Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс»
составлена с учетом интегративных связей с географией, физикой, химией и информатикой, включает изучение актуальных тем для Тюменской области)
Пояснительная записка.
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Закона Российской Федерации « Об образовании» (статья 7).
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089
Федерального базисного учебного плана (Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004г.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень)
Авторской программы В.В.Пасечника, опубликованной издательством «Дрофа» в 2010г
Учебного плана на 2018-2019 учебный год.
Учебник: Каменский, В.В. Криксунов Е.А, Пасечник А.А: «Общая биология. 10-11 кл.» Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2014 .
Методический комплекс:
1. Рабочая тетрадь. Общая биология 10-11 классы. – М.: «Дрофа», 2013 г.
2. Т.А.Козлова. Методическое пособие к учебнику: Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Общая биология. 10-11 кл.» - М., Экзамен, 2014
3. В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов. Общая биология. 10-11 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2010
Цели и задачи
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на
базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории
развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в
биологической науке; роли биологической науки в формировании современной
естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за
экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую
культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей,
теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе
работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости
бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению
оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей
и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил
поведения в природе.
Место предмета в базисном учебном плане
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего
(полного) общего образованиябазовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка,
поиск информции в различных источниках
Методы достижения целей
Данная программа реализуется при сочетании разнообразных форм и методов обучения:
Виды обучения: объяснительно-репродуктивный, проблемный, развивающий.
Формы обучения: групповые, фронтальные, индивидуальные.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические и специальные.
Рабочей программой предусмотрены уроки обобщающего повторения, которые проводятся с
целью систематизации знаний по темам, для достижения результатов уровня обученности,
для осуществления тематического контроля.
Данные формы, методы, виды обучения используются согласно индивидуальной технологии
учителя и направленности класса. Все это позволяет учителю варьировать типы уроков,
Распределение учебного материала по разделам и часам:
10 класс
№ раздела
Название раздела
Количество часов
Биология как наука. Методы научного познания
4
Клетка
10
Организм.
19
Обобщение и контроль знаний
1
10 класс 11класс
СОДЕРЖАНИЕ (34 часов)
биология как наука. методы научного познания (4 ч)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы*. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Демонстрации:
Биологические системы.
Уровни организации живой природы.
Методы познания живой природы.
Актуальная тематика для региона:
Экскурсия на предприятия Вагайского района по изучению химического состава молока, изучение биотехнологических процессов гликолиза, брожения : С.Вагай, ветстанция (качество молока, содержание белков, углеводов, жиров)
ООО "Ермак" производство хлеба и хлебобулочных изделий
Экскурсия или виртуальная экскурсия на предприятия Тюменской области по сортировке, переработке мусора и утилизации твердых бытовых отходов (ООО Лизинговая компания «Диамант групп-Тюмень», ООО «Экологический альянс», ООО «Долина Карабаш», ООО «Экодром»)
Экскурсия на местные природные объекты (река, лес, озеро и пр.) с целью изучения биосистем разного уровня:
Клетка (10)
Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Демонстрации:
Строение молекулы белка.
Строение молекулы ДНК.
Строение молекулы РНК.
Строение клетки.
Строение клеток прокариот и эукариот.
Строение вируса.
Хромосомы.
Характеристика гена.
Удвоение молекулы ДНК.
Лабораторные и практические работы:
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
Сравнение строения клеток растений и животных.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Организм (19 ч)
Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрации:
Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке.
Фотосинтез.
Деление клетки (митоз, мейоз).
Способы бесполого размножения.
Половые клетки.
Оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма.
Моногибридное скрещивание.
Дигибридное скрещивание.
Перекрест хромосом.
Неполное доминирование.
Сцепленное наследование.
Наследование, сцепленное с полом.
Наследственные болезни человека.
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Мутации.
Модификационная изменчивость.
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Искусственный отбор.
Гибридизация.
Исследования в области биотехнологии.
