Рабочая программа по биологии 5-6 класс к учебнику Пономарёвой И.Н
Рабочая программа по биологии 5-6 класс к учебнику Пономарёвой И.Н
Рабочая программа 5-6 класс педназначена к учебнику Пономарёвой И.Н. 1 час в неделю. В программе представлены лабораторные и практические работы по предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Количество часов по учебному плану: всего- 70 часов.
Планирование составлено на основе:
Авторской программы И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2017г)
Учебники:
Биология. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /И.Н.
Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой; М.: «Вентана-Граф», 2015./
Биология: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / И.Н.
Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; М.: Вентана-Граф, 2015./
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета Биология для 5-6 класса разработана на основе
- нормативных документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
2. Федерального государственного образовательного стандарта ООО (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г)
3. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»;
4. Примерной программе по биологии. Биология. 5–9 классы. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2015. — 64 с. — (Стандарты второго поколения).
5. Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Балабановская основная общеобразовательная школа №13
6. Устава МБОУ БООШ №13
7.Учебного плана МБОУ БООШ №13 на 2019-2020 учебный год.
8. Календарного-учебного графика на 2019-2020 учебный год
Курс биологии открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курса «Окружающий мир» начальной
ступени обучения.
Цели и задачи биологического образования:
социализация обучаемых — вхождение в мир куль туры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей:
признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного
отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе;
познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного
отношения к объектам живой природы.
Место курса биологии в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ БООШ №13. Данная программа рассчитана на 1 год.
Общее число учебных часов в 5 классе - 35 часов, 6 классе – 35 часов. (1ч в неделю). В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ БООШ №13 на 2019-2020 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2019-2020 учебном году, расписанием учебных занятий МБОУ БООШ №13 в условиях пятидневной рабочей недели, данная программа по биологии будет выполнена, за счет объединения уроков в 5 классе уроки №29-30, в 6 классе №23-24.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные универсальные учебные действия
Ученик получит возможность научиться:
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов; проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические опыты и объяснять их результаты; описывать биологические объекты;
классифицировать живые организмы по царствам; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников.
Ученик получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
находить информацию о растениях, грибах, бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научиться:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
работать в группе;
основам коммуникативной рефлексии.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научиться:
проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;
давать определения понятиям;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно проводить исследование на основе применения метода наблюдения;
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Формирование ИКТ – компетентности обучающихся
Фиксация изображений и звуков
Ученик научиться:
осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе наблюдения природного процесса;
учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;
выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;
проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий.
Содержание учебного предмета, курса
5 класс
Живые организмы.
Биология – наука о живых организмах.
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Клеточное строение организмов.
Клетка–основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.
Многообразие организмов.
Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.
Среды жизни.
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.
Лабораторные и практические работы.
Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
Изучение строения плесневых грибов.
6 класс
Царство Растения.
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.
Органы цветкового растения.
Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.
Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.
Многообразие растений.
Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Царство Бактерии.
Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
Царство Грибы.
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы:
Изучение органов цветкового растения.
Передвижение воды и минеральных веществ в растении.
Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
Изучение строения водорослей.
Изучение строения мхов (на местных видах).
Изучение строения папоротника (хвоща).
Изучение строения голосеменных растений.
Изучение строения покрытосеменных растений.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс
№ урока
№ урока в теме
Тема урока
Кол-во часов
Дано
план
факт
Биология – наука о живом мире (8 часов)
1.
1.
Биология как наука. Правила ТБ на уроках биологии.
1
3.09
2.
2.
Признаки живых организмов
1
10.09
3.
3.
Методы изучения в биологии.
Практическая работа №1 «Определение растворимости веществ»
1
17.09
4.
4.
Увеличительные приборы.
Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов»
1
24.09
5.
5.
Строение клетки.
Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»
1
1.10
6.
6.
Ткани.
1
8.10
7.
7.
Химический состав клетки.
Лабораторная работа №3 «Химический состав клетки»
1
15.10
8.
8.
Контрольная работа №1 по теме: «Биология-наука о живом мире»
1
22.10
Многообразие живых организмов (12 часов)
9.
1.
Царства живой природы.
1
5.11
10.
2.
Бактерии: строение и жизнедеятельность.
Лабораторная работа №4
«Внешнее строение бактерий»
1
12.11
11.
3.
Значение бактерий в природе и жизни человека.
1
19.11
12.
4.
Растения. Многообразие растений.
1
26.11
13.
5.
Растения. Лабораторная работа №5
«Знакомство с внешнем строением растения»
1
3.12
14.
6.
Животные. Строение животных.
