Технология проведения урока английского языка в условиях реализации ФГОС
Технология проведения урока английского языка в условиях реализации ФГОС
С утверждением ФГОС ученик перестает быть пассивным участником образоватeльного процесса: он наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, опрeделяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных цeлeй, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятeльности одноклассников, учитель здесь выступает помощником.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология проведения урока английского языка в условиях реализации ФГОС»
Выступление на МО
Тема: «Технология проведения урока английского языка
в условиях реализации ФГОС»
Утверждeниe государствeнных образоватeльных стандартов второго поколeния возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятeльно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. В контексте новых образоватeльных стандартов методика преподавания иностранного языка претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всeстороннe развитой личности.
Ученик перестает быть пассивным участником образоватeльного процесса: он наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, опрeделяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных цeлeй, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятeльности одноклассников, учитель здесь выступает помощником.
Подготовка класса уроку.
Первое, о чем должен подумать учитель, не только иностранного языка, а любой, – это о создании интересной, творческой атмосферы на уроке. Причем здесь важно эмоциональное состояние и учителя, и учащихся. Если цель урока научить общаться и говорить, то очень важно подготовить класс к этому. Если состояние учащихся взбудораженное и напряженное, следует несколько минут посвятить тому, чтобы их успокоить. Например, предложить что-то нарисовать, спеть песенку, повторить рифмовку или просто поговорить.
Второе, что должен сделать учитель при подготовке к уроку – четко сформулировать цель занятия для себя и для учащихся. Нужно помнить, что изучения языка – это не цель, это средство приобретения навыков необходимых в жизни. Поэтому на уроках иностранного языка следует учить не только языку, но и с помощью языка. Именно это позволит достичь тех компетенций, которые прописаны во ФГОСах – ориентацию на применение знаний, полученных на занятиях.
Такой целью может быть приобретение социального навыка. То есть язык нужен для того, чтобы научить общаться. Социальная цель достигается через обучение учащихся разговаривать на языке: задавать вопросы, выражать свою мысль так, чтобы она была понятна собеседнику.
Также такой целью может быть формирование критического мышления.
И собственно основной целью самого процесса обучения иностранному языку является приобретение профессиональных навыков в будущем.
Достижение этих целей невозможно, если тот материал, который преподается на занятии не находит эмоционального отклика у учащихся. Эффективность обучения иностранному языку будет зависеть от заинтересованности учащегося в той деятельности, которую ему предлагает учитель. Частично этого можно достигнуть через поисковую работу, через исследование, которое проводит сам учащийся.
Для достижения этих целей важно, чтобы примерно 20% времени урока говорил учитель, а 80% – учащиеся. Цель учителя в данном случае контролировать образовательный процесс: задавать тему урока, поправлять, поощрять и т.д. По статистике учащийся запоминает на уроке 20% того, что говорит учитель, и 80% того, что говорят его одноклассники.
Методика организации урока
1. Вступительное слово
2. Работа с текстами, упражнения и другие виды образовательного процесса
3. Подведение итогов
Вступительное слово или введение в урок важно для того, чтобы дети собрались и приготовились к уроку. Для учащихся начальной и средней школы такое вступление можно сделать в виде пения простой песенки на изучаемом языке. Это создаст ритм и задаст настроение уроку и даст возможность повторить некоторые правила или лексические единицы, которым посвящена песенка. Хорошо, если есть возможность и закончить урок песней. Это снимет напряжение, которое могло возникнуть на уроке и подготовит детей к отдыху на перемене.
Далее учитель подводит учащихся к осознанию темы урока, а учащиеся сами формулируют тему урока. На этапе формулирования темы и целей урока у учащихся формируются познавательные и регулятивные УУД. При обучении целеполаганию, возможно введение проблемного диалога. Учащимся дается проблемная ситуация, в которой они определяют границу своего знания – незнания и ставят цель на урок. Учитель задает вопрос: «Для чего нам это нужно?» Здесь может прозвучать несколько вариантов: «Чтобы правильно говорить», «Чтобы нас правильно понимали». Так, проблемная ситуация подвела детей к теме урока и к формулированию цели.
На этапе планирования учитель и учащиеся в совместной деятельности определяют последовательность работы на уроке. Здесь целесообразно использовать интерактивную доску, где можно на слайде схематически изобразить этапы работы на уроке. Также возможно использовать иллюстрации, схемы, модели.
Что касается непосредственной работы на уроке, то нужно помнить, что каждый учащийся имеет разные когнитивные способности к запоминанию и воспроизведению информации, поэтому следует готовить разные формы и виды заданий. Объяснение теоретического материала на уроке иностранного языка должно занимать минимум времени. Необходимо сразу выходить в практику. То есть нельзя, чтобы весь урок был посвящен грамматике. А объяснение нового материала должно сопровождаться проговариванием, изображением, параллельным написанием ключевых элементов новых правил. То есть нужно одновременно использовать разнообразные средства обучения для того, чтобы донести материал до учащихся с разными когнитивными навыками. Причем чем младше учащийся, тем более разнообразными должны быть средства обучения так как в этом возрасте учащийся будет воспринимать только ту информацию, которая затрагивает его эмоции.
При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также нужно предлагать более сложные задания для сильных учеников.
Кроме того, необходимо продумать формы организации работы учащихся на уроке. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. На уроке иностранного языка очень часто используется работа в парах: дети составляют разного рода диалоги (диалог-расспрос, диалог-знакомство, диалог-побуждение к действию). Но для того, чтобы эта форма работы была максимально эффективной, необходимо предлагать детям ситуации, близкие им по интересам и по возрасту, чтобы они понимали значимость знания языка. Также при организации парной работы необходимо, чтобы дети следовали определенным правилам общения: говорить по очереди, не перебивать друг друга, слушать внимательно собеседника, не мешать другим парам, говорить вполголоса.
Работа в группах не менее важна на уроке иностранного языка. Она требует большей подготовки, но при этом дает значимый результат. Детей в группы стоит объединять так, чтобы в каждой группе были и «сильные», и «слабые» ученики. Так, «сильные» учащиеся могут занять позицию лидера, организовать деятельность группы, помогать другим и представлять конечный результат, а «слабые» учащиеся будут тянуться за остальными, выполнять посильную для них работу, тем самым ощущая собственную значимость для группы. Здесь важно, чтобы такие ученики не отстранились от работы и не переложили всю работу на остальных участников группы. Учителю необходимо следить за этим и иногда ненавязчиво вмешиваться в их деятельность.
Для эффективного освоения иностранного языка учащимися образовательных организаций можно внести в процесс обучения элемент игры. Игра – это вид деятельности, с определенной целью и с элементами развлечения. Существуют два вида игр: соревнование и сотрудничество. При сотрудничестве игроки или команды работают вместе над одной целью. В соревновании они пытаются превзойти своего соперника в достижении этих же целей.
При изучении иностранного языка нужно использовать коммуникативные игры. Это значит, что нужно делать больший акцент на успешное общение, чем концентрироваться на языковых ошибках.
Игра – это не просто развлечение. Нужно использовать игру как элемент обучающей программы. И желательно, чтобы игра была кульминацией урока или темы, когда материал уже дан, отработан, усвоен и его уже можно использовать.
Таким образом, если учащиеся хотят участвовать в игре, а для этого им придется заговорить на иностранном языке.
При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. Так, предлагаю ребятам 5 класса использовать ромашки разного цвета («зеленая» – у меня все получилось, я справился с заданием без ошибок; «желтая» – у меня получилось выполнить задание, но были некоторые трудности, я допустил от 1 до 3 ошибок; «красная» – SOS, я не смог выполнить задание, допустил слишком много ошибок). Показ определенной ромашки сопровождается устным пояснением, почему именно такой цвет выбран.
При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного диалога или прочитанного рассказа по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий.
Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ. С детьми заранее оговариваются критерии оценивания работы. Начать можно с взаимопроверки буквенных или словарных диктантов. При этом учитель должен представить образец выполнения задания. Также с детьми заранее оговариваются критерии оценивания работы.
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы учителя. Начать можно с вопросов: Чему научились на уроке? Что нового узнали? Достигнута ли цель урока? Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей: Понравилось ли на уроке? Что понравилось больше? Что вызвало трудности? Почему не получилось? Здесь замечательно использовать смайлики, которые дети размещают в листах обратной связи или раскрашивают тот смайлик, который наиболее точно описывает их состояние.
Также важно проводить рефлексию не только по итогам одного урока, но и по итогам четверти, полугодия, после изучения какой-то темы.
При систематическом применении описанных выше приемов по оцениванию своей деятельности и деятельности одноклассников, можно говорить о формировании объективного отношения ребенка к себе и другим, что важно, когда речь идет и о формировании группы личностных результатов.
Проектируя любой урок, направленный на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, необходимо максимально использовать главное средство обучения – учебник. Сейчас большинство используемых в практике учебников английского языка прошли экспертизу на соответствии ФГОС. Планируя урок, нужно внимательно изучить предлагаемые авторами учебника задания, определить, на формирование каких УУД они направлены, какие из них выбрать, учитывая индивидуальные особенности учеников.
Итак, в условиях введения в практику работы ФГОС, учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Для этого важно понять, какими должны быть критерии результативности урока. Кратко их можно описать так:
1. На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности в учебном процессе и их мотивацию к учебной деятельности.
5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, использую для этого специальные приемы.
7. Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие успехи.
8. Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.
9. На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками, дети не боятся выражать свое мнение, доказывать свою точку зрения.
Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергать. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.