Актуальная тематика для региона:
Экскурсия или виртуальная экскурсия на фермерские хозяйства по производству животноводческой продукции Тюменской области:
Общество с ограниченной ответственностью "Агропромышленная фирма "Бегишево"
РИФ-инвест, с.Куларово (мясное направление, производство картофеля и др.)
Лабораторные и практические работы:
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
Составление простейших схем скрещивания.
Решение элементарных генетических задач.
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику,
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
•решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные' схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Календарно-тематическое планирован ие
10 класс (34 часа в год) 1полугодие-15ч. 2 полугодие-19 ч.
№
Тема урока
тип урока
Содержание урока
Виды учебной деятельности
Актуальная тематика для региона.
Интеграция.
Контроль,
дом. задание
Дата
план
Дата факт.
Раздел 1: Биология как наука. Методы научного познания (4часа)
1(1)
Краткая история развития биологии..
И.н.м
Предмет и задачи общей биологии, связь биологии с другими науками. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Учащиеся должны знать, что изучает общая биология, биологические науки, этапы научных исследований, определять проблемы, выдвигать гипотезы, планировать эксперименты, делать выводы из полученных результатов.
&1
2(2)
Методы исследования в биологии
Комб.
Методы исследования
Знать основные методы изучения природы
Интеграция с химией и физикой
& 2
Входной контроль
3(3)
Сущность жизни и свойства живого.
комб.
Биология. Жизнь. Основные свойства живых организмов. Многообразие живого мира.
Учащиеся должны уметь объяснять основные свойства живых организмов: обмен веществ, саморегуляцию, самовоспроизведение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость и уметь привести примеры представителей 5 царств Ж.О.
царст
царств живой природы - вирусы, бактерии, грибы, растения и животные.
Основные положения клеточной теории, особенности строения клеток прокариотов и эу-кариотов.
Учащиеся должны знать основные положения клеточной теории и основные отличия в строении клеток организмов разных царств, уметь доказать материальное единство органического мира.
&5
2(6)
Химический состав клетки (4часа)
Неорганические вещества, их роль в клетке.
комб.
Урок-дискус
сия
Элементарный состав живого вещества. Строение и биологическое значение воды и минеральных солей.
Учащиеся должны знать элементарный состав живого вещества и уметь привести примеры макроэлементов, биоэлементов и микроэлементов; содержание и роль воды и минеральных солей в клетке
Интеграция с химией.
устный
фронтальный опрос
&6-8
3(7)
Органические вещества клетки. Углево-
ды, липиды, их роль в клетке.
комб.
Строение и биологическое значение углеводов, липидов.
. Учащиеся должны знать особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов, жиров и других липидов. Объяснять переход количественных изменений в качественные на примере углеводов
.Вагай, ветстанция
(качество молока, содержание белков, углеводов, жиро
проверочная беседа
&9-10
4(8)
Строение и функции белков.
комб.
Биополимеры, полипеп-тиды, пептидная связь; структуры, свойства и функции белковых молекул; биологические катализаторы - ферменты
Учащиеся должны знать строение, свойства, функции и биологическое значение белков в клетке; уметь объяснять функции белков особенностями строения их молекул
Вагай, ветстанция
(качество молока, содержание белков, углеводов, жиро
устный фрон-тальный опрос
&11
5(9)
Нуклеиновые кислоты. АТФ.
и.н.м.
ДНК, РНК, АТФ, генетический код.
Учащиеся должны знать особенности строения молекул ДНК, РНК и АТФ, их биологическое значение. Учащиеся должны уметь схематически изображать нуклеотиды и структуру АТФ, процесс удвоения ДНК.
&12-13, повт.5-11
6(10)
Строение клетки (4часа)
Клеточная мембрана. Ядро. Особенности строения клеток бактерий, грибов, растений и животных.
и.н.м.
Л.Р
Строение и функции оболочки, цитоплазмати-ческой мембраны, ядра.
микроскопом
Учащиеся должны знать строение и функции ядра, клеточных мембран.
Л.Р.№1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом
поисковая беседа
&14-15
7(11)
Цитоплазма. Органоиды клетки.
комб.
Строение и функции цитоплазмы и её органоидов.
Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, органоидов клетки, клеточных включений.
&16-17, таблица
8(12)
Сходство и различия в строении прокариот и эукариот
Л.Р.
Л.Р.№2 Приготовление и описание
9(13)
Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов.
пр.р л.р.
Учащиеся должны уметь сравнивать биологические объекты
Л.р.№3 «Сравнение строения клеток растений и животных»
&19
10
(14)
. Вирусы.
и.н.м.
Строение бактериальной клетки, спорообразова-ние, размножение и значение бактерий. Вирусы и бактериофаги.
Учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов, их значение в природе и жизни человека.
&18, 20, повт.14-17, 19
Раздел 3: Организм (19часов)
18.12
1(15)
Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.
зач-об. и.н.м.
Одно-, многоклеточные, колониальные организмы.
Учащиеся должны знать особенности строения клеток.
к.р. за 1 полугодие
2(16)
Обмен веществ и энергии в клетке (3 часа)
Энергетический обмен.
и.н.м.
Метаболизм, анаболизм и катаболизм, три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания.
Учащиеся должны усвоить сущность и значение обмена веществ в клетке. Особенности энергетического обмена клетки и значение митохондрий в процессах клеточного дыхания.
Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фотосинтеза, хемосинтез.
Учащиеся должны знать типы питания организмов и особенности автотрофного питания и уметь привести примеры организмов с различными типами питания.
опрос
&23-25
4(18)
Генетический код. Биосинтез белка.
комб.
Транскрипция и трансляция генетической информации клетки.
Учащиеся должны знать основные особенности этапов биосинтеза белка в клетке, уметь построить схему транскрипции и объяснить принцип реализации генетической информации.
устный фронтальный опрос
&26-27
5
(19)
Размножение (4часа) Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.
и.н.м.
зач-об.
Жизненный цикл клеток. Фазы митоза.
Учащиеся должны знать значение деления клетки и особенности интерфазы и фаз митоза. Учащиеся должны уметь объяснить механизм, обеспечивающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре.
&28-29; 31
6
(20)
Мейоз.
и.н.м.
Фазы мейоза.
Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение полового размножения, основные фазы мейоза.
устный фронтальный опрос.
&30
7(21)
Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение.
и.н.м.
Формы бесполого размножения. Биологическое значение полового процесса.
Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение бесполого и полового размножения
&31-32
8(22)
Развитие половых клеток. Оплодотворение.
комб.
Гаметогенез. Наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение у растений
Учащиеся должны знать сущность процесса оплодотворения, особенности строения зиготы, особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов.
&33-34
9(23)
Онтогенез (2часа)
Эмбриональный период. Л.р.№4«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих какдоказательство их родства».
комб.
л.р.№4
Эмбриогенез.
Учащиеся должны уметь сравнивать биологические объекты.
Л.р.№4«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих какдоказательство их
устный фронтальный опрос.
&35,36, презентации, сообщения
10
(24)
Постэмбриональный период. Влияние факторов среды на развитие зародыша человека.
семи-нар №1
Вред курения, употребления алкоголя, наркотиков, пищевых добавок, лекарств, излучений, стрессовых ситуаций и др.
Учащиеся должны знать факторы, оказывающие вредное воздействие на развитие зародыша и меры профилактики. Учащиеся должны уметь находить информацию, анализировать и оценивать влияние различных вредных факторов на наследственность человека
&37, повт.28-36
11
(25)
Наследственность и изменчивость (7час.) Введение в генетику.
Моногибридное скрещивание.
Пр.р.№1 Составление
Схем скрещивания.
и.н.м.
Основные термины и нятия генетики.
Гибридологический метод, моногибридное скрещивание, первый закон Менделя
Учащиеся должны знать основные понятия, задачи и методы генетики.
Учащиеся должны знать генетическую терминологию и символику, уметь записывать схемы скрещивания. Пр.р.№1
Составление
Схем скрещивания.
&38,39,термины
12 (26)
Анализирующее скрещивание.
комб.
Решение задач на моногибридное наследование.
Учащиеся должны уметь решать основные типы генетических задач.
Учащиеся должны уметь решать основные типы генетических задач. Пр.р.№2 «Решение
элементарных
повт.&38-40, термины
14
(28)
Дигибридное скрещивание.
и.н.м.
Дигибридное скрещивание, третий закон Менделя.
Учащиеся должны знать законы Менделя и уметь записывать схемы скрещивания и составлять решетку Пеннета.
устный фронтальный опрос. &41
15
(29)
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов.
и.н.м.
Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола.
Учащиеся должны знать закон Моргана и понимать основные положения хромосомной теории, знать хромосомный механизм определения пола и о сцепленном с полом наследовании.
Устный фронтальный опрос.
&42-43
16 (30)
Сцепленное с полом наследование.
пр.р.
Решение задач на сцепленное с полом наследование.
Учащиеся должны уметь решать основные типы генетических задач.
Учащиеся должны знать виды изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, формулировку закона гомологических рядов.
Виртуальная экскурсия
ООО Лизинговая компания «Диамант групп-Тюмень». Завод по сортировке и переработке мусора
ООО «Экологический альянс» на территории Тюменской области, утилизация твёрдых бытовых отходов на территории Тюменской области.
Нижнетавдинский район, ООО «Экодром», завод по переработке строительных отходов
химия - Химическое загрязнение окружающей среды фреонами, пестицидами, нефтью и продуктами её переработки
18
(32)
«Генетика человека.
Пр.р №3 Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».
Комб.
Влияние различных вредных факторов на наследственность человека.
Учащиеся должны уметь находить информацию, анализировать и оценивать влияние различных вредных факторов на наследственность человека.
Пр.р.№2 «Решение элементарных
Экскурсия на местные природные объекты (река, лес, озеро и пр.)
19
(33)
Генетика- теоретическая основа селекции.селекция .биотехнология (3 часа)
Селекция . Методы селекции
комб
Селекция
Центры происхождения
Гибридизация
отбор
Знать понятия
Центры происхождения культурных растений.
К.р.за второе полугодие
(34)
Пр.Р. №4 Анализ и оценка некоторых исследований в биотехнологии
Пр.р
биотехнология
Знать понятия
Уметь объяснять, анализировать
Пр.Р. №4 Анализ и оценка некоторых исследований в биотехнологии
Календарно-тематическое планирование 11 класс
(1 час в неделю)
№
Тема урока
тип урока
Содержание урока
Виды учебной деятельности
Практическая часть
Контроль,
дом. задание
Дата
план
Дата факт.
Раздел 4 Вид (20 часов) Тема 4.1 История эволюционных идей -4 часа
1
Развитие представлений об эволюции живой природы.
комбинированный
Понятие об эволюции, система органической природы К.Линнея, эволюционная теория Ж.Б.Ламарка, вклад в теорию эволюции Ж.Кювье и К.Бэра.
Давать определения терминам Анализировать и оценивать
Входной контроль
& 52 (1-3)
02.09.15
2
Ч.Дарвин и основные положения его теории.
изучение нового материала
История создания и основные положения теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Называть: основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина;движущие силы эволюции;
устный фронтальный опрос
& 52 (4)
09.09
3
Борьба за существование и её формы.
комбинированный
Причины борьбы за существование. Межвидовая, внутривидовая и борьба с неблагоприятными условиями.
Характеризовать: сущность борьбы за существование; сущность естественного отбора.
с/р (тематический контроль)
& 57
16.09
4
Роль эволюционной теории
семинар
КИМ по ЕГЭ
23.09.
Тема 4.2 Современное эволюционное учение – 9 часов
1(5)
Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции.
комбинированный
Определение понятия «вид», его критерии.
Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии вида.
Анализировать содержание определения понятия вид. Характеризовать критерии вида. Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида
л/р №1,2 «Описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида»
Тема 4.2: Современное эволюционное учение (9 часов)
30.09
2
(6)
Синтетическая теория эволюции. Генетический состав популяций.
изучение нового материала
Понятие популяции. Роль популяции в эволюционном процессе, взаимоотношения организмов в популяциях. Популяционная генетика. Генофонд. Мутационный процесс.
Приводить собственные примеры.объяснять эволюционную роль мутаций, раскрывать суть и значение генетической стабильности популяций.
в тетради
& 53
07.10
3
(7)
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.
изучение нового материала
Причины изменения генофонда популяций.
Анализировать и оценивать значение резких колебаний численности особей в популяции. Давать определение понятиям: наследственная изменчивость
устный фронтальный опрос
& 55, записи в тетради
14.10
4
(8)
Естественный отбор и его формы.
изучение нового материала
Естественный отбор, стабилизирующий, движущий и дизруптивный, полиморфизм, творческая роль естественного отбора.
Уметь объяснять,
Работать с текстом
устный фронтальный опрос
& 56, записи в тетради
21.10
5
(9)
Приспособленность и её относительность.
комбинированный
Приспособленность, защитная окраска и защитное поведение, другие формы приспособленности.
Пересказ, приводить примеры
л.р. №3 «Выявление приспособленности у организмов»
устный фронтальный опрос
& 58
11.11
6
(10)
Изоляция. Видообразование.
изучение нового материала
Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы, микроэволюция, стадии видообразования, аллопатрическое и симпатрическое видообразование.
Составлять схемы, классифицировать,
Решать тесты
л.р. №3 «Выявление приспособленности у организмов»
записи в тетради
18.11
7
(11)
Макроэволюция и её доказательства.
изучение нового материала
Макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды.
Приводить доказательства и примеры
устный фронтальный опрос
& 59-60
25.11
8
(12)
Система растений и животных – отображение эволюции.
комбинированный
Систематические группы, принципы современной классификации.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
семинар
Практическая работа
Гипотезы происхождения жизни: креационизм, биогенез, абиогенез, панспермия. Отличительные признаки живого. Начальные этапы эволюции жизни.
Анализировать и приводить примеры
Практическая работа
с/р (текущий контроль)
& 63
16.12
2
(15)
Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры.
комбинированный
Развитие органического мира в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры. Основные ароморфозы.
Объяснять, приводить примеры
Контрольная работа за 1 полугодие
Контрольная работа за 1 полугодие
таблица в тетради
23.12
3
(16)
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры.
изучение нового материала
Развитие органического мира в мезозойскую и кайнозойскую эры. Основные ароморфозы.
Объяснять, приводить примеры
тест.
13.01
Тема 4.4.Происхождение человека-4 часа
1
(17)
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
семинар Практич.
работа
Гипотезы происхождения человека. Систематика человека. Доказательства животного происхождения человека.
Анализировать и приводить примеры
поисковая беседа
& 69,72
20.01
2
(18)
Основные стадии антропогенеза.
комбинированный
Парапитеки, дриопитеки, австралопитеки, человек умелый, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы.
Составлять таблицы,
устный фронтальный опрос & 70
27.01
3
(19)
Движущие силы антропогенеза. Расы человека.
изучение нового материала
биологические и социальные движущие силы антропогенеза. Расовые отличия, происхождение человеческих рас. Критика расовой теории и социального дарвинизма.
Находить причинно-следственные связи
устный фронтальный опрос & 71,73
03.02
4
(20)
Происхождения жизни на Земле. Антропогенез.
контрольн- обобщающ
Обобщать, систематизировать
тест
10.02
Раздел 5 Экосистемы (11 часов) Тема 5.1. Экологические факторы- 3 часа
1
(21)
Что изучает экология.
Среда организма и её факторы.
изучение нового материала
Предмет и методы экологии, её задачи, отрасли и значение. Среда обитания, биотические факторы, абиотические и антропогенные факторы, оптимальный и лимитирующий фактор, закон минимума, толерентность.
Работа с текстом, преобразование текстового материала
поисковая беседа
& 74-75
17.02
2-3
(22-23)
Местообитания и экологические ниши, основные типы экологических взаимоотношений.
Знать понятия,уметь составлять пищевые цепи и объяснять
Л.р. №4 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания)»
& 82-85
09.03
3
(26)
4(27)
Экологическая сукцессия.
Агроценозы.
комбинированный
Сукцессия, типы сукцессий и их причины.
Искусственные сообщества, их отличия от естественных.
Уметь рассматривать экосистемы во времени
Самостоят. работа
Л.р. №5 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».
& 81(4-6), 86
16.03
23.03
Тема 5.3.Биосфера-глобальная экосистема-2 часа
1
(28)
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере.
комбинированный
Биосфера, её границы, понятие живого вещества и биомассы. Геохимические функции живого вещества в биосфере.
Работа с текстом Уметь объяснять
тест (по теме «Экосистемы»)
& 92, 87
06.04
2
(29)
Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Эволюция биосферы.
комбинированный
Биологический круговорот, как необходимое условие существования и функционирования биосферы.
Анализировать и приводить примеры
устный фронтальный опрос
записи в тетради, презентации
13.04
Тема5.4. Биосфера и человек.-2 часа
1
(30)
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
семинар
Пр.раб
Последствия деятельности человека в окружающей среде. Локальные и региональные экологические проблемы. Охрана природы в Мурманской области.
Анализировать и приводить примеры
Практическая работа Презентации учащихся
поисковая беседа
презентации-отчеты по проекту «Экосистемы моей местности»
20.04
2
(31)
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
семинар
Практ.раб.
Техносфера, ноосфера. Охрана природы, типы загрязнения окружающей среды. Приёмы рационального природопользования. Правила поведения в природной среде.
Анализировать и приводить примеры
Практическая работа
презентации учащихся.
Проект « Я и коружающая среда»
27.04
32
Решение экологических задач
Практич. работа
Решение экологических задач
Практическая работа
Решение КИМ по ЕГЭ
04.05
33-34
Повторение учебного материала за курс 11 класса (из резервного времени).
обобщение
Анализировать и приводить примеры
Контрольная работа за 2 полугодие
Решение КИМ по ЕГЭ
Контрольная работа за 2 полугодие
Решение КИМ по ЕГЭ
11.05
18.05
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику,
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
•решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные' схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Материально – техническое обеспечение
Литература для учителя
1. А.А Каменский, Е.А. Криксунов. В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 классы М. Дрофа :2013
Т.А.Козлова. Тематическое и поурочное планирование по биологии 10-11 класс. М. Экзамен :2010
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по биологии.
Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень)
И.В.Лысенко . Поурочные планы для преподавателей. Волгоград,2009.
Калинова Г.С. ЕГЭ.
Усольцева И.В. Контрольно измерительные материалы. Биология 10-11 класс, Курган, 2009
Сухова Т.С. Биология 6-11 класс. Тесты. М.: Дрофа, 2010.
Анастасова Л.П. Самостоятельные работы по общей биологии. М.: Просвещение, 1989.
Янутение С.А. Модульное обучение биологии. Первое сентября. Биология.№ 15,16,17,18,19,
20,23,24\2005, 2,3\2010.
Дополнительная:
Айла Ф., Каигер Дж. Современная генетика: В 3 т. М.: Мир, 1987.
Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.
Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10—11 классов средней школы. 2-е изд. М.: Наука,
Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М., 1994.
Литература для учеников
А А Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 классы М. Дрофа .2006
2.Сборники по подготовке к ЕГЭ 2009-2015гг
Дополнительная:
1.Айла Ф., Каигер Дж. Современная генетика: В 3 т. М.: Мир, 1987.
Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.
2.Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10—11 классов средней школы. 2-е изд. М.: Наука,
3.Мамонтов С.Г. Биология: Пособие дляпоступающих в вузы. – М., 1994
MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»
1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 классы ( учебное электронное издани