1
10.12
15.
7.
Грибы.
Лабораторная работа №6
«Знакомство с грибами»
1
17.12
16.
8.
Многообразие и значение грибов.
1
24.12
17.
9.
Лишайники.
1
14.01
18.
10.
Значение живых организмов в природе и жизни человека.
1
21.01
19.
11.
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Многообразие живых организмов».
1
28.01
20.
12.
Контрольная работа №2 по теме: «Многообразие живых организмов»
1
4.02
Жизнь организмов на планете Земля (8 часов)
21.
1.
Среды жизни планеты Земля.
1
11.02
22.
2.
Экологические факторы среды.
1
18.02
23.
3.
Приспособления организмов к жизни в природе.
1
25.02
24.
4.
Природные сообщества.
1
3.03.
25.
5.
Природные зоны России.
1
10.03
26.
6.
Жизнь организмов на разных материках.
1
17.03
27.
7.
Жизнь организмов в морях и океанах.
1
31.03
28.
8.
Контрольная работа №3 по теме: «Жизнь живых организмов»
1
7.04
Человек на планете Земля (8 часов)
29.
1.
Как человек появился на земле.
.
1
14.04
30.
2.
Как человек изменил природу
31.
3.
Важность охраны живого мира планеты.
Сохраним богатство живого мира.
1
21.04
32.
4.
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек на планете Земля»
1
28.04
33.
5.
Урок повторения «Что я выучил за год»
1
12.05
34.
6.
Итоговый контроль за курс 5 класса
1
19.05
35.
7.
Урок-игра «Ботаника»
1
26.05
ИТОГО:
34
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ урока
№ урока в теме
Тема урока
Кол-во
часов
Дано
план
факт
Наука о растениях – ботаника (5 часов)
1.
1.
Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика.
1
3.09
2.
2.
Многообразие жизненных форм растений
1
10.09
3.
3.
Клеточное строение растений
1
17.09
4.
4.
Ткани растений.
1
24.09
5.
5.
Контрольная работа №1 по теме: «Наука о растениях ботаника»
1
1.10
Органы растений (10 часов)
6.
1.
Семя, его строение и значение.
Лабораторная работа №1 «Строение семян»
1
8.10
7.
2.
Условия прорастания семян
1
15.10
8.
3.
Корень, его строение и значение.
Лабораторная работа №2 «Строение корня»
1
22.10
9.
4.
Побег, его строение и значение.
Лабораторная работа №3 «Строение вегетативных и генеративных почек»
1
5.11
10.
5.
Лист, его строение и значение.
1
12.11
11.
6.
Стебель, его строение и значение.
Лабораторная работа №4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы»
19.11
12.
7.
Цветок, его строение и значение.
1
26.11
13.
8.
Плод, его строение и значение.
1
3.12
14.
9.
Контрольная работа №2 по теме:«Органы растений»
1
10.12
15.
10.
Урок-игра «Знаю, я растения»
1
17.12
Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов)
16.
1.
Минеральное питание растений и значение воды
1
24.12
17.
2.
Воздушное питание-фотосинтез
1
14.01
18.
3.
Дыхание и обмен веществ у растений
1
21.01
19.
4.
Размножение и оплодотворение у растений
1
28.01
20.
5.
Вегетативное размножение у растений. Лабораторная работа №5 «Черенкование комнатных растений» .
1
4.02
21.
6.
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений»
1
11.02
22.
7.
Контрольная работа по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений»
1
18.02
Многообразие и развитие растительного мира (11 часов)
23.
1.
Систематика растений, её значение для ботаники
1
25.02
24.
2.
Водоросли, их разнообразие и значение природе
25.
3.
Отдел Моховидные. Общая характеристика
Лабораторная работа №6 «Строение мха»
1
3.03.
26.
4.
Плауны. Хвощи. Папоротники и их характеристика.
1
10.03
27.
5.
Отдел Голосеменные. Общая характеристика.
1
17.03
28.
6.
Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика.
1
31.03
29.
7.
Семейства класса Двудольные.
1
7.04
30.
8.
Семейства класса Однодольные.
1
14.04
31.
9.
Историческое развитие растительного мира
1
21.04
32.
10.
Разнообразие и происхождение культурных растений. Дары Нового и Старого света.
1
28.04
33.
11.
Контрольная работа по теме: «Многообразие и развитие растительного мира»
1
12.05
Природные сообщества (2 часа)
34.
1.
Итоговая контрольная работа за курс 6 класса
1
19.05
35.
2.
Понятие о природном сообществе. Совместная жизнь организмов в сообществе. Смена природных сообществ.