Модуль 3 «Юный химик»
4 часа
2,5
1,5
Предмет химии. Химия и основные отрасли хозяйства.
1 час
1
Химия и медицина. Лекарства, витамины, ферменты.
1час
0,5
0,5
Химия и промышленность.
1 час
0.5
0,5
Химия и пища. Химия в повседневной жизни.
1 час
0,5
0,5
Модуль 4 «Юный эколог»
10 часов
4
6
Я и экология
1 час
1
Глобальные экологические проблемы
1 час
1
Пути решения экологических проблем
2 часа
1
1
Переработка и повторное использование бытовых отходов.
2 часа
2
Трудовой десант
1 час
1
Зачем нужны знания по экологии?
3 часа
1
2
Итого
34
14
20
7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Материально технические средства
Приборы общего назначения в кабинетах географии, химии, биологии
Портреты выдающихся ученых, путешественников
Глобусы
Видеофильмы
Электронные презентации
Компьютер
Проектор
Литература:
Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 352с.
Тяглова Е.В. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Москва, «Глобус», 2008.
Информационно-компьютерная поддержка
http://www.ecocoop.ru/ - детский телекоммуникационный проект "Экологическое содружество"
http://www.darwinmuseum.ru/ - Государственный Дарвиновский музей
http://www.forest.ru/rus/publications/snowdrop/ - Электронный справочник содержит сведения о растениях России и Украины, наиболее подвергающихся массовому незаконному сбору, и их цветные изображения.