Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 12 Биология»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«ВЕЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ АО «Вельский индустриально - экономический колледж»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ АО «Вельский индустриально - экономический колледж»
_____________ Н.В. Орлов
«____»_____________2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.12 БИОЛОГИЯ
Вельск
2018
Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОУД.12 Биология, по профессии 43.01.09 Повар, кондитер разработана в соответствии с Фундаментальным ядром основного общего образования, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, письмом Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. N 06-259
Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«Вельский индустриально-экономический колледж»
Составитель:
Поплавская Ирина Александровна, преподаватель ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению
на заседании методической цикловой комиссии
гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
протокол № 1 от «31» августа 2018 г.
Председатель __________________ И.А. Поплавская
СОДЕРЖАНИЕ
пояснительная записка рабочей программы учебной дисциплины
3
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
условия реализации программы учебной дисциплины
20
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
22
пояснительная записка рабочей программы учебной дисциплины
ОУД. 12 БИОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 12 «Биология» реализуется в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012г. №413, письмом Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. N 06-259 и Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер и соответствует естественно-научному профилю.
Содержание рабочей программы учебной дисциплины разработано с учетом получаемой специальности среднего профессионального образования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в образовательных организациях среднего профессионального образования.
Общая характеристика учебной дисциплины
Дисциплина ОУД.12 Биология относится к обязательной части и входит в состав базового общеобразовательного цикла ППССЗ по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
Рабочая программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций, практических и лабораторных занятий, обобщающих уроков.
Приоритетными формами учебных занятий считаются комбинированные уроки, теоретические уроки с элементами практического занятия.
Формы организации учебного процесса по учебной дисциплине
ОУД. 12 Биология
Формы учебных занятий
Методы обучения
Технология
Лекция
Объяснительно-иллюстративный
Мультимедийная
Практическая работа
Поисковый
Игровая
Теоретические уроки с элементами практического занятия
Частично-поисковый
Здоровьесберегающая
В программе учитывается взаимосвязь репродуктивной и проблемной формы обучения, коллективной и самостоятельной работой.
Исходя из принципов современного образования реализация программы ориентирована на новые подходы к организации общения и сотрудничества на уроке.
При реализации программы учебной дисциплины используются активные и интерактивные формы сотрудничества: «преподаватель – студент», парная и групповая работа, что в свою очередь также влияет на формирование УУД.
Освоение курса сопровождается текущим и промежуточным контролем, включающими в себя тесты и проверочную работу по разделам.
Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет, который включает в себя контрольный тест, охватывающий ключевые темы, понятия и термины курса.
Обязательным условие допуска обучающегося к дифференцированному зачету является выполнение практических работ.
1.3. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профильная дисциплинаобщеобразовательного цикла.
Освоение дисциплины Биология является основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла.
1.4. Цели и задачи дисциплины, требования к планируемым результатам освоения дисциплины:
Цель изучения учебной дисциплины:
- получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
Результаты
Требования к результатам
(по ФГОС СОО)
Планируемые результаты изучаемой дисциплины
Личностные
1)российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России,уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2)гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3)готовность к служению Отечеству, его защите;
4)сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6)толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7)навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8)нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11)принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12)бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13)осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14)сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
1)сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;
2) понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
3) способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
4) владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
5) способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
6) готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
7)обладание навыками
безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
8)способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
9) готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
Метапредметные
1)умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2)умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3)владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4)готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)
5)умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6)умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7)умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8)владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9)владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
10)предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
1)осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
2)повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
3)способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
4) способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
5) умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
6) способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
7)способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
8) способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
Предметные
1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
2)владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
3)владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
4)сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
5)сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
1)объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
2)решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
3)выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
4)сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
5)анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
6)изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
7)находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
обучающийся должен знать:
1) основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
2) строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
3) сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
4) вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
5) биологическую терминологию и символику.
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Всего учебной нагрузки обучающегося72 часа, в том числе:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Всего часов
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
72
в том числе:
практические занятия
18
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД. 12 «БИОЛОГИЯ»
Введение
1
Знакомство с объектами изучения биологии.
Выявление роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей
2
Тема 1.
Учение клетки
Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
10
Слушание объяснений преподавателя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом
2
Химическая организация клетки
2
3
Нуклеиновые кислоты
2
4
Практическое занятие
2
Строение и функции растительной и животной клетки
5
Практическое занятие
2
Обмен веществ и превращение энергии в клетке
6
Неклеточные формы жизни. Вирусы.
2
Тема 2.
Организм. Размножение и индивидуальное развитие.
Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
10
Слушание объяснений преподавателя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Просмотр учебных фильмов.
7
Бесполое размножение.
2
8
Половое размножение
2
9
Индивидуальное развитие организма.
2
10
Практическое занятие
2
Сравнительная характеристика митоза и мейоза
11
Влияние курения, наркотиков и алкоголя на развитие зародыша.
2
Тема 3.
Основы генетики и селекции
Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
16
Слушание объяснений преподавателя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Просмотр учебных фильмов.
12
Основы генетики.
2
13
Законы Г. Менделя
2
14
Практическое занятие
2
Решение задач по генетике
15
Закономерности изменчивости
2
16
Практическое занятие
2
Модификационная изменчивость
17
Селекция растений
2
18
Селекция животных
2
19
Г.Д. Карпеченко и его вклад в науку.
2
Тема 4.
Эволюционное учение
Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
10
Слушание объяснений преподавателя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Просмотр учебных фильмов.
20
Микроэволюция
2
21
Макроэволюция
2
22
Естественный отбор в природных популяциях
2
23
Основные направления эволюционного процесса
2
24 Практическое занятие
2
Систематическое положение человека
Тема 5.
История развития жизни на Земле
Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
6
Слушание объяснений преподавателя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом.
25
Возникновение жизни на Земле
2
26
Доказательства родства человека с млекопитающими животными
2
27
Практическое занятие
2
Характеристика эволюции человека
Тема 6.
Основы экологии
Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
12
Слушание объяснений преподавателя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом.
28
Основы экологии
2
29
Взаимодействия живых организмов в экосистемах
2
30
Практическое занятие
2
Сравнительное описание естественных и агроэкосистем
31
Учение обиосфере
2
32
Влияние деятельности человека на биосферу
2
33
Практическое занятие
2
Решение экологических задач
Тема 7.
Бионика
Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
4
Слушание объяснений преподавателя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом.
34
Бионика
2
35
Повторительно-обобщающий урок
2
36
Дифференцированный зачетный урок
2
Темы индивидуальных исследовательских проектов:
Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
Драматические страницы в истории развития генетики.
Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина.
«Система природы» К. Линнея и ее значение для развития биологии.
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения
Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме — биосфере.
Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
Роль правительственных и общественных экологических организаций в соврменных развитых странах.
Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах).
Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения
3. условия р3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Биологии № 27
Оборудование учебного кабинета:
Рабочее место преподавателя (стол учительский – 1, стул – 1)
Комплекты тестовых заданий к темам: строение и функции клетки, бесполое и половое размножение, индивидуальное развитие организма, основы генетики, законы Менделя, закономерности изменчивости, основы экологии.
5. Контрольно-диагностические материалы
Комплект контрольно-измерительных материалов по текущему контролю
Комплект контрольно-измерительных материалов по промежуточной аттестации
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология: учебник / под ред. В.М. Константинова. М.: Академия, 2014. 320 с.-ISBN 978-5-7695-5444-5
Дополнительные источники:
1. Богданов Т.Л. Солодева Е.А. Биология. Спр. Пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М., АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2002. -816 с.
2. Захаров В.Б. Общая биология. Учебник. – М.: Дрофа, 2000
3. Константинов В.М. Общая биология. – М.: Академия, 2003 – 256с.
4. Энциклопедия для детей. Биология. – М., Русское энциклопедическое товарищество, 2003. – 733с.
5. Биологический тематический словарь: Учеб. Пособие для студентов СПО. – М., Изд. Центр Академия, 2006. – 336 с.
6. Энциклопедия для детей. Т 2. Биология. – 5-е изд. – М., Аванта +, 2000. – 704 с.
Интернет-ресурсы:
www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека). www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии). www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm (Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета).
www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).
www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов). www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).
www.nature.ok.ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).
www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Результаты обучения по дисциплине
Усвоенные знания:
З1.Основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности.
З2.Строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем.
З3.Сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере.
З4.Вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки.
З5.Биологическую терминологию и символику.
Освоенные умения:
У1.Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов.
У2.Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию.
У3.Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности.
У4.Сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа.
У5.Анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде.
У6.Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях.