Данная рабочая программа разработана по примерной программе Луганской Народной Республики и адаптированна для работы. В данной программе присутствует тематическое планирование, которое в последующем можно использовать как календарное и подгонять непосредственно для учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5-9 классы»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ПЕРВОМАЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА №10
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ЛИСНИЧЕНКО»
УТВЕРЖДАЮ:
ВРИО директора ГОУ ЛНР
«ПОШ №10 им. А. Лисниченко»
_____________Ю.Б.Чернышов
«___» сентября 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
базовый уровень
5-9 классы
Составитель рабочей программы
Селина Н.И.
2019 год
Пояснительная записка
Статус программы
Данная рабочая программа учебного предмета «Биология» для 5 - 9 классов разработана на основе Государственного приказа МОН № 495 от 21.05 18 основного общего образования Луганской Народной Республики и примерной программы основного общего образования по биологии с учетом планируемых результатов основного общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерную последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Данная программа составлена в соответствии с:
1. Приказ МОН ЛНР от 08.07.2019 г. №667-ОД "Об организованном начале 2019-2020 учебного года в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики"
2. Методическими рекомендациями по преподаванию учебных предметов в 2019- 2020 учебном году в образовательных учреждениях Луганской народной Республики
3. Приказ МОН ЛНР 693-од от 15.07.2019 года «Об утверждении Методических рекомендаций по организации образовательного процесса в 2019-2020 учебном году в образовательных организациях
4. Приказом от 10.02 2018 года № 139-ОД «Об утверждении методических рекомендаций по оцениванию учащихся образовательных организаций в системе общего образования ЛНР»
5. Примерной программы для образовательных организаций ЛНР, Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ номер 483 от 27.12 2016 года)
Общая характеристика курса биологии
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный пред мет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Цели
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Место курса биологии в базисном учебном плане
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неделю)в 7, 8 и 9 классах.
Результаты освоения курса биологии
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и само- образованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование понимания ценности здорового и без- опасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-смысловое чтение;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
-формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественнонаучной картины мира;
-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемой организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
-приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
-формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
-формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения эко- логического качества окружающей среды;
-освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Основное содержание
Живые организмы
Биология – наука о живых организмах. Биология как наука. Роль биологии. Правила работы в кабинете биологии. Методы изучения живой природы: биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношение и охрана биологических объектов. Признаки живых организмов их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Жизнедеятельность организмов: питание, способы питания. Питание бактерий. Питание растений. Питание грибов и животных. Жизнедеятельность организмов: транспорт веществ в организме. Жизнедеятельность организмов: дыхание. Жизнедеятельность организмов: передвижение. Размножение организмов. Рост и развитие.
Клеточное строение живых организмов. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Строение клетки бактерий. Строение клетки животных. Строение клетки растений. Химический состав клетки. Процессы жизнедеятельности клетки.
Ткани живых организмов.
Многообразие живых организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Классификация живых организмов. Неклеточные формы жизни.
Царства живой природы. Бактерии, их многообразие, роль в природе и жизни человека. Царство Растения. Отличительные признаки растений. Деление царства Растений на систематические группы. Царство Грибы. Отличительные признаки. Значение грибов. Лишайники, отличительные признаки и значение в природе и жизни человека. Царство Животные. Отличительные признаки животных. Деление царства Животных на систематические группы. Роль живых организмов в природе и в жизни человека.
Среды жизни. Экология. Экологические факторы. Среды жизни.
Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде.
Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Флора и растительность родного края.
Общее знакомство с царством Растения. Ботаника – наука о растениях. Разнообразие и значение растений. Общее знакомство с цветковыми растениями. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Осенние явления в жизни растений.
Органы цветкового растения. Строение семени. Однодольные и двудольные растения. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Строение побега.
Генеративные и вегетативные побеги. Строение почки. Вегетативные и
генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Значение побега. Разнообразие побегов. Видоизмененные побеги. Строение и значение цветка. Соцветия. Виды опыления. Строение и значение плода. Виды плодов. Распространение плодов.
Клеточное строение растений. Строение клетки растений. Разнообразие растительных клеток. Растительные ткани. Клеточное строение корня. Корневой волосок. Клеточное строение стебля. Клеточное строение листа.
Жизнедеятельность цветковых растений. Питание растений. Почвенное (корневое) питание. Воздушное питание (Фотосинтез). Космическая роль зеленых растений. Дыхание растений. Размножение растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Рост и развитие растений.
Многообразие растений. Принципы классификации. Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Отделы Мохообразные и Папоротникообразные, отличительные особенности. Отдел Голосеменные, отличительные особенности. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), классы Однодольные и Двудольные. Основные семейства цветковых растений (на примере 5 семейств Двудольных и 2 семейств Однодольных). Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Царство Бактерии. Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р.Коха и Л.Пастера.
Царство Грибы. Плесневые и шляпочные грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе, жизни человека. Первая помощь при отравлении. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе, жизни человека.
Общая характеристика царства Животные. Введение. Общее знакомство с животными. Зоология – наука о животных. Поведение животных(рефлексы и инстинкты). Многообразие и взаимоотношения животных.Изучение многообразия животных.
Одноклеточные животные или Простейшие. Вводная характеристика простейших. Систематические группы Простейших: Саркожгутиковые. Инфузории, Споровики. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека.
Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные. Вводная характеристика кишечнополостных. Класс Гидроидные. Размножение гидроидных. Регенерация. Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы. Происхождение кишечнополостных.
Типы червей. Краткая характеристика типа плоские черви. Класс Планарии. Классы Сосальщики и Ленточные черви. Тип Круглые черви. Борьба с червями-паразитами. Краткая характеристика типа кольчатых червей. Класс Малощетинковые черви. Класс Многощетинковые черви. Происхождение и значение червей.
Тип Моллюски. Краткая характеристика типа Моллюсков. Класс Брюхоногие. Класс Двустворчатые. Класс Головоногие. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие. Тип Членистоногие. Общие признаки строения членистоногих. Происхождение Членистоногих.
Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Главнейшие отряды насекомых. Происхождение насекомых. Насекомые – вредители поля и огорода. Насекомые – вредители сада и леса. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные
насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.
Тип Хордовые. Характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Подтип Черепные или Позвоночные. Общая характеристика основных классов позвоночных.
Общая характеристика Хрящевых и Костных рыб. Местообитание и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности рыб. Размножение и развитие рыб. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека.
Вводная характеристика Земноводных. Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных. Особенности строения органов полости тела и нервной системы земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение и значение.
Вводная характеристика класса Пресмыкающихся. Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры пресмыкающихся. Особенности строения органов полости тела и нервной системы. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Отряды современных Пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Вводная характеристика Класса Птиц. Местообитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сальмонеллез – опасное заболевание, передающееся через яйца птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц и их охрана. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.
Общая характеристика класса Млекопитающих. Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Первозвери, отряд Однопроходные. Звери. Отряд Сумчатые. Плацентарные млекопитающие. Отряды Насекомоядные и Рукокрылые. Отряды Грызуны и
Меры борьбы с грызунами. Отряд Хищные. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Профилактика бешенства. Отряды Ластоногие и Китообразные. Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные. Отряд Приматы.
Элементы рассудочного поведения. Экологические группы млекопитающих.
Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Их охрана. Виды и важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими.
Многообразие птиц и млекопитающих местного края.
Человек и его здоровье
Введение в науки о человеке. Место человека в органическом мире. Науки, изучающие человека. Методы изучения человеческого организма, их значение и использование в повседневной жизни. Сходство с животными и отличие от них. Биологическая природа и социальная сущность человека.
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
Общие свойства организма человека и уровни его организации.
Клетка, ее строение, химический состав, жизненные свойства. Клетки, ткани, органы, системы органов. Их взаимосвязь, как основа целостности многоклеточного организма. Строение тела человека. Организм – единое целое. Организм и среда.
Нейрогуморальная регуляция функций организма. Механизм регуляции функций организма человека. Виды желез в организме человека. Эндокринная система. Гормоны. Железы внутренней секреции. Железы смешанной секреции. Регуляция функции эндокринных желез. Строение нервной системы. Центральная и периферическая нервная система.
Соматическая и вегетативная нервная система. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг.
Большие полушария головного мозга. Нарушения деятельности нервнойсистемы и их предупреждение.
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат: состав, строение, функции. Кость: состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Профилактика травматизма. Первая помощь себе и окружающим при травмах опорно-двигательного аппарата. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц. Гиподинамия.
Кровь и кровообращение. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость), значение ее постоянства. Состав и функции крови. Эритроциты. Переливание крови. Группы крови. Лейкоциты, их роль в защите организма. Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Свертывание крови.
Кровеносная и лимфатическая системы: состав, строение, функции. Строение сосудов. Движение лимфы по сосудам. Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Предупреждение заболеваний сердечнососудистой системы.
Дыхание. Дыхательная система: состав, строение, функции. Внешнее дыхание и внутреннее дыхание. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом. Болезни органов дыхания и их профилактика. Гигиена дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма.
Пищеварение. Питание. Пища, как биологическая основа жизни. Пищеварительная система: состав, строение, функции. Обработка пищи в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке.
Исследования Павлова И.П. в области пищеварения. Изменение питательных веществ в кишечнике. Заболевания желудочно-кишечного тракта, их предупреждение, профилактика гепатита и кишечных инфекций.
Обмен веществ и энергии.
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Регуляция обмена веществ. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела.
Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Половая система: состав, строение, функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путем. Их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Сенсорные системы (анализаторы). Органы чувств и их значение в жизни человека. Анализаторы, их строение и функции. Строение органа зрения его строение и функции. Нарушения зрения и их предупреждение. Орган слуха, его строение и функции. Предупреждение нарушений слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса.
Высшая нервная деятельность. Психология поведения человека. Высшая нервная деятельность человека, работы И.П. Павлова, И.М.Сеченова, А.А. Ухтомского и П.К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности:способности, темперамент, характер, одаренность. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Здоровье человека и его охрана. Основы физиологии труда.
Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Здоровье человека. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно – приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс и др.). Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Значение окружающей среды, как источника веществ и энергии. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Общие биологические закономерности
Признаки и структурная организация жизни на Земле. Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира. Основные признаки живого. Уровни организации жизни и происходящие на них процессы.
Молекулярно – генетический уровень организации жизни.
Химический состав живого. Вода и минеральные вещества. Органические вещества. Наследственная информация и генетический код. Матричная реакция как основа передачи и реализации генетической информации. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость наследственного материала. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Органоидно – клеточный уровень организации жизни. История и методы изучения клетки. Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство родства, единства живой природы. Типы клеток. Строение прокариотических клеток. Строение эукариотических клеток. Части клетки и органоиды. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен. Типы питания организмов. Биосинтез белка. Жизненный цикл клетки. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организма. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.
Организменный уровень организации жизни. Многообразие организмов. Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Заболевания, вызываемые вирусами и их профилактика. Самовоспроизведение организмов. образование половых клеток и половое размножение у животных и растений. Мейоз. Оплодотворение и зародышевое развитие у животных. Постэмбриональное развитие у животных. Наследование признаков у организмов. Фенотип организма как результат проявление генотипа. Изменчивость признаков у организмов.
Популяционно-видовой уровень организации жизни. История развития представлений о виде и эволюции. Система органического мира. Основные систематические категории и их соподчиненность. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин и его эволюционная теория. Синтетическая теория эволюции. Вид как основная систематическая категория живого. Критерии вида. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе. Естественный отбор – главный фактор эволюции видов в природе. Приспособления организмов к условиям обитания как результат эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Образование новых видов организмов как результат эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных. Селекция как изменение человеком культурных форм организмов. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов. Использование бактерий и грибов в биотехнологии. Биологическое значение эволюции и селекции организмов.
Биоценотический уровень организации жизни. Экология как наука, экологические факторы, их влияние на организмы. Приспособление организмов к действию экологических факторов. Биоценоз. Взаимодействие разных видов в биоценозе (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Биогеоценоз (экосистема) и его основные компоненты. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Пищевые связи в экосистеме. Продукция биогеоценозов. Основные свойства биогеоценозов. Смена биогеоценозов. Агроэкосистема как искусственное сообщество организмов.
Биосферный уровень организации жизни. Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы и функции ее живого вещества. Круговорот веществ как основа существования биосферы. Краткая история эволюции биосферы. Человечество как глобальная сила биосферы. Ноосфера. Значение охраны биосферы для жизни на Земле. Биологическое разнообразие, как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Тематическое планирование
Биология. 5 класс
(34 часов, 1 раз в неделю)
№п\п
Содержание программного материала
Кол-во часов
1
Введение
3
2
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов
4
3
Многообразие организмов
27
ВСЕГО
34
Тематическое планирование
Биология. 6 класс
(68 часов, 2 раза в неделю)
№п\п
Содержание программного материала
Кол-во часов
1
Царство животные
6
2
Жизнедеятельность организмов
14
3
Размножение, рост и развитие организмов
5
4
Регуляция жизнедеятельности организмов
6
5
Эволюция растений. Экосистемы
2
6
Мир комнатных растений. Введение
3
7
Уход за комнатными растениями
6
8
Строение и размножение растений
8
9
Многообразие комнатных растений
14
10
Дизайн и комнатные растения
3
ВСЕГО
68
Тематическое планирование
Биология. 7 класс
(34 часа. 1 час в неделю)
№п\п
Содержание программного материала
Кол-во часов
1
Многообразие живого мира. Подцарство Простейшие.
3
2
Подцарство Многоклеточные.
24
3
Эволюция растений и животных, их охрана
4
4
Экосистемы
3
ВСЕГО
34
Тематическое планирование
Биология. 8 класс
(68 часа. 2 часа в неделю)
№п\п
Содержание программного материала
Кол-во часов
1
Введение
3
2
Общий обзор организма человека.
3
3
Опора и движение
5
4
Внутренняя среда организма
4
5
Кровообращение и лимфообращение
4
6
Дыхание
5
7
Питание
5
8
Обмен веществ и превращение энергии
4
9
Выделение продуктов обмена
2
10
Покровы тела человека
3
11
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
7
12
Органы чувств. Анализаторы.
4
13
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность.
6
14
Размножение и развитие человека
4
15
Человек и окружающая среда.
4
16
Обобщающее повторение
5
ВСЕГО
68
Тематическое планирование
Биология. 9 класс
(68 часа. 2 часа в неделю)
№п\п
Содержание программного материала
Кол-во часов
1
Введение
2
2
Основы цитологии
12
3
Размножение и индивидуальное развитие организмов
7
4
Основы генетики
13
5
Основы селекции и биотехнологии
15
6
Эволюционное учение
12
7
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
17
ВСЕГО
68
Учебно-тематическое планирование 5 класс.
(34 часа. 1 час в неделю)
№ п\п
№ в теме
Тема урока
Примечание
Введение (3 часа)
1
1
Биология – наука о живой природе.
2
2
Методы изучения биологии.
3
3
Разнообразие живой природы. Среды обитания организмов.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (4 часа)
4
1
Устройство увеличительных приборов.
Лабораторная работа.
5
2
Химический состав клетки.
6
3
Строение клетки. Ткани.
Лабораторная работа.
7
4
Жизнедеятельность клетки.
Контрольная работа.
Тема
Многообразие организмов (27 часов)
8
1
Классификация организмов.
9
2
Бактерии. Их строение и распространение.
10
3
Роль бактерий в природе и жизни человека.
11
4
Строение и многообразие грибов.
Л.р. особенности строения мукора и дрожжей.
12
5
Характеристика царства растения.
13
6
Водоросли.
14
7
Лишайники.
15
8
Мхи, папоротники, плауны, хвощи.
Л.р. строение спороносного папоротника.
16
9
Высшие семенные растения. Голосеменные.
17
10
Контрольная работа.
Тема
18
11
Покрытосеменные растения. Практическая работа. Изучение внешнего строения семенных растений.
19
12
Строение семян. Л.р. Изучение строения семян.
20
13
Виды корней и типы корневых систем. Л.р. Изучение разнообразия корневых систем.
21
14
Видоизменения корней.
22
15
Побег и почки.
23
16
Строение стебля. Л.р. передвижение воды и питательных веществ по древесине.
24
17
Внешнее строение листа.
25
18
Клеточное строение листа.
контрольная работа.
Тема
26
19
Видоизменения побегов. Л.р. Изучение клубня, луковицы и корневища.
27
20
Строение и разнообразие цветков. Л.р. изучение строения цветка.
28
21
Соцветия.
29
22
Плоды.
№ п\п
№ в теме
Тема урока
Примечание
30
23
Размножение покрытосеменных растений. Вегетативное размножение комнатных растений.
31
24
Классификация покрытосеменных. Класс Двудольные.
32
25
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
33
26
Класс Однодольные.
34
27
Контрольная работа.
Тема
Учебно-тематическое планирование по биологии 6 класс.
(68 часов, 2 раза в неделю)
№ п\п
№ в теме
Тема урока
Примечание
Царство животные (6 часов)
1
1
Разнообразие животного мира.
2
2
Подцарство одноклеточные. Л.р.№1 Разведение и изучение амеб в лаборатории.
3
3
Подцарство Многоклеточные.
4
4
Безпозвоночные животные.
