kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности для 5-6 класса по биологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности»

Пояснительная записка

Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта. Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью.

Программа «Мир биологии» направлена на формирование у учащихся 5,6 классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадах.

На дополнительных занятиях по биологии в 5,6 классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5,6 классах достаточно велико, поэтому внеурочная

деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.

Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.


Цель и задачи программы

Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Формирование системы научных знаний о системе живой природы и

  2. начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;

  3. приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов;

  4. развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности;

  5. подготовка учащихся к участию в олимпиадах;

  6. формирование основ экологической грамотности.

При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  1. использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, метод проектов);

  2. организация проектной деятельности школьников и проведение мини-конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.

Формы проведения занятий:

практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.

Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

  1. иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

  2. знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

  3. уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

  4. уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

  5. владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

  1. знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

  2. развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;

  3. Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);

  4. эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;

  2. умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  3. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических

  • экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

4. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание программы

Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.

Раздел 1. Лаборатория (5 часов)

Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата.

Практические и лабораторные работы:

  • Устройство микроскопа

  • Приготовление и рассматривание микропрепаратов Зарисовка биологических объектов

Проектно-исследовательская деятельность:

  • Исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).

Раздел 2. Практическая ботаника (8 часов)

Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения.

Практические и лабораторные работы:

  • Морфологическое описание растений

  • Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии

  • Монтировка гербария

Проектно-исследовательская деятельность:

  • Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»

  • Проект «Редкие растения»

Раздел 3. Практическая зоология (8 часов)

Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь

животных зимой. Подкормка птиц.

Практические и лабораторные работы:

  • Работа по определению животных

  • Составление пищевых цепочек

  • Определение экологической группы животных по внешнему виду

  • Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»

Проектно-исследовательская деятельность:

  • Мини - исследование «Птицы на кормушке»

  • Проект «Красная книга животных»

Раздел 4. Биопрактикум (12 часов)

Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю.

Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.

Практические и лабораторные работы:

  • Работа с информацией (посещение библиотеки)

  • Оформление доклада и презентации по определенной теме

Проектно-исследовательская деятельность:

Модуль «Физиология растений»

Движение растений

Влияние стимуляторов роста на рост и развитие

растений Прорастание семян

Влияние прищипки на рост корня

Модуль «Микробиология»

Выращивание культуры бактерий и простейших

Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий

Модуль «Микология»

Влияние дрожжей на укоренение черенков

Модуль «Экологический практикум»

Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации

Определение запыленности воздуха в помещениях



Тематический план

Название раздела

Количество часов

Введение

1

Лаборатория

5

Практическая ботаника

8

Практическая зоология

8

Биопрактикум

12

Итого 34



Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятий

Форма проведения

1

Вводный инструктаж по ТБ при проведении Лабораторных работ.

Беседа

Лаборатория


2

Приборы для научных исследований.

Лабораторное оборудование

Практическая работа

«Изучение приборов для научных исследований лабораторного оборудования»


3

Знакомство с устройством микроскопа.

Практическая работа «Изучение устройства увеличительных приборов»


4-5

Техника биологического рисунка

Приготовления микропрепаратов

Лабораторный практикум ««Приготовление и рассматривание микропрепаратов. Зарисовка биологических объектов».

6

Мини-исследование «Микромир»

Рассматривание клеток организмов на готовых микропрепаратах с использованием цифрового микроскопа»

Практическая ботаника


7

Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений»

Экскурсия

8

Техника сбора, высушивания и монтировки гербария

Практическая работа «Техника сбора, высушивания и монтировки гербария»

9

Определяем и классифицируем


Практическая работа «Определение растений по гербарным образцам».

10

Морфологическое описание растений

Практическая работа «Морфологическое описание растений (работа с информационными карточками).

11

Определение растений в безлиственном состоянии

Практическая работа «Определение растений в безлиственном состоянии».

12-13

Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»

Проектная деятельность

14

Редкие растения.

Проектная деятельность

Практическая зоология


15

Система животного мира

Творческая мастерская

16

Определяем и классифицируем

Практическая работа по определению животных

17

Определяем животных по следам и контуру

Практическая работа «Определение животных по следам и контуру»


18

Определение экологической группы животных по внешнему виду

Лабораторный практикум

«Определение экологической группы животных по внешнему виду».

19

Практическая орнитология. Мини-исследование «Птицы на кормушке»

Работа в группах: исследование

«Птицы на кормушке». Составление пищевых цепочек

20-21

Проект «Красная книга»

Проектная деятельность

22

Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»

Экскурсия «Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных».

Биопрактикум


23

Как выбрать тему для исследования. Постановка целей и задач.

Теоретическое занятие

24

Источники информации

Практическая работа

25

Как оформить результаты исследования

Теоретическое занятие

26

Физиология растений

Исследовательская деятельность: Движение растений. Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений.


27

Физиология растений

Исследовательская деятельность: Прорастание семян. Влияние прищипки на рост корня.

28

Микробиология

Исследовательская деятельность: Выращивание культуры бактерий и простейших. Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий.

29

Микология

Исследовательская деятельность:

Влияние дрожжей на укоренение черенков.

30

Экологический практикум.

Исследовательская деятельность:

Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации.

31

Экологический практикум.

Исследовательская деятельность:

Определение запыленности воздуха в помещениях.

32-33

Подготовка к отчетной конференции

Создание презентаций, докладов

34

Отчетная конференция

Презентация работ


Итого: 34 часов



Учебно-методическое обеспечение программы

Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного выполнения практических работ. Для развития творческого мышления и

навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры.

Материально-техническое обеспечение программы

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Мир биологии» предполагают наличие оборудования центра «Точка роста»:

- цифровая лаборатория по биологии;

- помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной водой);

- микроскоп цифровой;

- комплект посуды и оборудования для ученических опытов;

- комплект гербариев демонстрационный;

- комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);

- мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, экран,

Литература

1. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.:

Агропромиздат, 1988.

2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп.

— М.: Просвещение, 1991.

3. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.

Интернет-ресурсы

1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные

ресурсы образования»

4. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение

природы России.

Методическое обеспечение:

Информационно-коммуникативные средства обучения

1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор

Техническое оснащение (оборудование):

1. Микроскопы;

2. Цифровая лаборатория «Releon»;

3. Оборудование для опытов и экспериментов.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности

Автор: Айнуллина Венера Муфаряковна

Дата: 13.12.2023

Номер свидетельства: 642226

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   по патриотическому направлению    Познай свой край "
    ["seo_title"] => string(90) "programma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-patriotichieskomu-napravlieniiu-poznai-svoi-krai"
    ["file_id"] => string(6) "183991"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425984030"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Рабочая программа   внеурочной деятельности  младших школьников  « Я узнаю Россию». "
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-ia-uznaiu-rossiiu"
    ["file_id"] => string(6) "223863"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438179366"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Программа внеурочной деятельности в начальной школе общеинтеллектуального направления"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_v_nachalnoi_shkole_obshcheintellektualnogo_na"
    ["file_id"] => string(6) "529060"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875851"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Экология""
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaiaproghrammavnieurochnoidieiatielnostiekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "298661"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456386099"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Рабочая программа   внеурочной деятельности   младших школьников  «Социальное творчество». Курс «Копилка добрых дел» . 1 класс "
    ["seo_title"] => string(131) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-sotsial-noie-tvorchiestvo-kurs-kopilka-dobrykh-diel-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "223856"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438177763"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства