kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологический проект"Экошкола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект показывает возможность обучения детей навыкам бенрежного отношения к оекукружающее среде

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологический проект"Экошкола"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №143

Чкаловского района

города Екатеринбурга











Программа социального проекта

волонтёрского отряда

«Школа ЭКОдобра»








Автор: учитель истории

Пятыгина Римма Викторовна















Екатеринбург

2021

Пояснительная записка

Теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И, тем не менее, люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей…

Экологическая задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Только раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их.

Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в настоящее время экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а разумная часть природы. История человечества неразрывно связана с историей природы. Во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи.

Подтверждением высказанного служит нормативно-правовая база, посвященная экологическому развитию:

  • Нормативные документы международного уровня:

  1. Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) (1972);

  2. Всемирной стратегии охраны природы (1980);

  3. «Забота о планете Земля Стратегия устойчивой жизни» (1991).

  4. Концепция устойчивого развития (1992).

  • Нормативные документы Российской Федерации:

  1. «Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996);

  2. «Государственной стратегией устойчивого развития Российской Федерации» (1997).

  • Нормативные документы отмечающие важность непрерывного экологического образования:

  1. Экологическая доктрина (2002);

  2. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002);

  3. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (2012);

  4. «Государственной политики в области экологического развития»;

  5. «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

  6. Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования».

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Основного Общего Образования говорится о важности экологического воспитания школьников, а именно ставятся задачи, направленные на «Формирование личностных характеристик обучающихся и выпускников («портрет выпускника основной школы»): осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества; активно и заинтересованно познающий мир; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед обществом; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы».

Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее. Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.

Экологическое воспитание учащихся актуально. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.

Эффективнее эта проблема будет решаться при гармоничном сочетании учебной деятельности с внеклассной работой.

Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.

А ухудшающаяся с каждым днем экологическая обстановка вызывает огромную тревогу и беспокойство. Вырубки лесов, обмеление и заиливание малых рек, оскудение природных ресурсов, выбросы вредных веществ в атмосферу, почти повсеместное загрязнение окружающей среды, свалки отходов и горы мусора – все это происходит без контроля общественности. И уж, наверное, всем знакомы засыпанные мусором городские и деревенские улицы, обезображенные подъезды и заборы, сломанные деревца и растоптанные клумбы – свидетельства низкой экологической культуры в быту.

На сегодняшний день трудно переоценить актуальность экологического направления в образовании. Немалую роль в улучшении экологической обстановки может сыграть школа, учащиеся которой могут активно участвовать в природоохранной деятельности, изучении состояния окружающей среды и даже организации экологического мониторинга при создании соответствующей материально-технической базы.

  • Принципы организации экологического воспитания школьников:

  1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.

  2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.

  3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.

  4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности в содержании и организации экологического образования.

  • Виды природоохранной деятельности, предусмотренные программой:

  1. По защите природной среды (подкормка птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек, скворечников для птиц);

  2. По предупреждению дурных поступков в природе и борьба с ними;

  3. По пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, проведение экоуроков, выпуск стенгазет, изготовление плакатов, листовок, буклетов);

  4. Озеленение городской территории, территории школы, классных комнат (создание экоуголка в начальной школе, ежегодное оформление клумбы, создание эко – аллеи в школе).

Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем на принципе непрерывности.В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению на основе права на субъективность и субъектность каждого ученика по отношению к учебно – воспитательному процессу (свобода выбора учеником сфер приложения сил в организации биологической деятельности школы).

Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования и воспитания.

Формы, методы и средства организации экологического воспитания и образования:
а)традиционные;
б)активные, инновационные.

межпредметная- экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, химии, физики, математики, литературы и др.;

внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:

  • классные и библиотечные часы;

  • исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей;

  • лекторская работа - педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;

  • участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;

  • практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники.

Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления.

Экологическое образование формирует следующие ключевые компетентности:

  • компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);

  • компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);

  • компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);

  • компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие. 



Цели и задачи проекта

Цель: создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся МБОУ СОШ №143 в сфере рационального природопользования и природоохранного направления.

Задачи:

  • Расширение социального кругозора в области рационального природопользования,

  • Развитие коммуникативных умений,

  • Воспитание духовно-нравственных качеств личности,

  • Развитие профориентационных навыков.

Этапы, содержание проекта

I этап: Подготовительный и организационный этапы.

Сроки: сентябрь 2021г.

  1. Оценка экологической обстановки, сбор и обработка информации, анкетирование.

  2. Формулировка экологической проблемы.

  3. Определение целей и задач экологической проблемы,

  4. Планирование мероприятий по экологическому образованию учащихся.

  5. Составление сценариев мероприятий, разработка проектов по экологическому воспитанию учащихся.

  6. Составление сметы расходов на выполнение мероприятий по реализации программы.

  7. Организационные работы по экологического и трудового отрядов, экологического кружка.

  8. Подготовка территорий для реализации программы (территория школы, детский парк);

  9. Составление эскизов ландшафтного дизайна для благоустройства (территория школы, детский парк);

  10. Разработка системы оценки эффективности работы над программой.

  11. Проведение теоретического семинара по мероприятиям программы.

  12. Подведение итогов I этапа программы.














II этап: Практический этап.

Сроки:


Содержание программы

  • Экоуроки для 6-7х классов по энергосбережению «Вместе ярче»,

  • Районная акция «Батарейка»,

  • Акция «Покорми птиц» в МАДОУ №6,

  • Создание экоуголка в начальной школе,

  • Создание эко-аллеи на пришкольной территории,

  • Всероссийская акция «Добрые крышечки»

  • Утилизация батареек через сеть магазинов Эльдорадо

Сроки: г.

  • Акции «Протяни лапу помощи» и «Протяни руку лапам», направленная на сбор помощи для приюта "МАРС" для кошек и собак, ставшие ежегодными.

  • Ежегодная акция «Спаси дерево» по сбору макулатуры»,

  • Заповедные уроки в начальной школе,

  • Экоуроки в 5х классах по теме: «Человек и Земля» и мастер-класс по изготовлению открыток,

  • Экоуроки в 6х классах по теме «Заповедники Урала» и изготовление плакатов,

  • Экоуроки в 7х классах «ЭКОгород будущего» и создание проектов.

  • Конкурсы фотографий:

  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  1. Конкурс поделок «Вторая жизнь…»

  2. Конкурс плакатов Наш дом –Земля

  3. Организация экскурсии на …шиномонтаж..

  4. Участие в работе школьной НПК с проектами экологического содержания



III этап: Обобщающий этап.

Сроки:

  • Анализ полученных результатов проведенных мероприятий и обобщение опыта.

  • Организация работы с учащимися по подготовке презентаций проектов.

  • Оформление результатов.

IV этап: Информационно-просветительский этап.

В течение 2018-2019г.г.

  • Участие в IV городской конференции волонтёрских отрядов «Творить! Думать! Действовать!»,

  • Выступление с докладом на международной конференции «Традиции и инновации в педагогическом образовании»

  • Распространение через районные СМИ и сайт школы информации о деятельности учащихся по реализации проекта.
































Ожидаемый результат

  • Налаживание постоянного сотрудничества с приютом для животных «Марс»

  • Создание и поддержание образа успешного и социально активного ученика,

  • Поддержание благоприятного и продуктивного климата в школе,

  • Поддержание преемственности параллелей и поколений,

  • Расширение экологических акций,

  • Увеличение количества успешных и конкурентоспособных студентов СУЗов и ВУЗов из числа выпускников школы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экологический проект"Экошкола"

Автор: Гатина Гульнара Шавкатовна

Дата: 06.10.2021

Номер свидетельства: 588057


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства