Рабочая программа по биологии для технического профиля
Рабочая программа по биологии для технического профиля
Рабочая программа учебной дисциплины БИОЛОГИЯ разработана на основе примерной программы учебной дисциплины биология для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.
Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО по профессиям СПО 190631.01 Автомеханик, 140446.03 Электромонтёр по ремонту электрооборудования, 110800.1 Мастер сельскохозяйственного производства с получением среднего (полного) общего образования разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Директор ГБПОУ СО «Калининский агропромышленный лицей»
_________________/Кузина Т.Г./
ФИО
«_____»_________________20________г.
_____________/__________________/
ФИО
«_____»_________________20________г.
_____________/__________________/
ФИО
«_____»_________________20________г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УМР
__________/Пшеничникова Е.В./
ФИО
«_____»_________________20________г.
_____________/__________________/
ФИО
«_____»_________________20________г.
_____________/__________________/
ФИО
«_____»_________________20________г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
для профессий среднего профессионального образования
190631.01 Автомеханик
140446.03 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования
110800.1 Мастер сельскохозяйственного производства
Рассмотрено на заседании МК
общеобразовательных дисциплин
протокол №____от «___»______20_______г.
председатель МК_____/Скоробогатова Т.В./
ФИО
протокол №____от «___»______20_______г.
председатель МК_____/_________________/
ФИО
г. Калининск
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины БИОЛОГИЯ разработана на основе примерной программы учебной дисциплины биология для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.
Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО по профессиям СПО 190631.01 Автомеханик, 140446.03 Электромонтёр по ремонту электрооборудования, 110800.1 Мастер сельскохозяйственного производства с получением среднего (полного) общего образования разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Разработчик:
Демина Т.В., преподаватель биологии, высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
4-5
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6-16
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
17
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
17-18
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
.Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в ГБПОУ СО «Калининский агропромышленный лицей», реализующем образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих по профессиям «Автомеханик», «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Мастер сельскохозяйственного производства».
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) биология в ГБПОУ СО «Калининский агропромышленный лицей» изучается с учётом технического профиля, как базовый учебный предмет в объёме 100 часов на 1-ом и 2-м курсе.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл
Цели и задачи учебной дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитиепознавательных интересов, интеллектуальных итворческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитаниеубежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использованиеприобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В содержание программы входит семь тем:
Учение о клетке
Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов
Основы генетики и селекции
Эволюционное учение
История развития жизни на Земле
Основы экологии
Бионика
Резерв учебного времени по биологии составляет 7 часов, из которых: 1час выделен на входной контроль, 3 часа на изучение темы: «Основы генетики и селекции», 1 час на контрольную работу «История развития жизни на Земле», 1 час на итоговое повторение,
1 час на итоговую контрольную работу.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающихся 150 часов, в том числе:
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
150
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
100
В том числе:
Лабораторные занятия
4
Практические занятия
6
Экскурсии
2
Контрольные работы
10
Самостоятельная работа обучающихся
50
В том числе:
выполнение домашних заданий
33
выполнение индивидуальных заданий
17
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины БИОЛОГИЯ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объём часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
1 курс
Введение
Входной контроль
Контрольная работа
1
Введение
4+4 (с.р)
Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашних заданий
4
4
Тема 1. Учение о клетке
12+7 (с.р.)
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз.
9
2
Контрольные работы
1
Лабораторные работы:
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашних заданий по теме 1
Тематика индивидуальных заданий:
Органические и неорганические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.
Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения.
Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных.
Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).
Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.
Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.
Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий.
Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.
Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.
Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
Биологическое значение митоза.
7
4
3
Тема 2.
Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов
10+ 6 (с.р.)
Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека
8
2
Лабораторные работы:
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
1
Контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашних заданий по теме 2
Тематика индивидуальных заданий:
Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.
Половое размножение и его биологическое значение.
Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.
Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.
Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.
Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.
Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
6
3
3
Тема 3.
Основы генетики и селекции
19+10 (с.р.)
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).
14
2
Лабораторные работы:
Анализ фенотипической изменчивости.
1
Практические работы:
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач.
Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.
2
1
Экскурсии:
Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка).
Контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашних заданий по теме 3
Тематика индивидуальных заданий:
Закономерности фенетической и генетической изменчивости.
Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных.
Значение изучения предковых форм для современной селекции.
История происхождения отдельных сортов культурных растений.
10
7
3
Тема 4.
Эволюционное учение
20+6(с.р.)
История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция.
11
2
Итоговая контрольная работа
1
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашних заданий по теме 4
Тематика индивидуальных заданий:
История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
«Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.
Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.
Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
6
4
2
Всего за 1 курс:
58+33(с.р.)
2 курс
Тема 4.
Эволюционное учение (продолжение)
Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. Развитие органического мира
7
2
Контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашних заданий по теме 4
4
4
Тема 5.
История развития жизни на Земле
11+6 (с.р.)
Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.
7
2
Контрольные работы
1
Практические работы:
Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).
Описание особей одного вида по морфологическому критерию.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.
3
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашних заданий по теме 5
Тематика индивидуальных заданий:
Современные представления о зарождении жизни.
Различные гипотезы происхождения.
Принципы и закономерности развития жизни на Земле.
Эволюция приматов и этапы эволюции человека.
Современный этап развития человечества.
Человеческие расы. Опасность расизма.
6
3
3
Тема 6.
Основы экологии
18+7 (с.р.)
Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.
15
2
Практические работы:
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.
1
Экскурсии:
Многообразие видов. Сезонные весенние и осенние изменения в природе.
1
Контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашних заданий по теме 6
Тематика индивидуальных заданий:
Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.
Сукцессии и их формы.
Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
7
4
3
Тема 7.
Бионика
3
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.
2
2
Контрольные работы
1
Итоговое повторение
1
Итоговая контрольная работа
1
Всего за 2 курс
42+17(с.р.)
Всего:
100+50 (с.р.)
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальномуматериально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно–наглядных пособий по учебной дисциплине
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Константинов В.М., Рязанов А.П., Общая биология. Учеб. пособие для СПО.- М: 2012
Каменский А.А., Криксунов Е.А.,Пасечник В.В. Общая биология. Учебник для 10-11 класса.- М: Дрофа,2006.-367с.
Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского и др. «Общая биология» 10-11кл (М: Дрофа, 2006.-367с.).М: «Экзамен», 2008.-286с.
Дополнительные источники:
Полянский Ю.М. Общая биология. Учебник для 10-11 класса.- М: Просвещение, 1987.-286с.
Захаров В.Б. Общая биология. Учебник для 10-11 класса.-М: Дрофа, 2001.-624с.
Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. Учебное пособие для нач. проф. образования.- М: Издательский центр «Академия», 2007.-384с.
http:// dronisimo.chat ru/homepage 1/ob. htm.
http://www.biolog188.narod.ru/
http://www.alleng.ru/edu/bio1.htm
www.nature.ru
www.bio.msu.ru .
www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
знать/понимать
- основные положения биологических теорий и закономерностей клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И. Вернадского о биосфере, законы Г. Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся (в том числе отечественных) учёных в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику.
Индивидуальная;
Групповая;
Фронтальная:
тестирование, беседа
уметь:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнить биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (искусственный и естественный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически их оценивать
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Индивидуальная;
Групповая;
Фронтальная;
Диагностические задания: опросы, контрольные работы, тестирование,
лабораторные работы,
практические работы
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ, ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
5) правильно выполнил анализ погрешностей.
6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.