5
5
Позвоночные животные.
6
6
Охрана живой природы.
Жизнедеятельность организмов (14 часов)
7
1
Обмен веществ – главный признак жизни.
8
2
Почвенное питание растений. Л.р.№2 Поглощение воды корнем.
9
3
Удобрение.
10
4
Фотосинтез. Л.р.№3 Изучение фотосинтеза.
11
5
Питание бактерий.
12
6
Питание грибов.
13
7
Гетеротрофное питание.
14
8
Плотоядные животные.
15
16
9
10
Дыхание растений. Л.р.Изучение дыхания растений.
Дыхание животных.
17
11
Передвижение веществ у растений.
18
12
Передвижение веществ у животных.
19
13
Выделение у растений и животных.
20
14
Листопад деревьев и кустарников.
Размножение, рост и развитие организмов (5 часов)
21
22
1
2
Размножение организмов.
Значение размножения.
№ п\п
№ в теме
Тема урока
Примечание
23
3
половое размножение.
24
4
Рост и развитие – свойства живых организмов.
25
5
Контрольная работа №1.
Регуляция жизнедеятельности организмов (6 часов)
26
1
Раздражимость – свойство живых организмов.
27
2
Гуморальная регуляция.
28
3
Нейрогуморальная регуляция.
29
4
Поведение.
30
5
Движение организмов.
31
6
Организм – единое целое.
Эволюция растений. Экосистемы (2 часа)
32
33
1
2
Этапы эволюции растительного мира.
Освоение суши растениями.
34
3
Экосистемы. Растительный мир Донбасса.
Мир комнатных растений
Введение (3 часа)
35
1
Введение. История возникновения комнатного цветоводства.
36
2
Влияние комнатных растений на психоэмоциональное и физическое состояние человека.
37
3
Лекарственные и косметические свойства комнатных растений.
Уход за комнатными растениями ( 6 часов)
38
1
Световой и температурный режим.
39
2
полив. Влажность воздуха. Сады в бутылке.
40
3
Почва, ее свойства. Земельные смеси.
41
4
Основные элементы минерального питания. Макроэлементы и микроэлементы. Органические удобрения.
42
5
Бактериальные удобрения.
43
6
Гидропоника. Приготовление питательных растворов и смесей.
Строение и размножение растений (8 часов)
44
1
Органы растений.
45-46
2-3
Размножение комнатных растений.
47-48
4-5
Пересадка растений. Посуда и инвентарь.
49
6
Вредители комнатных растений и методы борьбы с ними.
50
7
Болезни комнатных растений и методы борьбы с ними.
51
8
Контрольная работа №2
№ п\п
№ в теме
Тема урока
Примечание
Многообразие комнатных растений (14 часов)
52
1
Основные группы комнатных растений.
53
2
Семейство амариллисовые. Семейство аралиевые.
54
3
Семейство ароидные. Семейство асфоделовые.
55
4
семейство бромеливые. Семейство какутосовые.
56
5
Семейство марантовые. Семейство молочайные.
57
6
Семейство орхидные. Семейство пальмовые.
58
7
Папоротники. Семейство толстянковые.
59
8
Семейство тутовые.
60
9
Бонсаи.
61
10
Выращивание цитрусовых в комнатных условиях.
62
11
огород на подоконнике.
63-64
12-13
Паспортизация комнатных растений.
65
14
Обобщающие занятие. Экскурсия.
Дизайн и комнатные растения (3 часа)
66
1
Выбор комнатных растений для дома. Их приобретение и транспортировка. Расположение комнатных растений в жилых помещениях.
67
2
Эстетика и комнатные растения.
68
3
Итоговое занятие.
Тематическое планирование 7 класс.
(34 часа. 1 час в неделю)
№ п\п
№ в теме
Тема урока
Примечание
Многообразие живого мира. Подцарство Простейшие. ( 3 часа)
1
1
Общие сведенья о животном мире.
2
2
Одноклеточные животные, или Простейшие.
3
3
Паразитические простейшие. Значение простейших.
Подцарство Многоклеточные. (24 часа)
4
1
Ткани органы и системы органов многоклеточных животных.
Л.р.№1 Изучение многообразия тканей животных на постоянных микропрепаратах.
5
2
Тип Кишечнополостные.
6
3
Многообразие кишечнополостных.
7
4
Общая характеристика червей. Тип Плоские черви.
8
5
Тип Круглые черви.
9
6
Тип Кольчатые черви.
10
7
Класс Брюхоногие.
№ п\п
№ в теме
Тема урока
Примечание
11
8
Класс Двухстворчатые моллюски.
12
9
Класс Головоногие моллюски.
13
10
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.
Л.р.№2 Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.
14
11
Класс Паукообразные.
15
12
Контрольная работа 31.
16
13
Класс Насекомые.
17
14
Многообразие насекомых.
18
15
Тип Хордовые.
19
16
Надкласс Рыбы. Строение и жизнедеятельность рыб.
Л.р.№3 Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни.
20
17
Приспособление рыб к условиям обитания. Значение рыб в природе.
21
18
Класс Земноводные.
Л.р.№4 Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.
22
19
Класс Пресмыкающиеся.
23
20
Класс Птицы.
Л.р.№5 Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни.
24
21
Многообразие птиц и их строение. Птицеводство.
25
22
Класс Млекопитающие, или Звери.
Л.р.№6 Изучение внешнего строения млекопитающего.
26
23
Многообразие зверей.
П.р.31 Определение принадлежности животных к определенной систематически группе с использованием справочников и определителей(классификация).
27
24
Домашние млекопитающие.
П.р.№2 Распознавание домашних животных.
Эволюция растений и животных, их охрана (4 часа)
28
1
Этапы эволюции органического мира.
П.р.№3 Выявление приспособлений у животных к среде обитания.
Л.р.№1 Изучение микроскопического строения тканей.
5
2
органы и ткани.
6
3
Регуляция процессов жизнедеятельности.
Опора и движение (5 часов)
7
1
Опорно-двигательная система. Состав строение и рост костей.
8
2
скелет человека. Соединения костей. Скелет головы.
9
3
Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов.
П.р. 31 Изучение внешнего вида отдельных костей.
10
4
Строение и функции скелетных мышц.
11
5
Работа мышц и ее регуляция. Нарушения опорно – двигательной системы. Травматизм.
П.р. №2 Выявление статистической и динамической работы на утомление мышц.
Тема
Внутренняя среда организма (4 часа)
12
1
Состав внутренней среды организма и ее функции.
13
2
Состав крови. Внутренняя среда организма.
Л.р. Изучение микроскопического строения крови.
14
3
Свертывание крови. Переливание крови. Группы крови.
15
4
Иммунитет. нарушения иммунной системы человека. Вакцинация.
Кровообращение и лимфообращение (4 часа)
16
1
Органы кровообращения. Строение и работы сердца.
Л.р. №3 Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.
17
2
Сосудистая система.
П.р. №3 Измерение кровяного давления.
18
3
Лимфообращение.
19
4
Сердечнососудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении.П.р. №4 Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений.
№ п\п
№ в теме
Тема урока
Примечание
Дыхание (5часов)
20
1
Дыхание и его значение. Органы дыхания.
21
2
Механизм дыхания. Жизненная емкость легких.
22
3
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.
П.р. №5 Определение частоты дыхания.
23
4
Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация.
24
5
Контрольная работа №1.
Тема
Питание (5 часов)
25
1
Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции.
26
2
Пищеваре6ние в ротовой полости. Глотка и пищевод.
Л.р. №4 Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал.
27
3
Пищеварение в желудке и кишечнике.
28
4
Всасывание питательных веществ в кровь.
29
5
Регуляция пищеварения. Гигиена питания.
Обмен веществ и превращение энергии (4 часа)
30
1
Пластический и энергетический обмен.
П.р. №6 Измерение массы и роста своего организма.
31
2
Ферменты и их роль в организме человека.
32
3
Витамины и их роль в организме человека.
33
4
Нормы и режим питания. Нарушение обмена веществ.
П.р. №7 Определение норм рациона питания
Выделение продуктов обмена (2 часа)
34
1
Выделение и его значение. Органы мочевыделения.
35
2
Заболевания органов мочевыделения.
Покровы тела человека (3 часа)
36
1
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи.
37
2
Болезни и травмы кожи.
38
3
Гигиена кожных покровов.
Тема
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (7 часов)
39
1
Железы внутренней секреции и их функции.
40
2
Работа эндокринной системы и ее нарушения.
41
3
Строение нервной системы и ее значение.
42
4
Спинной мозг.
43
5
Головной мозг.
Л.р. №5 Изучение строения головного мозга человека ( по муляжам)
44
6
Вегетативная нервная система.
45
7
Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение.