kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа и КТП по биологии 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии  для 8 класса составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа поселка Туголесский Бор» Шатурского муниципального района Московской области, программы по биологии В.В. Пасечника  «Биология. 5-11 классы» («Дрофа», 2010 год), учебником «Биология. Человек. 8 класс» Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева («Дрофа», 2013 год).

Выбор данной  программы обусловлен следующими факторами:

- программа  полностью реализует требования, предъявляемые ФКГОС ООО к уровню подготовки обучающихся;

- рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся;

- программа содействует реализации единой концепции биологического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов биологии и проявления творческой инициативы учителя;

- программа ориентирована на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП по биологии 8 класс »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛКА ТУГОЛЕССКИЙ БОР»

ШАТУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ




Утверждена

приказом по школе № __ о/д от «___»__________ 2015 г.



Рабочая программа

по биологии для 8 класса

(базовый уровень)









Составитель Солдакова М.А.,

учитель биологии и химии







п. Туголесский Бор, 2015 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа поселка Туголесский Бор» Шатурского муниципального района Московской области, программы по биологии В.В. Пасечника «Биология. 5-11 классы» («Дрофа», 2010 год), учебником «Биология. Человек. 8 класс» Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева («Дрофа», 2013 год).

Выбор данной программы обусловлен следующими факторами:

- программа полностью реализует требования, предъявляемые ФКГОС ООО к уровню подготовки обучающихся;

- рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся;

- программа содействует реализации единой концепции биологического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов биологии и проявления творческой инициативы учителя;

- программа ориентирована на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


Основное содержание программы.

Содержание рабочей программы по биологии для 8 класса полностью соответствует содержанию авторской программы по предмету.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Планируемые результаты изучения предмета «Биология» в 8 классе полностью соответствуют изложенным в авторской программе.


Место предмета в учебном плане.

На изучение предмета «Биология» в 8 классе в соответствии с учебным планом МБОУ «ООШ п. Туголесский Бор» в 2015/2016 учебном году отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).


Календарно-тематическое планирование


урока по порядку

урока по теме

Тема урока

Дата

проведения

урока

Основные формируемые понятия

Знания, умения, навыки

Оснащение урока

Контроль

(контрольные работы, лабораторные работы, экскурсии и т.п.)

Примечания


план

факт

Введение (1 час)

1

1

Науки, изучающие организм человека. Правила ОТ и ТБ в кабинете и на уроках биологии.



Значение знаний о человеке для охраны его здоровья. Становление наук, изучающих природу человека и охрану его здоровья, методы анатомии, физиологии, психологии и гигиены.

Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни. Выявляют методы изучения организма человека. Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине

Эл.приложение к учебнику



Раздел 1. Происхождение человека (3 часа)

2

1

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека.



Доказательства происхождения человека от животных. Таксоны, рудименты, атавизмы

Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказательства (аргументируют) родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных

Презентация «Место человека в систематике»



3

2

Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее.



Строение и жизнь древнейших, древних и первых современных людей. Австралопитеки, питекантропы, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы.

Объясняют современные концепции происхождения человека. Выделяют основные этапы эволюции человека




4

3

Человеческие расы. Человек как вид.



Соотношение биологических и социальных факторов, становление рас и народов. Расы: европеоидная, монголоидная, негроидная, австралоидная; расизм

Объясняют возникновение рас. Обосновывают несостоятельность расистских взглядов

Табл. «Человеческие расы» + Презентация «Человеческие расы. Несостоятельность расизма»



Раздел 2. Строение и функции организма (57 часов)

Общий обзор организма (1 час)

5

1

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.



Уровни организации, структура: органы, система органов, эндокринная система, гормоны, нервные импульсы.

Выделяют уровни организации человека. Выявляют существенные признаки организма человека. Сравнивают строение тела человека со строением тела других млекопитающих. Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами

Табл. «Расположение внутренних органов» + эл.приложение к учебнику



Клеточное строение организма. Ткани (5 часов)

6

1

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки.



Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, хромосома, гены, ДНК, РНК, ядрышко.

Устанавливают различия между растительной и животной клеткой. Приводят доказательства единства органического мира, проявляющегося в клеточном строении всех живых организмов.

Модель-аппликация «Строение клетки»



7

2

Органоиды клетки.



Органоиды, ЭПС, рибосомы, митохондрии, лизосомы.

Закрепляют знания о строении и функциях клеточных органоидов

Модель-аппликация «Строение клетки», табл. «Клетка» + эл.приложение к учебнику



8

3

Деление. Жизненные процессы клетки.



Обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Центриоли, обмен веществ, рост, развитие, ферменты.

Закрепляют знания о строении и функциях клеточных органоидов

Эл.приложение к учебнику



9

4

Ткани. Образование тканей.



Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Взаимосвязь, строение и функции, типы тканей.

Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения. Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах.

Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Работают с микроскопом. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Табл. «Эпителиальные, соединительные и мышечные ткани» + Презентация «Ткани»

ЛР №1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей».


10

5

Строение и функция нейрона. Синапс.



Нервная ткань: тело нейрона, дендриты, аксон, нейроны, нейроглия, нервное волокно, синапс.

Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции

жизнедеятельности организма человека. Объясняют необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Раскрывают особенности рефлекторной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека.

Эл.приложение к учебнику



Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)

11

1

Центральная и периферическая части нервной системы.



Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. Рефлекс, рефлекторная дуга и ее части.

Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции

жизнедеятельности организма человека. Объясняют необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Раскрывают особенности рефлекторной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Мультимедиа + презентация «Рефлекс и рефлекторная дуга» +

Табл. «Нервные клетки и схема рефлекторной дуги»

ЛР. №2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения»


ЛР №3

«Коленный рефлекс»


Опорно-двигательная система (7 часов)

12

1

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей.




Функции скелета и мышц, химический состав костей, типы костей, возрастные изменения костей.

Распознают на наглядных пособиях органы опорно‑двигательной системы

(кости). Выделяют существенные

признаки опорно‑двигательной

системы человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Табл. «Скелет», «Скелетные мышцы»

Скелет человека

ЛР. №4 «Микроскопическое строение кости»


13

2

Скелет человека.



Сравнение скелета человека и животных, особенности, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Строение и функции скелета.

Раскрывают особенности строения скелета человека. Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника

Презентация «Скелет» + Табл. «Скелет», «Скелетные мышцы»

Скелет человека



14

3

Скелет человека. Типы соединения костей.




Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные – суставы.

Определяют типы соединения костей

Эл.приложение к учебнику + Табл. «Скелет», «Строение костей и типы их соединения»



15

4

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела.



Строение мышц. Мышцы-антагонисты, мышцы-синергисты, группы мышц.

Объясняют особенности строения мышц. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Табл. «Скелетные мыщцы, «Мышцы»

Объемная модель «Мышцы человека»

ЛР №5

«Мышцы человеческого тела» (выполняется либо в классе, либо дома)


16

5

Работа скелетных мышц и их регуляция.



Двигательная единица. Динамическая, статическая работа, тренировочный эффект, биологическое окисление. Гиподинамия.

Объясняют особенности работы мышц.

Раскрывают механизмы регуляции работы мышц. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Эл.приложение к учебнику + Табл. «Скелетные мышцы»

ЛР №6

«Утомление при статической и динамической работе»


ЛР. №7 «Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки»


17

6

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.



Осанка.
Остеохондроз. Корригирующая гимнастика. Сутулость. Сколиоз. Плоскостопие. Их выявление, предупреждение и исправление. Влияние физкультуры на формирование скелета. Повреждения скелета: ушиб, переломы, синяк, шина, растяжение связок, вывих.

Выявляют условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определяют гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия

Табл. «Предупреждение искривления позвоночника»

«Предупреждение плоскостопия»

ЛР №8

«Выявление нарушений осанки»


ЛР №9

«Выявление плоскостопия» (выполняется дома)


18

7

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.




Меры первой помощи.

Приводят доказательства

(аргументируют) необходимости соблюдения мер профилактики

травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Осваивают приёмы оказания первой помощи при травмах опорно‑двигательной системы

Презентация «Первая помощь при ушибах»



Внутренняя среда организма (3 часа)

19

1

Компоненты внутренней среды.



Продолжить формирование понятия о внутренней среде и ее компонентах; раскрыть понятие гомеостаз; проанализировать функции плазмы и форменных элементов крови, рассмотреть механизм свертывания крови; разъяснить роль анализа крови для диагностики и лечения больных. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.


Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между

особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Объясняют механизм свёртывания крови и его значение

Презентация «Внутренняя среда организма» + Табл. «Кровь»

ЛР №10 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»


20

2

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма.



Ввести понятия: «фагоцитоз», «антигены» и «антитела». Иммунитет и его виды; значение клеточного и гуморального иммунитета; ввести сведения об органах иммунной системы; показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая инфекционные болезни. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика.

Выделяют существенные признаки иммунитета. Объясняют причины нарушения иммунитета

Презентация «Иммунитет» + эл.приложение к учебнику



21

3

Иммунология на службе здоровья. Естественный и искусственный иммунитет.



Иммунология, история открытия вакцинации (работы Э. Дженнера и Л. Пастера); лечебные сыворотки, вакцины, антитела, антитоксины, естественный иммунитет, искусственный иммунитет, аллергия, аллерген, тканевая совместимость, группы крови, резус – фактор, донор, реципиент. Пересадка органов и тканей.

Раскрывают принципы вакцинации, действия лечебных сывороток, переливания крови. Объясняют значение переливания крови

Эл.приложение к учебнику



Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

22

1

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов.



Взаимодействие кровеносной и лимфатической систем. Виды кровеносных сосудов, аорта, лимфатические сосуды.

Описывают строение и роль кровеносной и лимфатической систем. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем

Эл.приложение к учебнику + Табл. «Кровеносная система»



23

2

Круги кровообращения.




Изменение состава крови в кругах кровообращения. Артериальная кровь, венозная кровь, венечная артерия.

Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводят

биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Презентация «Круги кровообращения» + эл.приложение к учебнику + Табл. «Схема кровообращения», рельефная таблица

ЛР №11 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке».


ЛР №12

«Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».


24

3

Строение и работа сердца. Автоматизм сердца.




Раскрыть связь строения сердца с его функцией. Сердечный цикл, фазы сердечного цикла, симпатический и блуждающий нервы, адреналин.

Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями

Презентация «Строение и работа сердца» + эл.приложение к учебнику + Табл. «Сердце», «Фазы работы сердца»



25

4

Движение крови по сосудам.



Кровоснабжение органов, гипертония и гипотония, спазм сосудов, артериолы, некроз, инсульт, инфаркт. Тонометр, фонендоскоп. Механизмы регуляции кровоснабжения.

Устанавливают зависимость кровоснабжения органов от нагрузки

Презентация «Проверка знаний» + эл.приложение к учебнику + Табл. «Сердце»

Объемная модель «Сердце»

ЛР №13

«Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».


26

5

Артериальное давление крови, пульс.




Артериальное давление крови, пульс.

Приводят доказательства

(аргументируют) необходимости соблюдения мер профилактики сердечно‑сосудистых заболеваний

тонометр

ЛР №14

«Опыты, выясняющие природу пульса».


27

6

Гигиена сердечно-сосудистой системы.



Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Физиологические основы укрепления сердца и сосудов; последствия гиподинамии, заболевания ССС, их профилактика. Виды кровотечений, меры первой помощи.

Осваивают приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Находят

в учебной и научно‑популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно‑сосудистой системы, оформляют её в виде рефератов, докладов

Презентация «Типы кровотечений» + эл.приложение к учебнику + Табл. «Значение тренировки сердца»

ЛР №15 «Функциональная проба: Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку».


Дыхательная система (4 часа)

28

1

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.



Носовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, главные бронхи; легкие, легочная плевра, бронхиальное дерево, альвеолы; голосовые связки, около носовые пазухи, миндалины, артикуляция, тембр. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь.

Заболевания аденоидов, гайморит, фронтит, тонзиллит; врач оториноларинголог; дифтерия.

Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхательной системы

Эл.приложение к учебнику +

Объемная модель «Гортань» + Табл. «Органы дыхания»



29

2

Газообмен в легких и тканях.




Связь дыхательной и кровеносной систем, роль большого и малого кругов кровообращения в газообмене. «Ворота легких», легочная плевра, пристеночная плевра, плевральная полость, механизм газообмена, диффузия. Механизм вдоха и выдоха.

Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Делают выводы на основе сравнения

Эл.приложение к учебнику +

Табл. «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании»

Объемная модель «Гортань»



30

3

Механизмы вдоха и выдоха.

ньких детей.




Роль гуморального и нервного факторов в регуляции дыхательных движений, защитных рефлексов (кашель, чихание и др.). Вред курения; источники загрязнения атмосферного воздуха; методы определения его запыленности. Воздушная среда и ее охрана. Никотин, респиратор, смог.

Объясняют механизм регуляции дыхания

Табл. «Изменение состава воздуха при дыхании», «Органы дыхания»

ЛР № 16 «Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе».


31

4

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья.




ЖЕЛ, остаточный воздух, обхват грудной клетки. Флюорография, туберкулез легких, палочка Коха, рак легких, электротравма, клиническая смерть, биологическая смерть, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

Приводят доказательства

(аргументируют) необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. Находят в учебной и научно‑популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформляют её в виде рефератов, докладов

Презентация «Болезни органов дыхания и их предупреждение» + эл.приложение к учебнику + Табл. «Гигиена дыхания», «Профилактика воздушно-капельных инфекций», «Вред курения»

ЛР №17

«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».


Пищеварительная система (6 часов)

32

1

Пищевые продукты и питательные вещества. Значение пищеварения.



Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Пластический обмен, энергетический обмен, пищеварение, питательные вещества, пищевые продукты. пищеварительный тракт, пищеварительные железы, брыжейка, перистальтика, рацион, балластные вещества.

Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения.

Распознают на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы

Презентация «Питание и здоровье человека»



33

2

Строение и функции пищеварительной системы.



Ферменты, их действия, пищеварительный канал, пищеварительные железы. Умение давать комментарии к опытам.

Пищеварение в ротовой полости. Лизоцим, амилаза. Зубы. Кариес, пульпит.

Раскрывают особенности пищеварения в ротовой полости. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на

основе полученных результатов

Презентация «Пищеварение в ротовой полости» + Торс человека + Табл. «Схема строения органов пищеварения», «Зубы»



34

3

Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта.




Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Основные свойства ферментов, их роль в расщеплении пищи; проследить за изменением питательных веществ при переходе из одного отдела в другой и подготовку их к всасыванию. Трипсин, печень, желчь, фермент, субстрат, кишечная палочка, дисбактериоз.

Объясняют особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Презентация «Пищеварение в кишечнике» + Табл. «Схема строения органов пищеварения»

ЛР №18

«Действие ферментов слюны на крахмал»



35

4

Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта.



Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит. строение ворсинок и механизм всасывания; рассмотреть барьерную роль печени; разъяснить функции аппендикса и предупредить о связанном с ним заболевании – аппендиците. Гликоген. Перитонит.

Объясняют механизм всасывания веществ в кровь. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы

Презентация «Пищеварение в кишечнике» + Табл. «Схема строения органов пищеварения»



36

5

Регуляция деятельности пищеварительной системы.



Фистула. История открытия безусловных и условных рефлексов; взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции органов пищеварения.

Объясняют принцип нервной и гуморальной регуляции пищеварения




37

6

Заболевания органов пищеварения, их профилактика.




Правила потребления пищевых продуктов, их физиологическая значимость; правила гигиены питания; дать понятие о наиболее опасных кишечных инфекциях: ботулизме, сальмонеллезе, холере, дизентерии. Карантин, диарея, дизентерия, дизентерийная палочка, дезинфицирующие средства. Гигиена органов пищеварения.

Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы в повседневной жизни

Эл.приложение к учебнику + Табл. «Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний», «Вред алкоголя»



Обмен веществ и энергии (3 часа)

38

1

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен.




Подготовительная, основная и заключительная фаза обмена, превращения белков, жиров и углеводов в организме, значение воды и минеральных солей.

Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека.


Эл.приложение к учебнику

ЛР №19 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»


39

2

Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей.



Амилаза, микроэлементы и макроэлементы. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ.

Описывают особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей. Объясняют механизмы работы ферментов.

Раскрывают роль ферментов в организме человека




40

3

Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион.



Значение витаминов, дать понятие об авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах; способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Витамины: А, В, С,Д, Цинга, бери-бери, «куриная слепота», рахит. Основной обмен, общий обмен, энерготраты организма, энергетическая емкость пищевых продуктов (калорийность), нормы питания, ненасыщенные жирные кислоты.

Классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов в организме человека. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов.

Обсуждают правила рационального питания

Эл.приложение к учебнику + презентация «Витамины» + Табл. «Суточные дозы витаминов»

ЛР №20 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат»


Покровные органы. Терморегуляция (3 часа)

41

1

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожиучастие в теплорегуляции.




Строение и функции кожи, волос, ногтей; выработать навыки связи между макро- и микроструктурами. Эпидермис, дерма, гиподерма, сальные железы, потовые железы, волосы, ногти. . Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи,

Выделяют существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Презентация «Строение и функции кожи» + эл.приложение к учебнику +

Рельефная таблица «Строение кожи» + Табл. «Кожа»



42

2

Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи.



Гигиенические требования по уходу за кожей и ее производными. Первая помощь при поражениях кожи. Болезни кожи: чесотка, лишаи; ожоги; химические и термические; обморожения, теплоизолирующая повязка.

Приводят доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, а также соблюдения правил гигиены




43

3

Терморегуляция организма. Закаливание.



Терморегуляция, теплообразование, теплоотдача, тепловой удар, солнечный удар, закаливание; роль одежды в адаптации организма к погодным условиям. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Приводят доказательства роли кожи в терморегуляции. Осваивают приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова

Эл.приложение к учебнику



Выделительная система (1 час)

44

1

Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек.




Значение органов выделения в поддержании постоянства внутренней среды; механизмы мочеобразования на микро- и макроуровне; работа нефронов; урологические заболевания и их предупреждение. Мочекаменная болезнь. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознают на таблицах

органы мочевыделительной системы.

Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза. Приводят доказательства необходимости соблюдения

мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы

Презентация «Органы выделения» + эл.приложение к учебнику + Табл. «Органы выделения»



Нервная система человека (5 часов)

45

1

Значение нервной системы. Мозг и психика.



Значение нервной системы в поддержании гомеостаза, согласовании работы органов. Потребности, активность, опознание объектов, субъективное отражение.

Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности

Объемная модель «Головной мозг»



46

2

Строение нервной системы.



Понятие о строении и функциях центральной и периферической нервной системы; распределение серого и белого вещества спинного и головного мозга; строение и функции спинного мозга, рефлекс и рефлекторная дуга спинномозговых рефлексов. Шок.

Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы. Раскрывают

функции спинного мозга

Эл.приложение к учебнику + Табл. «Схема строения нервной системы»,

«Спинной мозг и схема коленного рефлекса»



47

3

Строение головного мозга.



Строение головного мозга, расположение его желудочков и основных отделов головного мозга; функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка

Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга

Эл.приложенние к учебнику + Табл. «Головной мозг человека» + Объемная модель «Головной мозг»

ЛР №21

«Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»


ЛР №22

«Рефлексы продолговатого и среднего мозга»


48

4

Передний мозг.



Строение и функции промежуточного мозга и коры больших полушарий головного мозга; функции коры; значение асимметрии левого и правого полушарий. Борозды, доли. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Раскрывают функции переднего мозга

Эл.приложение к учебнику + Объемная модель «Головной мозг»



49

5

Соматический и автономный отделы нервной системы.



Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы; гипоталамус, симпатическая подсистема: узлы симпатического ствола; парасимпатическая подсистема: блуждающий нерв, вегетативные узлы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Объясняют влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Распознают на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводят

биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Эл.приложение к учебнику + Табл. «Схема строения нервной системы»

ЛР. №23

«Штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменения тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении»


Анализаторы (5 часов)

50

1

Анализаторы и органы чувств.



Показать различия между понятиями «анализатор» и «органы чувств». Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Модальность, галлюцинации, иллюзии.

Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов чувств




51

2

Зрительный анализатор. Положение и строение глаз.




Положение, строение и функции глаза; роль колбочек и палочек. Бинокулярное зрение. Ход лучей через прозрачную среду глаза.

Выделяют существенные признаки строения и функционирования зрительного анализатора

Эл.приложение + объемная модель «Глаз человека» + Табл. «Зрительный анализатор»



52

3

Строение и функции сетчатки.




Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения.

Глазные инфекции, конъюнктива, конъюнктивит, Близорукость, дальнозоркость, мышцы ресничного тела, преломляющая способность глаза, диоптрия, бельмо.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения

Эл.приложение + объемная модель «Глаз человека» + Табл. «Профилактика близорукости»

ЛР №24

«Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением»


53

4

Слуховой анализатор. значение слуха.




Отделы органа слуха; строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха человека. Стереофоническое звучание. Причины заболеваний слухового анализатора и правила гигиены слуха.

Выделяют существенные признаки строения и функционирования слухового анализатора. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха

Эл.приложение к учебнику + Табл. «Шум и борьба с ним», «Слуховой анализатор»



54

5

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.



Вестибулярный аппарат, мешочки, полукружные каналы, мышечное чувство, кожная чувствительность, вибрационное чувство, осязание, обонятельные клетки, вкусовые сосочки, вкусовые рецепторы.

Выделяют существенные признаки строения и функционирования вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов. Объясняют особенности

кожно‑мышечной чувствительности.

Распознают на наглядных пособиях различные анализаторы

Эл.приложение к учебнику + презентация «Органы равновеси» + Табл. «Обонятельный и вкусовые анализаторы»



Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

55

1

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.



И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. ВНД, центральное торможение, безусловные и условные рефлексы, внешнее торможение, внутреннее торможение, доминанта.

Характеризуют вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности




56

2

Врожденные программы поведения.



Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты; запечатление (импринтинг), этология. Приобретенные программы поведения.

Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека

Эл.приложение к учебнику

ЛР №25

«Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа».


57

3

Биологические ритмы. Сон и бодрствование.



Биологические ритмы, сон и бодрствование, медленный сон, быстрый сон, сновидения.

Характеризуют фазы сна. Раскрывают значение сна в жизни человека

Эл.приложение к учебнику + презентация «Биоритмы»



58

4

Особенности высшей нервной деятельности человека.



Базовые и вторичные потребности, сознание, интуиция; речь: внешняя, внутренняя; познавательные процессы. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.


Характеризуют особенности высшей нервной деятельности человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделяют типы и виды памяти.

Объясняют причины расстройства памяти. Проводят биологическое исследование, делают выводы на основе полученных результатов




59

5

Волевые действия. Внушаемость и негативизм. Эмоции. Внимание.




Волевое действие, побудительная и тормозная функции воли, внушаемость, негативизм; эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения, внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Объясняют значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Выявляют особенности наблюдательности и внимания

Презентации «Внимание», «Эмоции»

ЛР №26

«Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом»


Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)

60

1

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов.




Единство нервной и гуморальной регуляции, гормоны, железы смешанной секреции.

Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы. Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции

Эл.приложение к учебнику + Табл. «Железы внутренней секреции»



61

2

Промежуточный мозг и органы эндокринной системы.




Функции гипофиза, щитовидной железы, половых желез, надпочечников и поджелудочной железы; нарушения, связанные с гипо- и гиперфункцией этих желез. Профилактика эндокринных болезней.

Раскрывают влияние гормонов желёз внутренней секреции на человека

Презентация «Функции желез внутренней секреции» + Табл. «Железы внутренней секреции»



Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (5 часов)

62

1

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение.



Жизненные циклы, способы размножения; мужская и женская половые системы, образование и развитие зародыша. Гены, половые хромосомы. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Преимущества полового размножения.

Выделяют существенные признаки органов размножения человека

Презентация «Размножение» + эл.приложение к учебнику +

Табл. «Женская репродуктивная система», «Внутренние женские половые органы»



63

2

Образование и развитие зародыша.



Биогенетический закон, онтогенез, филогенез; плацента, пупочный канатик (пуповина), зародыш, плод, беременность. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности.

Выделяют основные этапы развития зародыша человека

Презентация «Внутриутробное развитие»



64

3

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем.



Наследственные болезни (гемофилия), врожденные болезни (алкогольный синдром плода), венерические болезни, сифилис, бледная спирохета (трепонема), СПИД, гепатит В.

Раскрывают вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек, инфекций, передающихся половым путём,

ВИЧ‑инфекции. Характеризуют значение медико‑генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека




65

4

Развитие ребенка после рождения.



Ребенок новорожденный и грудной, пубертат. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу.


Определяют возрастные этапы развития человека. Раскрывают суть понятий: «темперамент», «черты характера»

Презентация «Развитие ребенка и темперамент»



66

5

Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.



Индивид и личность, темперамент и характер, экстраверты и интроверты, самооценка.

Раскрывают суть понятий:

«интересы», «склонности», «способности»




Резерв (2 часа)

67

1

Повторение тем: «Клеточное строение организмов», «Внутренняя среда организма», «Обмен веществ и энергии», «Опорно-двигательная система», «Кровеносная и лимфатическая система», «Дыхательная система», «Пищеварительная система».




Приводят доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

Характеризуют место и роль человека в природе. Закрепляют знания о правилах поведения в природе. Осваивают приёмы рациональной организации труда и отдыха. Проводят наблюдения за состоянием собственного организма




68

2

Повторение тем: «Покровные органы», «Выделительная система», «Анализаторы», «Железы внутренней секреции», «Нервная система», «Высшая нервная деятельность», «Индивидуальное развитие организма».








Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

УМК

  1. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват.учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника / сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010.

  2. Биология. Человек. 8 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2013.

  3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2013


Дополнительные материалы:

  1. Анатомия, физиология и гигиена человека. 8 класс. 45 таблиц

  2. Портреты ученых биологов

Интернет-ресурсы:

  1. Цифровые компоненты учебно-методическим комплексам по основным разделам курса биологии - http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=19&class=&learning_character=&accessibility_restriction=

  2. Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу биологии, в том числе задачник - http://school-collection.edu.ru/catalog/

  3. Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

  4. Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (могут быть в цифровом виде)

  1. DVD-фильмы по физиологии и гигиене человека.

  2. DVD-фильмы по анатомии человека.

  3. Фрагментарный видеофильм по оказанию первой помощи.

  4. Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)

  1. Мультимедийный компьютер Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

  2. Мультимедиа проектор

  3. Экран навесной

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Комплект микропрепаратов «Анатомия»

  2. Микропрепараты по анатомии.

  3. Микроскоп школьный

  4. Набор принадлежностей для лабораторных работ по биологии

  5. Лупа ручная




«СОГЛАСОВАНО»

Протокол № _____ от «___»_______________ 2015г.

заседания ШМО учителей естественно-математического цикла



«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УВР _____________М.В. Аникина

01.09.2015г.






8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа и КТП по биологии 8 класс

Автор: Солдакова Марина Александровна

Дата: 24.08.2015

Номер свидетельства: 226738

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа по биологии 8 класс. КТП"
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-8-klass-ktp"
    ["file_id"] => string(6) "279188"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453205521"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Рабочая программа по биологии для 10-11 классов"
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia_programma_po_biologii_dlia_10_11_klassov"
    ["file_id"] => string(6) "556335"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1598262111"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Рабочая программа + ктп биология 7кл"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_proghramma_ktp_biologhiia_7kl"
    ["file_id"] => string(6) "427964"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1505225615"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "КТП информатика 5 класс "
    ["seo_title"] => string(23) "ktp-informatika-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "115894"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412167739"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства